Философские идеи Омар Хайяма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, доклад

Краткое описание

Омар Хайям — великий представитель литературы Востока,
создатель одного из самых сложных жанров персидской поэзии —рубай.
Рубаи — это оригинальные философско-лирические четверостишия, в которых три строки рифмуются между собой. Изначально они объединялись в тематические группы и исполнялись как куплеты одной песни, разделяемые паузой.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ И ПОЭЗИЯ ( ОМАР ХАЙЯМ).docx

— 26.12 Кб (Скачать)

 

Философские идеи Омар Хайяма

 

Много великих философов, поэтов дала Земля! До наших дней дошли  имена самых великих: Туси, Беруни,Саади,Абу Али  Ибн Сина …. И сегодня рядом с нами живут много таких людей. Но история хранит имя еще одного великого мыслителя, поэта, врача, астронома, математика, биолога…

И все знают  это имя…

Беспощадная судьба, наши планы круша.

Час настанет - и тело покинет душа.

Не спеши, посиди на траве, под которой

Скоро будешь лежать, никуда не спеша.

                                                Омар Хайям

Омар Хайям — великий  представитель литературы Востока, 
создатель одного из самых сложных жанров персидской поэзии —рубай. 
Рубаи — это оригинальные философско-лирические четверостишия, в которых три строки рифмуются между собой. Изначально они объединялись в тематические группы и исполнялись как куплеты одной песни, разделяемые паузой.

О  поэзии  Омара  Хайяма  исследователи  судят  по-разному.   Некоторые 
считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время.  И  все  же  рубаи  Хайяма, не зная ни  временных,  ни  национальных  границ,  пережили века и династии, дошли    до    наших дней. Омар Хайям был одним из самых философичных поэтов классического Востока.

Лирические стихи поэта о  любви и дружбе, о поиске смысла жизни и о многом другом - оптимистичные  и скорбные, практические и возвышенные, всегда наполнены глубоким философским  смыслом.

В день завтрашний нельзя сегодня  заглянуть,

Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить  осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь.

 

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Многие идеи Хайяма перекликаются  с философскими направлениями.

Прежде всего это тема радости, удовольствия, которое человек может  и должен получать от жизни. По мнению О. Хайяма, каждый рожденный на земле  еще при жизни должен получить свою меру счастья. Именно в нем наибольшая ценность человеческого существования. Того же мнения придерживались эпикурейцы, считая, что человек есть чувственное  существо, а потому его чувства  выступают критерием нравственности; главная жизненная задача человека - достижение счастья и душевной невозмутимости .Как и у эпикурейцев, в понятии «счастье» для Хайяма заключается несколько смыслов. Это и умение любоваться красотой окружающего мира, его неповторимостью, и увеселение  своего духа  и  тела. Хайям утверждает, что в основе человеческой жизни лежит любовь, дарующая счастье всему живому:

 
Изначальней  всего  остального  —любовь.

В  песне юности  первое слово —любовь.

О  несведущий   в   мире   любви горемыка,

Знай,что всей нашей  жизни  основа—любовь!

Эти строки свидетельствуют  о том, что именно любовь является главной духовной основой нашего бытия.

И, наконец, еще  один эпикурейский мотив заключается  в отношении к 

смерти. Смерть для Хайяма была переходом в небытие. Он призывал избавиться от страха перед ней. Он считал, что после смерти все мы превратимся в прах, в мельчайшие частицы, похожие на атомы. Многие рубаи отражают представление о вечном странствии неделимых частиц из одного соединения в другое.

Я однажды кувшин говорящий купил.

"Был я шахом! - кувшин безутешно вопил. -

Стал я прахом. Гончар меня вызвал из праха 

Сделал бывшего  шаха утехой кутил".

---

Этот старый кувшин на столе бедняка 

Был всесильным везиром  в былые века. 

Эта чаша, которую  держит рука, -

Грудь умершей  красавицы или щека..

 

Если  из предшественников О. Хайяма можно  сопоставить с эпикурейцами, то из последователей – с мыслителями  эпохи Возрождения. Прежде всего  это касается двойственной оценки человека. Великие гуманисты, деятели Ренессанса считали, что «человек - мера всех вещей», он – «венец вселенной»,  и боролись  за  возвращение  человеку  утраченного достоинства.

Цель творца  и вершина творения -мы.

Мудрость,разум,источник прозрения- мы

Этот круг мироздания перстню подобен.-

В нем  граненый алмаз,без сомнения, мы

 Жалящие,  как змея, стихи и философия,  которую проповедовал Омар Хайям,  афоризмы и гуманистические идеи  сближают его с гуманистами  эпохи Ренессанса, изобличающими  существующие порядки и насмехающимися  над пороками, которые царили  в обществе того времени. Как  титаны Возрождения, Хайям   страстно желал переустройства мира и делал для этого все,  что в  его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд  на  звезды,  вникал в  тайны мироздания и помогал людям  освобождаться  от  духовного рабства, в том числе религиозного. 

Многогранно и уникально творчество Омара Хайяма. Критики отмечают, что по своеобразию и глубине  созданных им произведений ему нет  равных ни среди его современников, ни среди последующих поколений. Им написано великое множество стихотворений  и трактатов. И людей во все  времена не перестает интересовать ход его мыслей, восхищать и  удивлять мудрость, звучащая в его  творчестве. Всю жизнь свою посвятил великий мыслитель постижению смысла человеческого бытия. Но даже он не смог до конца разгадать эту тайну. И все же безмерна ценность заветов  философа: 
 
Смысла жизни открыть не пытайся секрет,

Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет,

Лучше рай сотвори на зеленой  лужайке — 

На небесный надежды особенно нет.

На  примере творчества Омара Хайяма особенно чувствуется духовное родство  философии и поэзии. Истинная поэзия – это откровение о предельных вопросах бытия. И поэтому глубинная  поэтическая мысль всегда является философской.

Но  философия придерживается точной и  однозначной терминологии. Поэт играет словами. Он никогда не стремится  высказать строгую, последовательную истину, он всегда что-то недоговаривает.

Научное и литературное наследие Омара  Хайяма служило и служит Человеку,являясь  яркой страницей в культуре народов  мира.

Рубаи Омара Хайяма - классика средневековой  восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова. Читайте  рубайат медленно. Не торопитесь, почти  каждое четверостишие рождает желание  задуматься...

 И в заключение, хотелось  бы прочитать несколько строк из рубай, которые заставили меня задуматься о многом:

 

               Для того, кто за внешностью видит нутро,

               Зло с добром - словно золото  и серебро.

               Ибо то и другое - дается на  время,

               Ибо кончатся скоро и зло,  и добро.

 

   Не завидуй тому, кто силен и богат.

               За рассветом всегда наступает  закат.

               С этой жизнью короткою, равною  вздоху,

               Обращайся как с данной тебе  напрокат.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философские идеи Омар Хайяма