Виды философского натурализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:29, доклад

Краткое описание

Онтологический натурализм, в рамках которого обсуждаются вопросы о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического натурализма является утверждение вида «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия). К положительным вариантам онтологического натурализма можно отнести многие формы физикализма и материализма.

Файлы: 1 файл

виды филос.натурализма.docx

— 15.20 Кб (Скачать)

Виды философского натурализма

Онтологический натурализм, в рамках которого обсуждаются вопросы  о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического  натурализма является утверждение  вида «Все что существует, имеет  определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия). К положительным вариантам онтологического натурализма можно отнести многие формы физикализма и материализма.

Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности — экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.

Семантический натурализм описывает процесс смыслообразования и признаки, отличающие осмысленные предложения от бессмысленных. Ядром семантического натурализма является утверждение о том, что философские утверждения относительно языка, имеющие познавательную ценность, должны формулироваться в рамках естественных наук. Семантический натурализм имеет сильную и слабую версии. Сильная версия натурализма выставляет требование логической редукции, согласно которому, все осмысленные суждения следует сводить к суждениям естественных наук, особенно физики, что обеспечит терминологическую и методологическую гомогенность и единство. Слабая версия семантического натурализма преследует цель разработать способ провести границу между эмпирической и теоретической областями в научной теории.

Методологический  натурализм (сциентизм), в рамках которого обсуждаются допустимые в философии  методы. Методологический натурализм имеет слабую и сильную версии. Сильная версия методологического  натурализма утверждает, что в  философии допустимы исключительно  естественно-научные методы, которые используются в естественных науках, поскольку только они ведут надежным путем получения знаний. Эта версия часто формулируется как требование исключить из научного рассмотрения телеологическое объяснение в пользу причинного.

Слабая версия методологического  натурализма является вариантом  утверждения об отсутствии четких границ между различными естественными  науками. Поскольку строгих границ, по мнению методологического натуралиста, не существует, возможно перенесение методов естественных наук в область наук гуманитарных. Обе версии методологического натурализма исключают возможность трансцендентальной философии и исследований в области теории познания, выходящие за рамки материальной области. Ярким примером сциентизма является программа натурализации эпистемологии Куайна: «Эпистемология, или что-то подобное, просто оказывается частью психологии и, следовательно, естественной наукой. Она изучает природные явления, такие как физический человеческий субъект».[1]

Социальный натурализм, исходя из идеи природной целостности  мира, формулирует основной вопрос современного мировоззрения следующим  образом: «Является ли социальное природным?»  и предлагает рассматривать социальное как «третью природу», генетически  возникшую в результате развития первой — «физической природы» и  второй — «биологической природы» (так называемая "теория трех природ"). Сущность теории социального натурализма состоит в признании существования наряду с физической и биологической природами также социальной природы, которая существует по своим, присущим ей законам - законам социальной природы, отличным от законов физической и биологической природ. В соответствии с социальным натурализмом социальные феномены, как и физические и биологические феномены, существуют по законам природы, но эти законы есть законами не физической или биологической природы, а законами социальной природы, то есть он «открывает» «третью природу» — социальную природу. Это исключает редукционизм в объяснении социальных феноменов. Социальный натурализм является основой для так называемой натуралистической философии. «Основной вопрос натуралистической философии» в свете социального натурализма приобретает следующее выражение: «Какова роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам природы?». Решается этот вопрос так: воля и сознание — это средства приспособления людей к законам природы (а не средства противодействия законам природы). Социальный натурализм предполагает «реформирование» социальных наук в «натуралистические» и таким образом — конвергенцию социальных и несоциальных («естественных») наук.[2]

Антинатурализм

Онтологический антинатурализм выступает против сведения всех процессов к причинно обусловленным, указывая на акты свободы воли и творческую активность человека.

Эпистемологический антинатурализм защищает право на существование альтернативных (не натуралистических) теорий познания.

Семантический антинатурализм утверждает осмысленность определенного класса высказываний, которые касаются описания психического состояния субъекта, несводимого к физикалистскому языку.

Методологический  антинатурализм ставит вопрос о допустимости применения данных естественных наук для решения философских проблем, поскольку естественнонаучные методы не гарантируют достоверного знания.

Критика натурализма

1. Самообращение.  Натурализм сам ненаучный и,  таким образом, недостаточно обоснован.  Аргумент самообращения может  быть усложнен дополнительным  рассуждением о том, что принципы  натурализма не являются априорными  и, следовательно, должны оцениваться  не как достоверные суждения, а как вероятностные.

2. Возможность альтернативных  подходов. Поскольку натурализм  не достоверен, постольку натуралистические  указания на то, какие области  и аспекты человеческой деятельности  доступны для изучения, не запрещают  альтернативных подходов. Эта брешь  в основании натурализма является  лазейкой не только для вполне  легитимных альтернативных философских  методов — спекулятивной метафизики, интроспекции, ментализма, экзистенциализма, но и для эзотерики, мистики, спиритуализма.

3. Нормативность  Согласно натурализму, решение  философских проблем возможно  только на основе данных естественных  наук. Но если эпистемологические проблемы являются научными проблемами, то философы не должны вмешиваться в решение этих проблем. 

5. Теоретическая нагруженность языка и наблюдения. Одна из задач натуралиста — дать описание области ментальных явлений в научных терминах, без ссылки на «духовное». В словарь натуралиста входят такие термины, как «информация», «значение», «репрезентация», «признаки». Однако определение этих терминов подразумевает субъекта, его представление и понимание, целевые установки. Информация предполагает наличие канала передачи и декодирующее устройство, в качестве которых, применительно к человеческому субъекту, понимаются органы чувств и сознание. Значение зависит от словоупотребления в речи, репрезентация возможна там, где возможна интерпретация и понимание, признак является признаком для кого-то. Таким образом, натуралисту не удается избежать менталистской терминологии.

Информация о работе Виды философского натурализма