Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:29, доклад
Онтологический натурализм, в рамках которого обсуждаются вопросы о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического натурализма является утверждение вида «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия). К положительным вариантам онтологического натурализма можно отнести многие формы физикализма и материализма.
Виды философского натурализма
Онтологический натурализм,
в рамках которого обсуждаются вопросы
о том, что существует, или не существует
в мире. Центральным тезисом
Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности — экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.
Семантический натурализм
описывает процесс
Методологический
натурализм (сциентизм), в рамках которого
обсуждаются допустимые в философии
методы. Методологический натурализм
имеет слабую и сильную версии.
Сильная версия методологического
натурализма утверждает, что в
философии допустимы
Слабая версия методологического натурализма является вариантом утверждения об отсутствии четких границ между различными естественными науками. Поскольку строгих границ, по мнению методологического натуралиста, не существует, возможно перенесение методов естественных наук в область наук гуманитарных. Обе версии методологического натурализма исключают возможность трансцендентальной философии и исследований в области теории познания, выходящие за рамки материальной области. Ярким примером сциентизма является программа натурализации эпистемологии Куайна: «Эпистемология, или что-то подобное, просто оказывается частью психологии и, следовательно, естественной наукой. Она изучает природные явления, такие как физический человеческий субъект».[1]
Социальный натурализм, исходя из идеи природной целостности мира, формулирует основной вопрос современного мировоззрения следующим образом: «Является ли социальное природным?» и предлагает рассматривать социальное как «третью природу», генетически возникшую в результате развития первой — «физической природы» и второй — «биологической природы» (так называемая "теория трех природ"). Сущность теории социального натурализма состоит в признании существования наряду с физической и биологической природами также социальной природы, которая существует по своим, присущим ей законам - законам социальной природы, отличным от законов физической и биологической природ. В соответствии с социальным натурализмом социальные феномены, как и физические и биологические феномены, существуют по законам природы, но эти законы есть законами не физической или биологической природы, а законами социальной природы, то есть он «открывает» «третью природу» — социальную природу. Это исключает редукционизм в объяснении социальных феноменов. Социальный натурализм является основой для так называемой натуралистической философии. «Основной вопрос натуралистической философии» в свете социального натурализма приобретает следующее выражение: «Какова роль воли и сознания людей в мире, существующем по законам природы?». Решается этот вопрос так: воля и сознание — это средства приспособления людей к законам природы (а не средства противодействия законам природы). Социальный натурализм предполагает «реформирование» социальных наук в «натуралистические» и таким образом — конвергенцию социальных и несоциальных («естественных») наук.[2]
Антинатурализм
Онтологический антинатурализм выступает против сведения всех процессов к причинно обусловленным, указывая на акты свободы воли и творческую активность человека.
Эпистемологический антинатурализм защищает право на существование альтернативных (не натуралистических) теорий познания.
Семантический антинатурализм утверждает осмысленность определенного класса высказываний, которые касаются описания психического состояния субъекта, несводимого к физикалистскому языку.
Методологический антинатурализм ставит вопрос о допустимости применения данных естественных наук для решения философских проблем, поскольку естественнонаучные методы не гарантируют достоверного знания.
Критика натурализма
1. Самообращение.
Натурализм сам ненаучный и,
таким образом, недостаточно
2. Возможность альтернативных
подходов. Поскольку натурализм
не достоверен, постольку натуралистические
указания на то, какие области
и аспекты человеческой
3. Нормативность
Согласно натурализму, решение
философских проблем возможно
только на основе данных
5. Теоретическая нагруженность языка и наблюдения. Одна из задач натуралиста — дать описание области ментальных явлений в научных терминах, без ссылки на «духовное». В словарь натуралиста входят такие термины, как «информация», «значение», «репрезентация», «признаки». Однако определение этих терминов подразумевает субъекта, его представление и понимание, целевые установки. Информация предполагает наличие канала передачи и декодирующее устройство, в качестве которых, применительно к человеческому субъекту, понимаются органы чувств и сознание. Значение зависит от словоупотребления в речи, репрезентация возможна там, где возможна интерпретация и понимание, признак является признаком для кого-то. Таким образом, натуралисту не удается избежать менталистской терминологии.