Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.
В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:
Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.
Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.
Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.
Введение
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для
возникновения марксистской
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы
Введение
Современная философия предлагает нам разнообразие течений и теорий, от упорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего к идеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознания психоанализа, и каждый вправе решить, какой философской концепции он будет поддерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошлом веке, в нашей стране все поголовно должны были отдавать предпочтение вполне конкретному течению – марксизму, а точнее, его побочной форме, ленинизму. И на протяжении долгих лет философская мысль в Советском Союзе буквально топталась на месте, поскольку не имела права выйти за рамки теории диалектического материализма. Причиной возникновения такой ситуации исследует и определяет отечественная история, часть из них обусловлена состоянием экономики, политики, международных отношений. Но самим явлением марксизма, самим рождением синтеза диалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела, человеку, который имел весьма опосредованное отношение к судьбе Российского государства. Он был экономистом, журналистом, исследователем, организатором революционных движений в европейских странах. А ещё - в первую очередь – философом. Его звали Карл Маркс.
Не в пример тому, что было несколько десятков лет назад, сегодня марксизм не занимает господствующее положение в отечественной философии. Но законы диалектики, который исследовались Гегелем, Марксом, Энгельсом, признаны всеобщими, действительными для нашего бытия. Их действие прослеживается во многих науках, не только в философии, и Маркс был первым, кто доказал, что эти законы действуют и в экономике. Этому посвящён его монументальный многотомный труд "Капитал", из которого наиболее широко известен и читаем первый том, единственный, вышедший при жизни Маркса. Глубокий анализ механизмов капиталистических отношений, данный в этом трактате, представляется нам актуальным и по сей день, ведь сегодня практически все развитые страны мира живут при капитализме. Не столь уж устарело и философское значение работы Маркса, ведь сегодня существует такое вполне устойчивое и многообразное направление философской мысли, как неомарксизм.
Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.
В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:
Рассмотреть предпосылки,
создавшие условия для
Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.
Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.
Благодаря широкому
распространению марксизма-
Данный реферат
содержит только одну главу, вмещающую
в себя три параграфа. В первом
приводится обзор предпосылок для
возникновения марксизма, рассматривается
процесс формирования философских
взглядов Карла Маркса. Во втором анализируется
связь экономического трактата "Капитал"
с течением диалектического материализма,
также созданным Марксом, доказывается
отражение в содержании "Капитала"
трёх основных законов диалектики.
И в третьем параграфе
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки
для возникновения
Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий "грех" – с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.
В марксистской философии
сформулирован исходный принцип
понимания задачи новой философии,
который во многом определили ее черты:
прежние "философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается
в том, чтобы изменить его". В
своей философии они видели орудие
революционного, радикального изменения
мира. Но прежде чем изменять мир, его
необходимо объяснить и познать.
Поэтому они вырабатывают адекватные
этой задаче теоретические принципы
своей философии, то есть марксистской
философии. Они считают, что основным
вопросом философии является вопрос
о соотношении материи и
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР,
социалистические страны Восточной
Европы, Азии и Африки) марксистская
философия была возведена в ранг
официальной государственной
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
предшествующая
материалистическая философия (Демокрита,
Эпикура, английских материалистов XVII
в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских
просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-
бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
нарастание социально-
кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
В XIX веке Англия, а
вслед за ней и другие капиталистические
страны Европы время от времени переживают
экономические кризисы
Значительно разросшийся
за несколько лет пролетариат
в XIX веке впервые стал выступать
в качестве самостоятельной политической
силы. Постепенно объединяясь в национальном
масштабе, английские рабочие создали
чартистскую партию, главной задачей
которой была борьба за предоставление
трудящимися гражданских прав и
возможности участвовать в
Германия – родина
Карла Маркса – была по сравнению
с Англией и Францией отсталой
страной, она находилась в основном
на мануфактурной стадии развитии капитализма.
Немецкая буржуазия не обладала политической
властью, хотя представляла значительную
экономическую силу. Это означало
приближение буржуазной революции.
Здесь она вызревала в
Теоретическими
источниками марксизма
классическая немецкая философия, в особенности идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;
классическая английская политическая экономия, и прежде всего учения Смита и Рикардо;
критически-утопический социализм начала XIX в., в первую очередь учения Сен-Симона и Ш. Фурье.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс критически восприняли, материалистически переработали и развили дальше на новом фактическом и теоретическом материале "рациональное зерно" гегелевской диалектики и основные положения фейербаховского материализма.
Заслуга А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимости. Они утверждали, что стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом или предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечные естественный закон экономической справедливости. Марксисты высоко оценивали идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда.
Сен-Симон и Ш.Фурье пытались обосновать возможность и целесообразность перехода от капитализма к такому общественному устройству, основой которого будет общественная собственность и коллективный труд, где будет покончено с нищетой масс и все смогут удовлетворять свои разумные потребности. В трудах Карла Маркса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаны Сен-Симоном, Фурье и другими утопическими социалистами. Революционно-критически переработав их, основоположники марксизма подвели под социализм научное материалистическое основание, связали его с экономическим учением о прибавочной стоимости. Создание научного социализма имело громадное значение для развития философии марксизма как теоретической основы научного социализма.
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основных ступени:
переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,
разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).
Эволюция мировоззрения Карла Маркса:
Информация о работе Философские идеи в основе труда экономиста