Философские идеи в основе труда экономиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.
В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:
Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.
Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.
Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИЭУ.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Философские  идеи в основе труда экономиста

1.1 Предпосылки для  возникновения марксистской философии

1.2 Труд "Капитал"  как образчик диалектического  материализма

1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса  для развития философии

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная философия  предлагает нам разнообразие течений  и теорий, от упорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего  к идеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознания психоанализа, и каждый вправе решить, какой философской  концепции он будет поддерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошлом веке, в нашей стране все поголовно должны были отдавать предпочтение вполне конкретному течению – марксизму, а точнее, его побочной форме, ленинизму. И на протяжении долгих лет философская мысль в Советском Союзе буквально топталась на месте, поскольку не имела права выйти за рамки теории диалектического материализма. Причиной возникновения такой ситуации исследует и определяет отечественная история, часть из них обусловлена состоянием экономики, политики, международных отношений. Но самим явлением марксизма, самим рождением синтеза диалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела, человеку, который имел весьма опосредованное отношение к судьбе Российского государства. Он был экономистом, журналистом, исследователем, организатором революционных движений в европейских странах. А ещё - в первую очередь – философом. Его звали Карл Маркс.

Не в пример тому, что было несколько десятков лет  назад, сегодня марксизм не занимает господствующее положение в отечественной  философии. Но законы диалектики, который исследовались Гегелем, Марксом, Энгельсом, признаны всеобщими, действительными для нашего бытия. Их действие прослеживается во многих науках, не только в философии, и Маркс был первым, кто доказал, что эти законы действуют и в экономике. Этому посвящён его монументальный многотомный труд "Капитал", из которого наиболее широко известен и читаем первый том, единственный, вышедший при жизни Маркса. Глубокий анализ механизмов капиталистических отношений, данный в этом трактате, представляется нам актуальным и по сей день, ведь сегодня практически все развитые страны мира живут при капитализме. Не столь уж устарело и философское значение работы Маркса, ведь сегодня существует такое вполне устойчивое и многообразное направление философской мысли, как неомарксизм.

Цель данного  реферата – определить степень и  качество влияния экономического труда  Карла Маркса "Капитал" на историю  философии.

В ходе работы над  рефератом мной были определены следующие  задачи:

Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения  и массового распространения  такого направления, как диалектический материализм.

Проанализировать  связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического  материализма.

Сформировать собственное  представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.

Благодаря широкому распространению марксизма-ленинизма  в Советском Союзе, учебники и  очерки по философии, выпущенные в 60-80-хх годах ХХ века, неизменно посвящают  возникновению и развитию марксизма, а также деятельности самого Маркса немало обширных параграфов. Однако нельзя говорить об абсолютной объективности  этих сведений, так как они поданы в преувеличенно торжественной, восхваляющей манере. Информация, предлагаемая в более новых пособиях, довольно сжата, но более содержательна. Немало интересных статей на тему марксизма, биографии Маркса и его научной  деятельности можно обнаружить в  сети Internet.

Данный реферат  содержит только одну главу, вмещающую  в себя три параграфа. В первом приводится обзор предпосылок для  возникновения марксизма, рассматривается  процесс формирования философских  взглядов Карла Маркса. Во втором анализируется  связь экономического трактата "Капитал" с течением диалектического материализма, также созданным Марксом, доказывается отражение в содержании "Капитала" трёх основных законов диалектики. И в третьем параграфе оценивается  значение труда "Капитал" и изложенных в нём теорий Маркса для мировой  философии и некоторых других наук, а также для судьбы нашего государства.

 

Глава 1. Философские идеи в основе труда  экономиста

 

1.1 Предпосылки  для возникновения марксистской  философии

 

Марксистская философия  возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой  философской мысли до 90-х годов  ХХ века. Ее основоположниками явились  немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей  сути она является философией диалектического  материализма, с присущими ей особыми  принципами объяснения и понимания  бытия мира, человеческой истории  и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий "грех" – с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии  сформулирован исходный принцип  понимания задачи новой философии, который во многом определили ее черты: прежние "философы лишь различным  образом объясняли мир, но дело заключается  в том, чтобы изменить его". В  своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения  мира. Но прежде чем изменять мир, его  необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые  признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый  материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма  дала ответы на многие жгучие вопросы  своего времени. Она получила широкое  распространение (вышла за рамки  Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной  Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии  и была превращена в догму.

Возникновению марксизма  и марксистской философии способствовали:

предшествующая  материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов  сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение  проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация  труда);

крушение идеалов  Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых  противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская  коммуна 1871 г.);

кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение  буржуазии из революционной в  консервативную силу, кризис буржуазного  брака и нравственности).

В XIX веке Англия, а  вслед за ней и другие капиталистические  страны Европы время от времени переживают экономические кризисы перепроизводства, следствием которых является усиление безработицы, нищета и голод трудящихся. Таким образом выявилось несоответствие между производительными силами и производительными отношениями.

Значительно разросшийся  за несколько лет пролетариат  в XIX веке впервые стал выступать  в качестве самостоятельной политической силы. Постепенно объединяясь в национальном масштабе, английские рабочие создали  чартистскую партию, главной задачей  которой была борьба за предоставление трудящимися гражданских прав и  возможности участвовать в управлении страной. Неоднократные восстания  рабочих в 1830-х гг. происходили  во Франции, правда, "июльская революция" 1830 года завершилась не в их пользу.

Германия – родина Карла Маркса – была по сравнению  с Англией и Францией отсталой страной, она находилась в основном на мануфактурной стадии развитии капитализма. Немецкая буржуазия не обладала политической властью, хотя представляла значительную экономическую силу. Это означало приближение буржуазной революции. Здесь она вызревала в условиях, когда капитализм уже господствовал  в западноевропейских странах, а  в самой Германии был более  развитый пролетариат, уже заявлявший о своих классовых притязаниях. Таким образом, здесь создавались  условия для развёртывания классовой  борьбы пролетариата и буржуазии  в самом ходе буржуазной революции. Это своеобразие социально-экономического развития Германии и обусловило то обстоятельство, что она стала  родиной марксизма, исторически  подготовленного развитием капитализма  и классовой борьбы пролетариата во всех странах Европы.

Теоретическими  источниками марксизма являются:

классическая немецкая философия, в особенности идеалистическая  диалектика Гегеля и антропологический  материализм Фейербаха;

классическая английская политическая экономия, и прежде всего  учения Смита и Рикардо;

критически-утопический  социализм начала XIX в., в первую очередь учения Сен-Симона и Ш. Фурье.

Карл Маркс и  Фридрих Энгельс критически восприняли, материалистически переработали и  развили дальше на новом фактическом  и теоретическом материале "рациональное зерно" гегелевской диалектики и  основные положения фейербаховского материализма.

Заслуга А. Смита  и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимости. Они утверждали, что стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом или предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечные естественный закон экономической справедливости. Марксисты высоко оценивали идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда.

Сен-Симон и Ш.Фурье  пытались обосновать возможность и  целесообразность перехода от капитализма  к такому общественному устройству, основой которого будет общественная собственность и коллективный труд, где будет покончено с нищетой  масс и все смогут удовлетворять  свои разумные потребности. В трудах Карла Маркса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаны Сен-Симоном, Фурье и  другими утопическими социалистами. Революционно-критически переработав их, основоположники марксизма подвели под социализм научное материалистическое основание, связали его с экономическим учением о прибавочной стоимости. Создание научного социализма имело громадное значение для развития философии марксизма как теоретической основы научного социализма.

Создание философии  марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение  примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В  историческом процессе формирования философии  марксизма следует отметить две  основных ступени:

переход Маркса и  Энгельса с позиций идеализма  и революционного демократизма на позиции  диалектического материализма и  научного коммунизма, который завершается  к началу 1844 г.,

разработка основных положений диалектического и  исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).

Эволюция мировоззрения  Карла Маркса:

Информация о работе Философские идеи в основе труда экономиста