Основные философские идеи Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.

Оглавление

Введение 3
Биография Фридриха Ницше 4
Вечное возвращение 6
Сверхчеловек 8
Воля к власти 10
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.71 Кб (Скачать)

Омский Государственный Педагогический Университет

 

 

 

 

 

 

Реферат «Основные философские идеи Фридриха Ницше»

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2010

Оглавление

Введение 3

Биография Фридриха Ницше 4

Вечное возвращение 6

Сверхчеловек 8

Воля к власти 10

Заключение 12

Литература 13

 

Введение

Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.

 Меня заинтересовали такие понятия как сверхчеловек, вечное возвращение и воля к власти. В данной работе я попытаюсь проанализировать данные понятия. Все эти комплексы взаимосвязаны, но в, то, же время представляют собой вполне самостоятельные учения. По моему мнению, понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти.

 

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) —  немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени  и разработал собственную этическую  теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и  его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала  большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна  в литературных и артистических  кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих  пор вызывает много споров.

Ницше родился 15 октября 1844 года в  Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

Ницше был блестящим студентом  и приобрёл прекрасную репутацию  в научных кругах. Благодаря этому  он уже в 1869 году получил должность  профессора классической филологии  Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни  независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Творческая деятельность Ницше  оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью (ядерная «мозаичная» шизофрения). Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше  проживал в Германии, где о нём  заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г. в психиатрической  лечебнице в Веймаре

 

 

Вечное возвращение

 

Вечное возвращение разбивает идеалистическую веру, согласно которой развитие мира покоится на плане провидцев, стремящихся к тому, чтобы установить господство Морали. «Длительность существования без цели и без смысла – вот наиболее парализующая мысль особенно тогда, когда человек понимает, что над ним издеваются и все же не имеет силы оградить себя от этого. Продумаем эту мысль в самой страшной форме: жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечное возвращение».  Ницше пытается доказать учение о всеобщем возвращении. Он видит в нем необходимое последствие закона сохранения энергии. Закон этот заключается в том, что энергия или сила вообще не возникает и не уничтожается. Мировая энергия не убывает и не увеличивается. Она – навеки определенная, неизменная и, значит, ограниченная величина. Но раз мировая энергия – величина количественно определенная, то само количество ее проявлений не может быть беспредельным. Количество это может быть огромным, но в бесконечном времени все возможные комбинации должны быть исчерпаны; следовательно, в течение бесконечного времени всякая из возможных комбинаций должна повторяться; мало того, она должна повторяться бесконечное число раз. А так как в каждый данный момент существования мироздания бесконечное время уже протекло, то, стало быть, все возможные комбинации мировых сил уже бесконечное число раз повторялись и столь же бесконечно будут повторяться. Но так как между каждой данной комбинацией и ближайшим ее возвращением в будущем должны пройти все вообще возможные комбинации мировых сил, то мировой процесс представляется в виде круговорота, в котором вечно возвращаются абсолютно тождественные ряды событий. Ницше подчеркивает ту мысль, что его понимание мирового процесса составляет необходимое последствие атеистической точки зрения: если над миром нет иной высшей силы, направляющей его к цели, если над ним нет божественного произвола, то мировое движение не может быть чем-либо иным кроме процесса круговращения… Прежде всего, для человека всеобщее возвращение означает своего рода бессмертие, вечную жизнь. Но эта вечная жизнь не в каком-то ином мире, а именно в этом, в котором мы находимся сейчас. Ницше справедливо видит в этом бессмертии новое испытание и новую муку. «Вечное Возвращение – это не только избирательная мысль, но и избирательное бытие. Возвращается одно утверждение, … только радость возвращается назад. Все, что можно отрицать и что может отрицать, - все это отрицается в самом движении Вечного Возвращения…»

Вечное Возвращение есть повторение; именно повтор производит отбор, именно повторение приносит спасение. Изумительный секрет освободительного и избирательного повторения. Преобразование ценностей обретает, таким образом, четвертый и последний облик: оно подразумевает и порождает сверхчеловека. Ибо по сути своей человек существо реактивное, он соединяет свои силы с нигилизмом. Вечное Возвращение отвергает и гонит прочь такого человека».  То есть, по Ницше мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. По сути, это действия, направленные на моральное совершенствование человека. Ницше выступает с призывом прожить наши жизни полнокровно. И в этом утверждении есть два момента, один из которых делает идею Ницше в каком-то смысле бессмысленной. Во-первых, мы справедливо задаемся вопросом, а помним ли мы каждую из возвращающихся жизней? Если, да, мы, безусловно, можем в ней что-то изменить. А если нет, то нет и смысла в вечном возвращении. Очевидно, что Ницше хотел, чтобы эта идея стала жизненным принципом, только тогда человек может прийти к сверхчеловеку. Но этот образ вечного возвращения не совсем ясен нам, чтобы стать таковым.

 

Сверхчеловек

 

Нет ничего более ошибочного при оценке ницшеанской идеи «сверхчеловека», чем трактовать ее как основу своеобразной эволюционной доктрины, аналогичной доктрине Дарвина. Наоборот, он полемизирует с ними. Ницше противопоставляет дарвинизму два соображения: низшие формы не способны создать высшие формы, и – еще более досадное – в большей части одни лишь слабые и посредственные люди выигрывают в борьбе за жизнь. Правила требуют того, чтобы сильные личности с элитарными душами погибали или терпели бедствие. Нет никакой возможности проникнуться идеей Ницше о сверхчеловеке, если не признать доктрину селекции, которая выступает гарантом обязательного появления сверхчеловека; в первую очередь, это воспитание воли к власти самой по себе, воспитание, предназначенное для того, чтобы создать независимую сущность, делом жизни которой будет вечное возвращение.

Отбор по мысли Ницше, - это не чисто биологический процесс, направляемый природой, и не диалектика истории, а специальный метод обучения, направленный на воспитание воли к власти у компетентного меньшинства. Селекция по Ницше ориентирована на создание сверхчеловека, противостоя идеалистическому одомашниванию, ориентированному на создание «низшего» человека. Одомашнивание человека – это священническое изобретение, техникой которого является заглушение инстинктов в сочетании с формированием чувства вины и боязни греха. Отбор, по Ницше, напротив, старается облагородить инстинкты, а также придать им смысловое значение. Предлог «сверх» в слове «сверхчеловек» подразумевает выражение наиболее полного его значения: подчеркивается, что сверхчеловек появится лишь в результате преодоления самого себя, где воля к власти человека выполняет свое настоящее предназначение. Заратустра объявляет об этом: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено».  В этом случае необходимо четко разграничить: изменяется первым человек, а не окружающий его мир, который затем вынужден быстро приспосабливаться к нему. Ницше утверждает это, показывая, как человек, находящийся в упадке, трансформируется в сверхчеловека: «В человеке великое то, что он – мост, а не цель; что можно любить в человеке, так это то, что он есть переход и падение»;  и далее: «Я люблю тех, кто не знает, как надо жить, они – погибающие, потому что переходят на ту сторону».  «Сверхчеловек» есть нечто доселе не бывшее, это надо твердо помнить для ясного понимания всей концепции Ницше: Заратустра, а тем более сам Ницше, не типы «сверхчеловека», но лишь пророки и провозвестники его».  Таким образом, мы можем сказать, что учение о сверхчеловеке очень глубоко. Сверхчеловек – это не лучший человек, а вообще нечто иное, вот почему эту идею нельзя считать основой для идеологии нацизма. Ницше в этом понятии утверждает основной принцип поведения человека: каждый должен нести абсолютную ответственность за свои действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным должен сам создавать себе ценности.

 

Воля к власти

 

Это понятие является главным в философии Ницше. Он пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действия следует признать только этот источник. Этому понятию предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука. Ницше истолковывает мир, исходя из его философии воли к власти. Власть Ницше понимал как волю к власти, воля к власти - сущность власти. Власть – это не политический феномен по Ницше. Ницше находит, что там, где есть жизнь, всегда также есть и воля к власти. Понять что такое бытие, мы можем лишь через жизнь и волю к власти. Воля к власти ищет то, что есть жизнь на самом деле. Присущая жизни воля к власти – это не воля к жизни как просто жизни. Бытие, которое есть воля к власти, имеет под собой жизнь как нечто, от чего следует оказаться ради подлинного бытия. Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве, это стремлении господствовать и превосходить других в тех, кто является более сильным и более свободным.

Несмотря на формулы, в которых воля к власти определяется не как воля того или иного существа, но как борьба, стремящаяся лишь поддерживать самое себя, решающие позиции Ницше определяются как раз тем, что воля к власти, хотя всегда однородна, но в своем роде не единственна. Оценки у Ницше всегда кажутся неоднозначными: все зависит от точки зрения, с которой они осуществляются и получают свое особое право. Сущность воли к власти  может составлять как собственно власть, так и, наоборот, слабость. Слабость в воле к власти проявляется, например, везде, где побудительной силой выступает необходимость преодоления опасности. Истинная же власть как высокая ценность бытия, будучи осуществляемой в мире, может даже парадоксальным образом отвергнуть путь прямого приумножения власти. Ницше на собственном опыте знает, что у подлинно могущественных борьба идет как против грубой власти, так и против фактического превосходства бессилия, и что парадоксальные отношения власти и ценности достигают в этом своей кульминации. В действительности воля к власти представляет собой свойство, инвариантное для всех нас, как слабых, так и сильных. Это – не что иное, как присущее всему роду живых существ свойство. Что наиболее важно, оно не является неким особым побуждением наряду с другими, например с половым влечением: и половой инстинкт, и потребность утолить голод, и любые другие возможные стремления суть не что иное, как формы или вариации воли к власти. Таким образом, мы вправе сказать, что воля к власти является фундаментальной движущей силой. Однако воля к власти – это не то, чем мы располагаем. А то, что мы собой представляем на самом деле. Не только мы суть воля к власти, а и все вообще в человеческом и животном мире, в мире одушевленном и материальном.

 

Заключение

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском  исследовании, есть много ценного для нашего времени. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог  предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и зла".

Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено, как только негативное, или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.

 

 

Литература

 

  1. Виндельбанд В. «От Канта до Ницше» / пер. с нем. под ред. А.И.Введенского. – М.: «Канон-пресс», 1998.- 496 с.
  2. Делёз Ж. Ницше / Пер. с франц., посл. и коммент. С.Л. Фокина. – СПб.: Axioma, 2001. – 184с.
  3. Ницше Фридрих  Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М.: «Refl-book», 1994. – 352 с.
  4. Новиков А. «Так говорил Фридрих Ницше» – Аврора, №11-12/1992
  5. Патрушев А.И. «Жизнь и драма Фридриха Ницше» – Новая и новейшая история, №5/1993
  6. http://www.biografguru.ru/about/nicshe/?q=844

 

 


Информация о работе Основные философские идеи Фридриха Ницше