Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 19:31, реферат
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.
1. Введение…………………………………………………………………………………………..3
2. Раннее Возрождение……………………………………………………………………………..4
3. Высокое Возрождение…………………………………………………………………………...7
4. Позднее Возрождение……………………………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………………………………11
Библиографический список……………………………………………………………………….
Содержание
Основные идеи Ренессанса
1.
Введение…………………………………………………………
2. Раннее Возрождение…………………………………………………
3. Высокое Возрождение…………………………………………………
4. Позднее Возрождение…………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Введение
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета. |
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
В классических формах
Главная особенность
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки
были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось
только с 20-х
годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это
движение началось значительно позже.
К концу XV века оно достигло своего
наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей
Возрождения, многие его нормы изменились,
обнаружились черты кризиса. В Западной
Европе это сказалось в возникновении
академизма и маньеризма в изобразительном
искусстве, в наступлении религиозности
и мистицизма на светскую и гуманистическую
культуру. Обозначился разрыв между искусством
и наукой, красотой и пользой, между духовной
и физической жизнью человека.
Гуманизм позднего
Возрождения обогатился сознанием противоречивости
жизни, трагическим мироощущением, что
проявилось в творчестве крупнейших его
представителей - Шекспира, Микеланджело.
Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
В развитии культуры Возрождения различают
следующие этапы: Раннее Возрождение,
представителями которого были Петрарка,
Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто
и др.; Высокое Возрождение, представленное
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем,
Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение,
когда обнаруживается кризис гуманизма
(Шекспир, Сервантес).
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения
считается переходной от Средних веков
к Новому времени. В этот период происходят
изменения в экономической и культурной
жизни. Появляются первые зачатки капиталистической
промышленности, развивается банковское
дело, международная торговлю. В это время
формируется научная картина мира, зарождается
экспериментальное естествознание, крупнейшими
учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно,
Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая
система. Кроме того, совершаются открытие
новых земель и первые кругосветные путешествия
Колумба, Магеллана.
В разных странах культура
Возрождения развивается
Объединяют культуру
различных европейских народов идеи гуманизма.
Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного
и нравственного развития человеческих
способностей, наиболее полно выражает
основную направленность европейской
культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают
все слои общества - купеческие круги,
религиозные сферы, народные массы. Складывается
новая светская интеллигенция. Гуманизм
утверждает веру в безграничные возможности
человека. Благодаря гуманистам в духовную
культуру приходят свобода суждений, независимость
по отношению в авторитетам, смелый критический
дух. Личность, могучая и прекрасная, становится
центром идеологической сферы.
Первым гимном достоинству
человека стала “Божественная комедия”
Данте Алигьери - произведение, соединившее
в себе поэзию, философию, Теологию, науку,
проникнутое верой в земное предназначение
человека. Младший современник Данте -
Франческо Петрарка, философ и лирический
поэт, считается родоначальником гуманистического
движения в Италии. В произведениях итальянских
гуманистов присутствует главная идея
о том, что человек творец своей судьбы
и себя самого, как, например в сочинении
Пико делла Мирандола “О достоинстве
человека”. По мысли гуманистов, человек
обладает свободой действий, он сам управляет
судьбой и обществом, делая рациональный
выбор.
В период расцвета
гуманизма наука, поэзия, архитектура,
изобразительные искусства достигли небывалого
размаха. Многие властители стали покровителями
искусств. Эти люди зачастую сочетали
в себе черты чудовищных злодеев и тонких
ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху
Возрождения переплетались самым причудливым
образом.
Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки - латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.
На культуру Ренессанса
Культура Возрождения
Проторенессанс, или треченто, тесно
связан со средневековьем, с романскими,
готическими, византийскими
Обращение к человеку способствовало развитию ещё одного ключевого понятия – индивидуализма. В период эпохи Возрождения оно сыграло важную роль в борьбе за освобождение личности от наследия феодализма. Мыслители Возрождения обращаются не только к человеку и его прошлому, но и к его роли и месту в окружающем мире. Их интересует сама природа в целом и отдельные природные явления, они пытаются философски толковать их суть. Получают новое развитие идеи натурфилософии, крупнейшими представителями которой явились итальянцы Бернардино Телезио, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Джероламо Кардано, а также англичанин Фрэнсис Бэкон и швейцарец Парацельс. Всё это будило мысль и стимулировало поиск, причём не только в культуре, но и в других областях человеческой деятельности: экономике и политике, технике и математике, медицине и астрономии, географии и мореплавании.
Ещё в преддверии эпохи Возрождения математик из Пизы Фибоначчи познакомил европейцев с достижениями арабской математики, в том числе с арабскими цифрами, включая неизвестный дотоле в Европе ноль. Флавио Джойа из Амальфи ввёл в употребление компас, также взятый у арабов. Вооружившись имевшимися тогда картами и лоциями, уроженец Генуи Христофор Колумб предпринял путешествие к берегам Америки. Джованни и Себастиано Кабото, отец и сын, осваивали берега Северной Америки.
Итальянские купцы и миссионеры были весьма активны и на суше. Они принялись осваивать азиатские просторы и рынки, успешно сочетая торговлю с новыми географическими открытиями. Не осталась в стороне от их внимания и территория нынешней России, откуда немало товаров вывозилось на Апеннины.
Период Раннего Возрождения
XV столетие явилось переломным в истории
европейской культуры. Почти одновременно
художники в Италии и Нидерландах обратились
к изображению земного мира и стали утверждать
этическую ценность и красоту человека.
Реальный мир и телесная природа человека
требовали достоверного изображения пространства
и заполнения его фигурами и предметами.
Развитие искусства в эту эпоху тесно
взаимодействует с ростом научных познаний.
С этого времени искусство Италии приобретает
реалистическую направленность и жизнеутверждающий
светский характер, составляющие важнейшую
черту Возрождения. Художники Раннего
Возрождения используют античное наследие
более широко и творчески. Стремление
к познанию мира побуждает художников
к его изучению, что способствует расширению
их кругозора, освобождению искусства
от узости цехового ремесла и созданию
вспомогательных дисциплин. Художники
этого времени открывают законы линейной
перспективы. В это же время ренессансный
стиль оформляется и в архитектуре, на
которую оказала влияние античная, готическая
и византийская культура. Совершенствуется
строительная техника, архитекторы Возрождения
проектируют здания и часто сами осуществляют
постройку, нередко они являются и скульпторами,
декораторами, живописцами.
Первая половина XV
века характеризуется как начало Возрождения
в музыке. В это время формируется ренессансный
идеал гармонии и красоты, нормы так называемого
строгого стиля. В музыке, как и в других
видах искусства, усиливается тенденция
к изображению разнообразия мира, причем
идея разнообразия сочетается со стремлением
к гармонии и соразмерности всех элементов
целого. Происходит переосмысление социального
статуса музыки - появляется демократическая
публика, широко распространяется любительское
музицирование. Возрастает роль светских
жанров, появляется интерес к танцевальному
искусству.