Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 19:31, реферат
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.
1. Введение…………………………………………………………………………………………..3
2. Раннее Возрождение……………………………………………………………………………..4
3. Высокое Возрождение…………………………………………………………………………...7
4. Позднее Возрождение……………………………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………………………………11
Библиографический список……………………………………………………………………….
Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.
Тогда как искусство в Италии
уже решительно шло по пути
подражания классической
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения —
время самого пышного развития его стиля —
принято называть «Высоким Возрождением»,
оно простирается в Италии приблизительно
с 1500 по 1520
год. В это время
центр тяжести итальянского искусства
из Флоренции перемещается в Рим, благодаря
вступлению на папский престол Юлия II,
человека честолюбивого, смелого и предприимчивого,
привлёкшего к своему двору лучших художников
Италии, занимавшего их многочисленными
и важными работами и дававшего собой
другим пример любви к художествам. При
этом папе и его ближайших преемниках,
Рим становится как бы новыми Афинами
времён Перикла: в нём создаётся множество
монументальных зданий, исполняются великолепные
скульптурные произведения, пишутся фрески
и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами
живописи; при этом все три отрасли искусства
стройно идут рука об руку, помогая одно
другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно,
воспроизводится с большей строгостью
и последовательностью; спокойствие и
достоинство водворяются вместо игривой
красоты, которая составляла стремление
предшествовавшего периода; припоминания
средневекового совершенно исчезают,
и вполне классический отпечаток ложится
на все создания искусства. Но подражание
древним не заглушает в художниках их
самостоятельности, и они, с большой находчивостью
и живостью фантазии, свободно перерабатывают
и применяют к делу то, что считают уместным
заимствовать для него из греко-римского
искусства.
Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства - интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства.
Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса - в Испании, в центре которой - человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов.
В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры - мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка - канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы - прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ - нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д.
В период, когда Италия вступила
в высшую стадию расцвета, начинается
Северное Возрождение. В
В отличие от средневековой системы
образования с её принципом «учиться —
значит ходить под розгой», в эпоху Возрождения
сложилось новое понимание процесса обучения
как добровольного, сознательного и радостного,
с чем связаны и методы обучения- принцип
«мягкой руки», широкое применение морального
поощрения. Идея гуманистов о связи обучения
с жизнью (Альберти, Монтень и др.) сделала
основным критерием образования его полезность,
прежде всего для подготовки человека
к жизни в обществе. Развитие естественнонаучного знания,
техники привело к появлению в XVI в. мысли
о пользе реальных знаний. Педагоги Возрождения
настаивали на сознательном усвоении
материала, размышлении над прочитанным.
Преподаватели должны были развивать
умственные способности и навыки самостоятельного
мышления учеников, а не «вливать знания,
словно воду в воронку» (Монтень). Гуманисты
обращали внимание на тщательный отбор
и дозировку учебного материала, на использование
на занятиях оригинала, а не извлечений
из древних авторов. Они высоко ценили
хороший стиль, поэтому для изучения отбирались
лучшие произведения античной литературы.
Многие педагоги Возрождения выступали
за разностороннее (энциклопедическое) образование, чередование занятий
в течение дня (Витторино да Фельтре, Пальмиери,
Рабле, Вивес). Постепенно формировался
принцип наглядности обучения (Рабле,
Монтень). Развивались идеи самообразования
(Бру-ни, Ашам), были предложены возможности
его осуществления (публичные лекции у
Мора). Одни гуманисты выступали за школьное образование, доказывали его преимущество
необходимостью единого воспитания для
всех граждан, обществ, важностью воспитания
и т. п.; другие, видя неудовлетворительное
состояние современной им школы, были
сторонниками домашнего образования.
Все гуманисты придавали большое значение
личности учителя: он должен быть не только
образованным и эрудированным, но и высоконравственным
человеком, способным стать примером для
детей; в личности высоко ценились доброжелательность, чуткость, проницательность,
знание индивидуальных особенностей детей.
Гуманисты обращали внимание на низкую оценку в
обществе труда педагогов, на их плохую
подготовку (Эразм Роттердамский, Элиот).
Важнейшее место в педагогической системе
Возрождения занимало нравственное воспитание.
В детях поощрялись и воспитывались активность, жажда похвалы и славы, любовь
к родине, уважение к старшим, родителям
и порицались праздность, лень, стремление
к уединению. Одновременно воспитывалось
умение владеть собой, достойно переносить
испытания судьбы; некоторые гуманисты
(Веджио и др.) говорят о воспитании самоуважения.
Необходимым элементом нравственного
воспитания считалось воспитание целомудрия,
уважения к религии, благочестие.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение
характеризуется кризисом идеи гуманизма
и сознанием прозаичности складывающегося
буржуазного общества. Разочарование
гуманистов происходит от грандиозного
несоответствия реальности ренессансным
представлениям о человеке. К концу XVI
в. это разочарование стало повсеместным.
Кризис гуманизма вызревал постепенно,
возникнув в его глубине. Гуманистическая
устремленность выразилась в результатах,
неожиданных для самих гуманистов. Так,
в первой половине XVI в. публикуется сочинение
Коперника о гелиоцентрической системе.
Земля перестала быть центром мироздания.
Человек стал маленьким и затерялся в
бесконечной вселенной.
Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями.
В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.
Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.
В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи - “романизм” - обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.
Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.
Высший взлет литературы Позднего Возрождения
- драмы Шекспира и романы Сервантеса.
Наиболее известным произведением Сервантеса
стал роман “Хитроумный идальго Дон-Кихот
Ламанчский”, в котором писатель дал широкую
реалистическую картину жизни Испании.
“Дон Кихот” пародирует рыцарские романы,
вводя героя в чуждую ему среду. Романтически
настроенный идальго не в состоянии понять,
что время рыцарских подвигов миновало.
Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу,
который, как и значительная часть испанского
дворянства того времени, не мог приспособиться
к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность.
Другие произведения Сервантеса, например,
“Назидательные новеллы”, стали своеобразным
описанием современных автору нравов.
В творчестве величайшего
драматурга этой эпохи Шекспира кризис
гуманизма нашел особо яркое воплощение
в образе Гамлета, который разрывается
между гуманистическими идеалами и необходимостью
действовать в условиях далеко не идеального
общества, где любое действие противоречит
духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось
выражением богатства идей и страстей,
возникавших в переломную эпоху. Литература
этого периода обращается к земной природе
человека, его чувствам и страстям, борьбе
за реальные интересы. Новая личность,
инициативная и предприимчивая, выступает
в ней на первый план. Исторические драмы
Шекспира воспроизводят наиболее трагические
моменты английской истории и проникнуты
мыслями о величии Англии. В произведениях
Шекспира отразились противоречия сознания,
сомнения и колебания переломной эпохи.
Музыка в конце XVI
века подвергается тем же изменениям,
что и другие виды искусств. Часто музыку
этого периода относят к маньеризму. В
то же время происходит дальнейшее развитие
музыкальных жанров. Во второй половине
века появляются жанры оперы и балета.
Большую роль в формировании оперы сыграл
К. Монтеверди, который развивал традиции
ренессансной музыки и стремился к единству
драматического и музыкального начал.
Другой крупный композитор конца XVI в.,
О. Лассо, соединил в своих сочинениях
нидерландскую, немецкую, французскую
и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические
черты Возрождения отразились в творчестве
главы римской школы Дж.Палестрины.