Концепция сверхчеловека Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Краткая биография философа……………………………………………………5
1. Основная часть
1.1 Основы концепции Ницше………………………………………………..6-11
Заключение……………………………………………………………………….12
Глоссарий………………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.03 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Краткая биография философа……………………………………………………5

1. Основная часть

1.1 Основы концепции Ницше………………………………………………..6-11

Заключение……………………………………………………………………….12

Глоссарий………………………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше.

Проблемы, поднятые Ницше, актуальны и по сей день. Далеко за примером ходить не надо. Разве проблема «добра и зла» не поднимается в столь модной сейчас книге С. Лукьяненко «Дневной дозор»? Разве для нас не актульны проблемы опасности маленьких, серых, покорных людей, разве в нашем обществе нет господства ненавистных Ницше «мещанских» принципов, разве социальные системы нынешних государств идеальны?

Все мифологические герои или же выдуманные герои типа Монте Кристо или Шерлока Холмса являются современным выражением человека свыше обычного, превосходящего простого человека в силе или в хитрости, или в храбрости. 

Выбрав эту тему, я поставил перед  собой цель − разобраться, понять и  объяснить, как понимают суть идеи сверхчеловека Ницше.

И совсем неслучайно перед началом разбора  этой темы, я привожу биографические факты жизни Фридриха Вильгельма Ницше; он стал одним из первых представителем неклассической немецкой философии. Это был крайней интересный человек и личность, и лишь после переломного момента в своей жизни, связанного с появлением страшных головных болей, он бросает преподавательскую деятельность  и начинает писать свои главные произведения, в которых как раз и начинает всплывать этот образ «Сверхчеловека». 

Задачами данной работы являются:

1. Рассмотрение биографии Ницше.

2. Что понимал под сверхчеловеком Ницше?

3. Каким он ему представлялся?

4. Чем он отличался бы от человека?   

 

  В своём реферате я пользовался не одним источником информации. Для  рассмотрения биографии Ницше я  использовал книгу «История философии», где вполне ясно и кратко изложены основные интересующие меня лично для моего реферата факты его жизни. Естественно, что бы показать основную суть идеи «Сверхчеловека» я не мог обойтись без цитирования главного героя одного из его важнейших произведений «Так говорил Заратустра». Так же мне очень помогла книга Петра Демьяновича Успенского «Новая модель вселенной», в которой вполне понятно изложена сама идея «сверхчеловека», приводятся примеры, подтверждающие те или иные мнения или предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография философа

Фридрих Вильгельм Ницше - родился 15 октября 1844 года в Рёккене (недалеко от Лейпцига), Пруссия.

Немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию.

 Философия Ницше оказала  большое влияние на формирование  экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна  в литературных и артистических  кругах.

 Интерпретация его трудов  довольно затруднительна и до  сих пор вызывает много споров. Автор произведений - «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для  свободных умов», «По ту сторону  добра и зла. Прелюдия к философии  будущего», «Сумерки идолов, или  как философствуют молотом», «Размышления  в домашнем халате», «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» и др.

 Сошел с ума и умер 25 августа 1900 года в психиатрической лечебнице  в Веймаре, Германия. 

 

 

 

 

 

 

1. Основная часть

1.1 Основы концепции Ницше

"КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И  НИ ДЛЯ КОГО" – так звучит  подзаголовок "Заратустры" Ницше. Таков круг подлинных читателей  Ницше и всего о нем.

Произведение "Так говорил Заратустра" – это существенный вызов мыслителя сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному и губительному». Причем нападение на христианство было произведено не с банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие – религии. Христианству противопоставлялось не атеистическое  отрицание Бога, а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».

 

 Устами Заратустры  три  превращения  духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом,  львом верблюд  и,  наконец, ребенком становится лев".  Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть,  трудное,  чтобы преодолеть  свою слабость. "Не значит ли это:  унизиться,  чтобы заставить страдать свое высокомерие?..  Все самое трудное берет  на  себя  выносливый дух, подобно навьюченному верблюду...спешит и он в свою пустыню".

Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить, является моральный императив "ты должен". В битве с ним он становится львом: "дух льва говорит "я хочу". Таким образом он завоевывает себе право переоценки существующих  ценностей и создания новых. "Завоевать себе свободу и священное, нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом".

Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к себе,  он  сомневается  и подвергает пересмотру  имеющиеся  у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни.  "В человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей  жизнью  осуществленный эксперимент  по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца",  прозванного "сверхчеловеком".

"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое  обезьяна в отношении человека?  Посмешище или мучительный позор.  И тем же должен  быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором".  "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в  себя грязный поток и не сделаться нечистым, сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение".

Самое высокое,  что может пережить человек,  учит Ницше – это "час великого презрения". Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью.  "Но где же та молния,  что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке:  он - эта молния, он это безумие!"

 

 Фридрих Ницше  попытался пройти путь к сверхчеловеку.  Итогом было безумие.  Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных ценностей обернулось  саморазрушением.  На долгие годы на память о Ницше и его наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и  приобрел черты "белокурой бестии",  не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. 
 
         "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка".

          Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!".

То же и в случае с принципом общественного блага – только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные ценности.

В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь.

Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом. 
 
           Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла.

Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко : каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные основоположения и показать вытекающие из них следствия.

Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Он олицетворяет для Ницше высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.

 

 «Нет никаких высших, мы все равны, — говорит, бессмысленно моргая, чернь, — человек есть человек, и пред Богом мы все равны! Пред Богом! Но теперь этот Бог умер. А пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими. О высшие люди, уходите с базара!.. этот Бог был вашей величайшей опасностью. Только с тех пор как лег он в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином! Понятно ли вам это слово, о братья мои? Вы испугались, ваше сердце закружилось? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли на вас адский пес? Ну что ж! Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек». Так говорил Заратустра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Сверхчеловек  у Ницше - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловек, потому  и  является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях – ограниченность срока жизни,  ограниченность силы, ограниченность знания.

Конструктивный смысл Сверхчеловека состоит в том, что это Личность, соединяющая в себе гениальность и героизм.  Сверхчеловек – это суть,  проективная, но пока не раскрывшаяся сущность человека: «...канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью». 

Информация о работе Концепция сверхчеловека Фридриха Ницше