Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:16, реферат
Памфил Данилович Юркевич - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра. В 1857 г. сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869 - 1873 гг. был деканом историко-филологического факультета Киевской Духовной Академии. 4 октября 1874 г. скончался.
Памфил Данилович Юркевич 3
Философские взгляды П.Д. Юркевича 6
Этимология слова сердце. 11
Выделение "философии сердца" в украинской философской мысли. 14
Выводы 26
Литература 27
Министерство Образование Украины
Украинский
Государственный
Морской Технический
Университет
на тему:
“Философия сердца” П.Д. Юркевича
Аспирант:
Нейман
О.А.
Преподаватель:
Кисляков
В.П.
Николаев 2002г.
Памфил Данилович Юркевич - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра. В 1857 г. сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869 - 1873 гг. был деканом историко-филологического факультета Киевской Духовной Академии. 4 октября 1874 г. скончался.
Философские труды Юркевича немногочисленны; помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других ученых изданиях. Наиболее замечательны: "Идея" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1859); "Материализм и задачи философии" (там же, 1860); "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860); "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861); "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860); "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862); "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г.) - наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно. Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике. Им изданы: "Чтения о воспитании" (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями" (М., 1869). Это - наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени.
На Юркевича имел влияние Куртман, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения.
Юркевич имел как философ мало влияния; он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии" ("Из науки о человеческом духе").
Многие
находили и находят, что в
полемике Юркевича с
Последними настоящими философами Юркевич считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Юркевича был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое, прежде всего, существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое". Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути - сердечное религиозное чувство, добросовестное и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него; об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче" ("Русский Вестник", 1875).
О Юркевиче,
как педагоге была помещена статья
в журнале "Гимназия" за 1888 г., оставшаяся
неоконченной. Список трудов Юркевича,
почти полный, можно найти в "Материалах
для истории философии в России", изданных
Я.Н. Колубовским в "Вопросах философии"
(книга 4, пр. 1). Э. Радлов.
Один из виднейших философов минувшего столетия - Памфил Данилович Юркевич, он ради углубленного определения своей собственной позиции основательно анализирует философские взгляды Платона, идеи которого составляют высшую ступень развития античной философии и философскую систему Канта, которое есть центральным пунктом развития новейшей философии. В нашем контексте философская позиция украинского мыслителя интересная тем, что вопреки основательному знакомству со всей классической немецкой философией (Юркевич безупречно знал немецкий язык и с блеском читал историко-философский курс, к которого включалась и философия немецкого идеализма в полном объеме), он обращается к философскому наследству именно Канта. И хотя украинский философ критически относился к некоторым идеям кенигсбергского мыслителя, в особенности его теории познания. Кант привлекает его как мыслитель, что делает попытку философские осмыслить вопроса духовности, и в этом плане интерпретация Юркевичем идей этики категоричного императива имеет важное значение как для кантознавства так и для понимания сущности украинской философии. Возможно, что обращение П.Юркевича к И.Канта обусловлен еще и тем, что оба они были "моральными философами", которые рассматривают жизнь сквозь призму высшего морального закона, гарантом которого есть Бог, и что каждый человек должен индивидуально постигнуть в своей жизни.
Так, по мнению выдающегося русского философа П.Д.Юркевича "сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума… Понятие и отчетливое знание разума, поскольку оно делается нашим душевным состоянием, а не остается отвлеченным образом внешних предметов, открывается или дает себя чувствовать и замечать не в голове, а в сердце". По мнению автора совершенно неправомерно распространение учения, что реферат сделан аспирантом угмту нейманым олегом» разум сам по себе, из собственных сил и средств дает или полагает законы для всей душевной деятельности". Нельзя предполагать, что "весь духовный человек заключается в мышлении". Философ однозначно разводит понятия разум и дух, человеческая духовность, справедливо считая, что все достоинство человека, то, что собственно делает его человеком, не может исчерпываться только мышлением. Разум это просто свет, который озаряет то, что, рождается в недрах, недоступных для постижения самого разума. Разум лишь вершина духовной жизни человека, ее же корни кроются гораздо глубже и представляют собой принципиально другую сущность, к которой не применимы привычные разумные критерии.
Рационализм, по мнению Юркевича ошибочно полагает, что "мышление есть самая сущность души или что мышление составляет всего духовного человека. Воля и чувствование сердца … ими понимаемы как явления, видоизменения и случайные состояния мышления" для рационализма совершенно несообразна мысль, что "в самой душе есть нечто задушевное, есть такая глубокая существенность, которая никогда не исчерпывается явлениями мышления".
Характерной чертой всей русской философской классики без преувеличения можно считать цельность восприятия мира. Ее основы были заложены еще в период зарождения первых отечественных философских систем, которые формировались на почве достаточно зрелой и прогрессивной формы религиозного сознания - православия. Именно такая, противоречащая классическому западу, очередность в формировании сознания и мировоззрения (сначала религия, потом - философия) в дальнейшем позволила русским мыслителям не совершить ошибки падения в пучину гипертрофированного рационализма. Исследователь русской философии Н.О. Лаосский отмечал, что тот способ мышления, а именно "безмятежность, цельность духа", который почерпнули русские философы у отцов восточной церкви, был воспринят Русью вместе с христианством. "Основные черты русской образованности - цельность и разумность. Западная же образованность построена на принципах рационализма и дуализма".
Как никто другой иллюстрирует эту целостность прекрасный русский мыслитель Юркевич. Несмотря на его статус официального философа, современники воспринимали Юркевича весьма негативно, создав определенную "отрицательную традицию, во многих исследования по русской философской мысли. В результате этой сложившейся, более чем столетней, традиции одиозность имени Юркевича стала почти баснословной". Он подвергался критике и часто несправедливым упрекам, особенно за свои нападки на материализм. Именно поэтому в период идеологического господства диалектического материализма в нашей стране для замечательных философских построений Юркевича просто не находилось места. В то же время, как отмечает А.И. Абрамов, русская философская эмиграция в лице В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского оценивали Юркевича очень высоко. Такую же высокую оценку наследию этого мыслителя давали и известные русские философы В.С. Соловьев и Г.Г. Шпет.
"Если
высотою и свободою мысли,
Следует отметить, что Юркевич активно использует в своем философском лексиконе понятие "сердце", которое он считает средоточием души. Разум он не так активно, как Киреевский, противопоставляет логическому мышлению, хотя и указывает, что знание разума проявляется не только в голове, но и в сердце.
Так, по мнению П.Д. Юркевича, "1) сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума; 2) понятие и отчетливое знание разума, поскольку оно делается нашим душевным состоянием, а не остается отвлеченным образом внешних предметов, открывается или дает себя чувствовать и замечать не в голове, а в сердце; в эту глубину оно должно проникнуть, чтобы стать деятельною силою и двигателем нашей духовной жизни".
Философ считает, что совершенно неправомерно распространение учения, что "разум сам по себе, из собственных сил и средств дает или полагает законы для всей душевной деятельности. С этой точки зрения было бы необходимо согласиться, что все достоинство человека, или весь духовный человек, заключается в мышлении". В данном случае нетрудно заметить, что мыслитель отождествляет разум и мышление, хотя и справедливо отмечает, что все достоинство человека, то, что собственно делает его человеком, не может исчерпываться только мышлением. Разум - это свет, "которым озаряется не им положенная, но Богом созданная жизнь человеческого духа, с ее Богом данными законами". Разум - это вершина духовной жизни человека, способная озарить ее корни, которые кроются гораздо глубже и представляют собой принципиально другую сущность, к которой неприменимы привычные критерии мыслящего разума.
Эти корни
суть нравственные, эстетические, волевые
побуждения сердца, которое есть средоточие
души. "Очень возможно, что душа, как
основа известных нам сознательных психических
явлений, имеет своим ближайшим органом
сердце, хотя ее сознательная жизнь обнаруживает
себя под условием деятельности головного
мозга".
Этимология ж. греч. словопроизводство, корнесловие, ученье об образовании из одного слова другого, указывающий корни, происхожденье слов, словопроизводный. (В.И. Даль)