Философия сердца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:16, реферат

Краткое описание

Памфил Данилович Юркевич - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра. В 1857 г. сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869 - 1873 гг. был деканом историко-филологического факультета Киевской Духовной Академии. 4 октября 1874 г. скончался.

Оглавление

Памфил Данилович Юркевич 3
Философские взгляды П.Д. Юркевича 6
Этимология слова сердце. 11
Выделение "философии сердца" в украинской философской мысли. 14
Выводы 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

ф1.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

  Этимология (греч. etymología, от étymon - истинное значение слова, этимон и lógos - слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад. Э. в широком смысле слова - реконструкция звукового и словообразовательного состава слова; помимо родства звуков и тождества морфем, она выявляет избирательность сочетания морфем в определённых словообразовательных моделях. Э. называют также результат раскрытия происхождения слова. Этимологическому исследованию свойственна множественность возможных решений; проблематичность, гипотетичность. Э. есть частный случай проявления гипотетического характера построений науки объясняющей, в отличие от наук описательных. Основы научной Э. связаны со сравнительно-историческим языкознанием. Наибольшего развития достигла Э. тех языков, которые полнее изучены в сравнительно-историческом плане (индоевропейский, финно-угорский). Народной (или ложной) Э. называют случаи вторичного этимологического осмысления, аттракции слов, первоначально имевших другое происхождение. (БСЭ)

  Прежде  чем переходить к рассмотрению "философии  сердца" в украинской философской  мысли и выделение роли Памфила  Даниловича Юркевича как исследователя  этой культурной традиции, на мой взгляд, следует обратиться в этимологию самого слова сердце. Это древнеславянское слово, современная форма которого развилась с древнерусского сьрдьце, которая в свою очередь возникшая с праславянской sьrdьсе, sьrdько. Праславянское sьrdь идёт с индоевропейского kerdis "середина", "сердце" (как видим, из давних времен сердце связывалось с серединой). К нему родственное лат. sirdis "сердце", грец. kardia (в украинском и других языках срок "кардиограмма" обозначает запись движения сердца), лтш. sirds "сердце, мужество, гнев"; дрв. пруск. seyr "сердце"; sirt; cride "сердце"; гот, hairto "сердце"; нем. herz "сердце"; англ.heart; лат. cor, cordis; сюда же лат. credo - верить, доверять. Важным для характеристики слова "сердце" есть его этимологическая связь со словом "середина". Так праславянская форма слова сердце - sьrdьсе, из sьrdько, производное с уменьшенным суффиксом -ьк-о, в котором после -ь звук -k- изменяется на c (ц). Этот суффикс присоединен к основе существительного sьrdь "сердце", то есть "то, что находится в середине". Корень одном и том же, что и в праславянском слове "середина" - sьrdа, serda, которое этимологически родственно с лат. serdis "сердцевина"; гот.hairto "сердце"; нем.herz "сердце", грец.  "сердце".  Давая толкования срока "сердце" разные этимологические словари подчеркивают его центральность. Сердце отождествляется не только с серединой во внешнем мире, например, сердце - это "сердцевина, середина ствола в дереве", но и с центром духовной жизни человека, с внутренней глубиной, которая не дана разуму: "середина, глубина, внутренность... средоточие жизненных сил человека...." , "символ средоточия чувств и переживаний" и т.п..

  Термин "сердце" имеет широкое толкование, так  как в нем закодированная определенная культурная познавательная традиция и для нас есть существенным его трактование как образа или символа, который несет на себе духовная нагрузка. В этом контексте мы имеем определения этого срока от менее широкого, которое включает только его эмоциональная окраска, например, ".... сердечный, принадлежит к сердцу; добрый, чувствительный; нар. сердечно, искренне, от души; сердешный тот, кого жалеют, ком сочувствуют; сердцевина, середина ствола в дереве; сердить, сержу, гневить, сердиться - чувствовать гнев на кого-нибудь; старательность, усердие; бессердечный, нечуткий, жестокий;... добросердечность, добрый, (сердобольный); милосердие, милосердный; шут. сердцеед; сердцевед (знаток человеческого сердца), "сердце это символ средоточия чувств и переживаний", к более широкого, где сердце признается, как "... дух, душа; средоточие жизненных сил человека; совокупность ощущений, мыслей и чувств; помысел, мысль".

  Этимологический анализ слова "сердце" отображает всю важность этого образа для  славянской культуры, всю его глубину  и многозначность: сердце связан с эмоциями человека, с его чувствами и стремлениями, оно есть центром ее моральной жизни (не удивительно, что иногда сердце отождествляется с душой), органом которым мы воспринимаем Бога и, даже, той "бездной", которая предопределяет, так сказать, поверхность нашей психики.

  Естественно, что, рассматривая факторы, связанные  с возникновением "философии сердца" в Украине, прежде всего, опираемся  на эмоциональность (в первую очередь  творческую, чем бытовую), которая  присущая украинскому характеру  и "обнаруживается в высокой оценке жизни чувство"  и характеризуется такими особенностями как: своеобразное видение природы (образ степи - образ величественность, "бушевание" природы); юмор (в котором отбивается "артистизм" украинского характера); эстетизм народной жизни и обрядность. Поэтому чувства и эмоции оцениваются, даже, как путь познания, а сердце становится центром "микрокосмоса" (человека), так как в "сердечной глубине" кроется все, что есть в целом мире.

Выделение "философии  сердца" в украинской философской мысли.

  Надо указать, что на постановку проблемы концепта "сердца" в украинской культуре существует и другая точка зрения. Так, например, Тарас Закидальський  в своей статье "Опыты в диаспоре над историей украинской философии" пишет: "Тезис, который украинская философия "кордоцентрична", не выдерживает критики: во-первых, потому, что тема сердца ограниченная лишь до нескольких мыслителей, во-вторых, потому, что даже в тех нескольких мыслителей,  это не главная тема их соображений, и, в конце концов, потому, что эти мыслители не составляют философской традиции: их учения о сердце не связанные между собою и каждого из них подходит к этой теме  из другой перспективы и с другой целью".

  Так кто  же правый? Имеет ли эта философия  украинское основание? Ответ зависит от того что именно понимать под "философией сердца". Считаю, что выработанное  общее понятие требует дальнейшего систематизирования и размежевания разных аспектов. Оставляя для всего круг вопросов, которые возникают при решении этой проблемы общее название "философия сердца" (метко изобретенную Дмитрием Ивановичем Чижевським) попробуем дать изложение этой систематизации, рассматривая ее в трех аспектах: психологически-эмоциональному, общехристианскому и символико-антропоцентричному. Однако следует заметить, что это распределение к определенной мере условный, ведь не всегда между этими аспектами можно провести четкую границу.

  Первый  аспект связан с чертой украинской национальной психологии - емоционализмом  - предоставление высокой оценки чувствам, своеобразное видение природы (так бы говорить слиянием с ней), своеобразный юмор и т.п.. В этом аспекте сердце выступает как образ эмоциональной жизни. Этот образ прослеживаем уже у украинцев Княжеской поры, он обнаруживается в народных песнях, пословицах, сказках, в гостеприимности украинского народа. Примеров о сердце как эмоциональный образ можно привести великое множество. Так уже в "Слове про Игорев поход" - Игорь "взыскал ум своей силой и обострил мужеством своего сердца" . А в Золотом слове Святослав говорит: "Ваши храбрые сердца скованы в жестокой стали, и закаленные в отваге".  Хартия, написанная в 1060 г. Анною, дочерью Ярослава Мудрого и королевой Франции вся пронизанная культом сердца, и за стилем и по смыслу отличается от других документов ее мужчины, Генриха I и ее сына Филиппа I. 

  После принятия христианства сердце начинает преимущественно  рассматриваться, как орган которым  мы воспринимаем Бога и через который  Бог разговаривает с человеком, а также как центр моральной  жизни и духовности. Это составляет основание второго аспекта, в котором сердце выступает как обще христианский символ, который задан своего рода "азбукой мира" то есть Библией. Рассмотрение сердца под таким углом зрения встречаем во многих памятках нашей давности. Так, например, внимание авторов "Киево-Печерского патерика" сосредоточена на изображенные внутренней моральной жизни человека, его ощущений и устремлений которые связанные с сердцем, через которое к ней проговаривает Бог. Важной в Патерике есть и картина осознания святости места: храм Успенской Богородицы есть сакральным центром, который олицетворяет всю святость монастыря и стоит в его середине (он обнаруживается будто "сердцем" монастыря), а сам монастырь в свою очередь рассматривается как святой центр Земли Русской. И в другой памятке древнерусской культуры "Моление Данила Заточника" ярко выступает христианский символ сердца.

  Трактование сердца в этом же аспекте найдем и у Ивана Вишенского, который  сделал человека центральной фигурой  своего учения. Он признавал единое благородство: благородство духу, мистическое благородство самоочищения и просветление и призывал своих земляков без какой ни будь нерешительности, всем сердцем и душой присоединиться к Богу. 

  Эти мировоззренческие  установки перекликаются с жизненным  путем и деятельностью Пасия Величковского (Старца Пайсия), который широко прославился тем, что воскресил и реализовал сначала на Афоне, а потом в Молдавии Святоотцивскую науку про Умную Молитву, про Исусову Молитву, в которой главное - сердечная связь с Христосом. Уделяя большое внимание сердцу как месту, где должен находиться Творец, Величковский умоляет: «Сердце чистое создай во мне Божье!".

  Не пересчитывая всех деятелей украинской культуры, которые  рассматривало символ сердца в этом аспекте, отмечу только, что с христианской антропологией связанные мировоззренческие установки таких выдающихся фигур как Г.Кониський, П.Могила, Г.Смотрицький, Д.Туптала. Тем не менее наибольшего теоретического обоснования "философия сердца" в христианском смысле приобрела в творческом заделе выдающегося украинского философа минувшее столетие - Памфила Юркевича. По его мнению, религиозное переживание открывает перед нами тот факт, что сердце есть глубокая основа душевной жизни, чем ум. Оно же так как имеет в себе всю непосредственность бытия, первично дарованного Богом. П.Юркевич утверждает, что основа религиозного сознания человека лежит в его сердце, итак, религия образована на естественном грунте. Так как не ум есть для нее главным аргументом за бытие Божье, а сердце. В своей работе "Сердце и его значение в духовной жизни человека, согласно со Словом Божьим" Юркевич приводит большее 120 цитат из Библии, показывая, что авторы Св. Письма рассматривают сердце как центр духовной жизни человека,  особый орган для восприятия Бога.

  Первое место сердца как центра моральной жизни человека разработан Юркевичем по христианской традиции. Мыслитель считает, что сердце есть тем принципом, который определяет собою индивидуальность и неповторимость человека, ведь человек в духе своем - существо уникальное; он уникальный сам в себе и в своей свободе. Это зародыш екзистенцийнного мышление, которое потом было обосновано и развит К.Ясперсом, Э.Гуссерлем, М. Хайдегером, М.Бердяев и другими. Но П.Юркевич начал эти проблемы намного раньше, чем эти славные мыслители.

  С сердцем  украинский философ связывает не только индивидуальную неповторимость человека, но и его моральное достоинство. Юркевич считает, что человеческие поступки следует оценивать в  зависимости от того, они ли вызваны  внешними условиями и соображениями, вытекают ли из непосредственных и свободных стремлений сердца. Эти его взгляды связаны с христианским учением о любви как об источнике всех действительно моральных действий человека. По мнению Юркевича, люди должны стремиться делать добро даже и тогда, если в этом для них нет никакой личной пользы или присутствия других людей, которые бы могло этот поступок увидеть и оценить. Это должен быть свободный поезд сердца, тогда эти поступки будут иметь моральную стоимость. Сердце, Юркевичем, выражает такие состояния души, которые недоступные абстрактному уму, и хотя ум (который он, кстати, признает и ценит) есть вершиной духовной жизни человека, но его корнем остается сердце.

  Итак, два  очерченных аспекта "философии сердца", хотя и были влиятельными в Украине и имели своих последователей все же таки не составляют какой-то оригинальной философской традиции. И хотя они по сути ре презентуют глубинные архетипы, которые связанные со своеобразной внутренней (творческой) эмоциональностью и потому глубоким восприятием религии (восприятием душой не религиозных форм, а сущности Слова Божьего), что составляет подпочва украинской духовной жизни, тем не менее, такой взгляд на "сердце" не является достоянием лишь украинской культуры.

  Уже Платон имеет представление про "горение души", про "искру душевную". Стоики (Хризип) знают "сердце" как высочайшее в души. В Филона найдем противопоставления: председатель - сердце и разные названия для понятия душевной глубины. Прокл неоднократно применяет понятие "сердце". Много внимания уделяет образа сердца и Святом Письме. В нем говорится про "тайного человека сердца" (Петр. 3,4.). Сердце есть глубочайшим в души, оно открыто только Богу (Пс.43,23). Библия рассматривает сердце в разных аспектах: и как сущность всех познавательных действий души и как центр духовной жизни, и как ячейка чувств и эмоций человека. Сердцу приступна радость, благодушие (Єг.65,14); грусть, жаль (Пр.25,20-21); большое горе, боль (Єг.65,14); ревность, зависть (Як.3,14); гнев (Действия 7,54). Сердце может быть февралем (Єр.16,12); суетным (Пс.5,10); неразумным (Рифм.1,21) и т.п.. Только в старозаповетних текстах символ сердца упоминается 851 раз. Дале этот символ встречаем у отцов церкви такой как Климент, Ориген, Григорий Назиянський, Григорий Ниський, Августин и прочие.

  Наука о  сердце проходит с разнообразной  терминологией через всю схоластику и становится одним из главных  пунктов в творческом заделе немецких мистиков: Екгарта, Тавлєра, Сузо, Вайгеля, Арндта, Беме. Люйкенс в своих  гравюрах к произведениям Беме широко использует символику сердца. Образ сердца отбивается в стихах Силезия, Етингера и Гана. Раздумья о роли сердца есть также и в Паскаля. Разделяя функции ума и сердца он выводит особую "логику сердца".

  Целое философское  течение, так называемые романтики (Йоган Гаманн, Фридрих Якобе, Йоган Гердер) и прочие делали акцент на чувстве сердца как на ключе к познанию Бога и глубокой природы человека. Главным представителем этого течения в XIX ст. был Фридрих Шлейермахер в философии что чувства и эмоции сыграют важную роль.

  Развитие  этой проблемы найдем и в Серена Киркегора, который утверждал, что  религиозная и этическая правда прозревается и воспринимается человеком  индивидуально, субъективно и только в самой глуби человеческого  сердца. Дальнейшей разработкой концепта "сердца" в XX ст. занимались Макс Шелер (в своей теории "эмоционального интуитивизма"), Б.П.Вишеславцев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, В.В.Зинькевский.

Информация о работе Философия сердца