Философия позитивного права Г. Гуго

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.

Файлы: 1 файл

Философия позитивного права Г Гуго.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 

Кафедра социологии и философии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия права» 

на тему «Философия позитивного права Г. Гуго»

Выполнила:

студентка гр. МКЮ-111

Сорокина  Екатерина Витальевна

Проверил:

   профессор, к.ф.н.

                                       Спирин Александр Дмитриевич

  
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

 

      Введение

     На  протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.

     Гуго  Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.

     Идеи  Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.

       Сочинение Гуго Гроция «О праве войны и мира» оказало поистине изумительное влияние на его современников: Густав Адольф1 во время походов имел его при себе вместе с Евангелием, которое служило ему руководством; после издания трактата в различных германских университетах были учреждены кафедры для его изучения. Наконец, книга Гроция стала родоначальницей философского и позитивного течений, в которых развивалась наука международного права уже после него.

     Первым  последователем Г. Гроция был Пуффендорф2. Пуффендорф отождествлял международное право с естественным, отрицая саму возможность существования позитивного международного права. Он объяснял свою позицию тем, что государства не признают над собой никакой высшей власти. Пуффендорф говорил о том, что отношения между государствами в действительности регулируются не правом, а силой.

     Касательно  современного мира, необходимо сказать  о «Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 года. В этой декларации утверждаются равные и неотъемлемые права и свободы человека, о которых Гроций писал в своих работах. Это доказывает тот факт, что взгляды мыслителя актуальны и сегодня.

     Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
  • Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
  • Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
  • Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
  • Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.

     Объектом  исследования являются взгляды на проблему государства и права в странах  Западной Европы Нового времени. Предмет исследования – идеи Гуго Гроция касательно права и государства.

     Для написания работы были использованы такие методы, как аналитический, с помощью которого был проанализирован трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира», а также научная литература, сравнительный для сравнения различных точек зрения о концепции Гроция, а также исторический для рассмотрения исторической обстановки и предпосылок для становления концепции.

     Основным  источником по проблематике исследования являлся трактат «О праве войны и мира: три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором раскрывается содержание учения Гроция.

     Также при написании  работы использовалась научная литература по проблематике исследования, среди которой особый интерес представляют такие работы, как статья О. Бородина «Война и мир на острие пера: концепция Гуго Гроция»3, в которой приводится подробный разбор и анализ концепции Гроция; статья Т.П. Лебедевой «Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции»4, в которой автор рассматривает нравственные основы теории права, в частности естественного права; а также работа И.Ю. Козлихина «Гуго Гроций»5, в которой не только подробно рассматривается концепция, но также и критика, которой впоследствии подвергалось учение мыслителя.

     Данная  работа представлена введением, двумя  главами, заключением и библиографией.

     Первая  глава называется «Роль концепции  Гуго Гроция в истории мировой  политической мысли» и описывает основную биографию ученого, историческую эпоху и мировую политическую обстановку, а также рассматривает понятие естественного права.

     Вторая  глава – «Учение Гуго Гроция о  государстве и праве»» посвящена  подробному разбору основного трактата мыслителя. В ней рассматриваются виды права, а также происхождение и роль государства. 

     Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

 

     Гуго  Гроций – (настоящее имя Гуго де Гроот) голландский юрист и государственный деятель, а также философ, драматург и поэт. Родился 10 апреля 1583г, во время Нидерландской буржуазной революции. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.

     Г. Гроций родился в старинной, уважаемой  семье. Его отец бы очень образованным, а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. В восьмилетнем возрасте Гроций уже писал латинские стихи. В 11 лет Г. Гроций поступил в Университет Лейдена, где удивлял преподавателей своими обширными знаниями. В возрасте 15 лет, уже окончив университет и участвуя в посольстве во Францию, он попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания восхитили двор. Сам Генрих IV сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Вернувшись на родину, Гроций занялся адвокатурой, иногда выступая на ученом поприще. Был назначен в Гааге адвокатом (1599), позже – официальным историографом государства Голландия (1601). В 1604 году он занялся исследованием международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.

     Время жизни и деятельности Г. Гроция совпало  по времени с эпохой разрушения феодализма. Голландия, родина мыслителя, первой встала на путь капиталистического развития. Началом этого пути стала Нидерландская буржуазная революция или «Восьмидесятилетняя война» - успешная революция в борьбе за независимость от Испании. В XVII в. Нидерланды являлись одной из самых развитых стран того времени. В результате революции Нидерланды добились независимости, однако при этом очень остро стоял вопрос о власти. В борьбе за власть участвовали горожане и дворянство, чаще всего столкновения принимали форму борьбы религиозных сект.

     В 1618 году Гуго Гроций занял пост ратспенсионария (главы местного самоуправления) в Роттердаме. Он оказался замешанным в противостояние кальвинистов и протестантов, был осужден на пожизненное заключение вместе с другими деятелями. В 1621 году ему удалось сбежать из-под стражи с помощью жены Марии и служанки. Следующие 11 лет Гроций провел во Франции, где и написал свои лучшие труды: «Истинное благочестие христианское»6 (1627 г.) работа, посвященная христианской религии, а также «О праве войны и мира»7 (1625 г), который мы рассмотрим далее более подробно. Дальнейший жизненный путь Гроция полон не только научными занятиями, но и активной дипломатической деятельностью. После неудачной попытки вернуться на родину, Гроций, по предложению шведского канцлера, перешел на службу к шведскому королю и был назначен послом в Париже. В 1645 г. он вышел в отставку и в августе того же года скончался, простудившись во время кораблекрушения. Его прах был перенесен на родину в Дельфт.

       Гуго Гроций дал определение международному праву и фактически является его основателем. Каждый год проводятся торжественные церемонии вручения международных премий его имени.

     Также, Г. Гроций совершил огромный вклад в развитие международного морского права. В 1609 году он опубликовал сочинение “Mare liberum”, в котором доказывал, что в силу своей необъятности и текучести океан не может принадлежать никому. Он выступил с позиции свободы деятельности в море (свободы судоходства и рыболовства), полагая, что морские ресурсы бесконечны. Его заслуга состоит в том, что он отменил средневековую традицию отождествления суверенитета и собственности, благодаря которой многие страны выражали свои претензии на обширные морские пространства8.

     Самой известной работой Г. Гроция по праву считается «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Свой труд Гуго Гроций посвятил французскому королю в ответ на его радушный прием. Книга была опубликована в 1625 году. Трактат имел огромный успех, и к 1775 году появилось 77 изданий произведения на голландском, французском, немецком, английском, испанском и латинском языках. Но не менее знаменательно то, что в 1627 году «Три книги…» были внесены в индекс запрещенных книг папской курией, где оставались вплоть до 1900 года.

     Впоследствии Гроцию нередко давались разные характеристики. Так, Француа-Мари Вольтер9 назвал его «компилятором цитат», Жан-Жак Руссо10 писал о его беспорядочной эрудиции, Георг Вильгельм Фридрих Гегель11 заявил, что Гроция уже никто не читает, а П.И. Новгородцев12 говорил о том, что его значение сильно преувеличено.

     Трактат развивал систему принципов естественного  права, которые являются обязательными  для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Он представляет собой три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Чтобы разобраться, какие проблемы являлись наиболее актуальными для того времени, следует обратиться к истории.

     XVII век – эпоха буржуазных революций в Западной Европе. Основной задачей этих революций, несомненно, являлось уничтожение феодального строя и установление власти буржуазии, создание буржуазного государства. В зависимых и колониальных странах революция также была направлена на отстаивание национальной независимости. Быстро распространяющиеся по Европе антикатолические настроения послужили поводом для конфликта. Первой страной, успешно осуществившей революцию, стала Голландия, выдержавшая освободительную войну против Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642–1649 гг. и «Славная революция» 1688–1689 гг.) Итогом этих революций стало появление теорий естественного права и общественного договора, основанных на рационализме13. С помощью рационализма и идеи природного равенства людей несправедливость феодального строя становилась совершенно очевидной. Нидерландская буржуазная революция также носит имя «Восьмидесятилетняя война». В результате этой революции были провозглашены независимыми Семь Соединенных Провинций14.  Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых европейских республик современного времени.

     Карл  V получил Нидерланды в наследство от отца и Испанию от матери. В 1549 году он отделил Семнадцать Провинций от территорий Священной Римской Империи и сделал их наследственным владением дома Габсбургов. В 1555 году он отрекается от нидерландской, а в 1556 году и от испанской короны.  В 1556 году Карл передал трон своему сыну Филиппу II. Филипп родился в Испании и не говорил ни по-голландски, ни по-французски.

     Причинами революции послужили неурожай 1566 года, повышение налогов, нетерпимость к протестантизму со стороны Испании. В конечном итоге, протестантскими агитаторами было спровоцировано иконоборческое восстание. Так началась война за независимость.

     В ходе иконоборческого восстания  ущерб был нанесен 5500 церквям  и монастырям. Маргарита Пармская, являющаяся на тот момент штатгальтером  Нидерландов, была вынуждена приостановить действия инквизиции по преследованию еретиков и легализовать кальвинизм. Успешное начало революции повлекло за собой антииспанские настроения также и в южных провинциях. Центр освободительного движения переместился на юг. Битвы испанских войск с севером принесли большие потери, в том числе, и в территориальном вопросе. Северные провинции обрели независимость – в 1572 году фактически, в 1648 году – юридически.

Информация о работе Философия позитивного права Г. Гуго