Философия позитивного права Г. Гуго

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.

Файлы: 1 файл

Философия позитивного права Г Гуго.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Публичная война бывает двух видов – торжественная  и неторжественная. Торжественная  война является справедливой или  законной. Гроций говорит об определенных требованиях для ведения справедливой публичной войны: «Для того, чтобы война имела по праву народов торжественный характер, необходимы двоякого рода условия: во-первых, необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем – чтобы соблюдались известные обряды»73. Другими словами, Гроций требует, чтобы война была юридически оформлена и войну вели только представители власти государства.

     К несправедливым войнам Гроций относит, прежде всего, захватнические войны. Он считает неправомерными нападения одних стран на другие из эгоистических побуждений, ради овладения богатствами, в целях покорения или обращения народа в рабство: «Поэтому менее всего заслуживает одобрения мнение тех, кто признает достаточной причиной войны, если сосед, не встречая препятствия ни в каком соглашении, возведет на своей границе крепость или иное сооружение, могущее причинить какой-либо ущерб другому соседу»74; «Никто не является рабом по природе»75.

     Следующим вопросом, который рассматривал Гуго Гроций, были допустимые способы ведения справедливой войны и что дозволено по отношению к противнику. Естественное право и право народов являются критериями дозволенности поступков, и они часто позволяют применение достаточно жестоких мер: «…Если я иначе не в состоянии сохранить жизнь, то мне дозволено отвращать применением любой силы посягательство на нее… я могу посягать даже на чужое достояние, если иначе мне угрожает несомненная опасность…»76. Гроций настоятельно советует избегать убийств в войне, когда для этого есть малейшая возможность. Он предлагает относиться более снисходительно к тем участникам войны, которые оказались в ней случайно или их принудили к вступлению в войну. Наказывая врагов, следует различать тех, кто начала войну, и тех, кто им подчинился, а невиновным людям нужно создать такие условия, в которых их жизнь не будет в опасности. Во время военных действий дети, женщины и старики должны находиться под защитой. Победитель войны не должен трогать служителей Бога, ученых, мирных земледельцев и торговцев и др. Также нельзя убивать пленных, и следует относиться к ним более гуманно, так как убийство пленного – позорное дело.77

     В своем трактате Г. Гроций так же касается вопроса о международных договорах. Он говорит о том, что договоры и обещания святы, и их нарушение заслуживает порицания.

     Гроций  говорит о трех способах предотвращения войны: посредством переговоров, при  помощи третейского судьи и жребием. Он говорит о том, что обращаться за помощью к третейскому судье должны христианские государства: «Особенно обязаны вступать на этот путь христианские государи и государства для предотвращения войн»78. Обычно разрешение спора жребием ведет к поединку, но Гроций утверждает, что лучше допустить схватку между двумя лицами, чем военные действия между целыми народами: «Со жребием граничит поединок, избегнуть которого, по-видимому, не всегда возможно… Ибо хотя это для самих противников и не столь похвально, тем не менее поединок должен быть допущен государствами как наименьшее зло»79.

     Таким образом, мы рассмотрели виды и функции  права, которые лежат в основе учения Гуго Гроция. Так как позитивное право нуждается в осуществлении, то его носителем становится государство.

     Гуго  Гроций придерживается договорной теории происхождения государства. Эта теория предполагает наличие некого естественного догосударственного состояния, в котором не было частной собственности, и строилось оно на взаимной симпатии. Однако с течение времени жизнь усложнялась, происходило развитие в искусстве и ремеслах, что привело к тому, что разница между людьми стала очевидна. Гуго Гроций пишет: «из различия способностей проистекли соревнования и даже убийство»80. Он объясняет появление государств общительной природой человека, при этом ссылается на то, что в основе стремления к общению лежит инстинкт самосохранения. По концепции Г. Гроция, люди объединились в государство, убедившись, что невозможно противостоять насилию отдельными разобщенными семьями. Также Гроций подчеркивает, что объединение людей в государство произошло «добровольно», а не «по божественному повелению»81.

     Согласно  своей теории происхождения, Г. Гроций дает определение государству: «Государство же есть совершенный союз свободных  людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»82.

     Основная  цель и функция государства – обеспечение общественного спокойствия, поэтому оно имеет некое верховное право распоряжаться людьми и их имуществом «для осуществления государственных целей»83. Также к функциям государства относятся законотворчество, непосредственное управление и правосудие. Государство обладает такими признаками, как: «обладание собственными законами, судами и должностными лицами»84. Государство занимается только публичными или «общими делами», а в частные оно вмешивается только тогда, когда это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

     Гроций  развивал учение о государственном  суверенитете85, которое давало объяснение обширным полномочиям правителей и их независимости от народа в решении вопросов жизни государства. Гроций разрабатывал теорию в основном относительно монархий, а не республик.

     Основа  функционирования государства по Гуго Гроцию – верховная власть. Ее действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены кем-либо, кроме ее носителя или его преемника: «Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Говоря «чужая» власть, я исключаю того, кому принадлежит верховная власть и кому предоставлено изменять свою волю, равно как и его приемника»86. Гроций выделяет такие функции власти: «Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной, так и светской. Заведование отдельными частностями относится непосредственно к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия»87.

     Общим носителем единой и неделимой  власти является государство в целом. Также есть носитель в собственном смысле: в зависимости от государства, его «законов и нравов», этим носителем может быть либо один человек, либо группа людей88. Таким образом, Г. Гроций говорит о том, что у государственного суверенитета два носителя – государство в целом и собственно лицо или несколько лиц: «Носитель может быть или в общем, или же в собственном смысле; подобно тому как общий носитель зрения есть тело, собственный же – есть глаз…»89.

     Следующий вопрос, который Гроций рассматривает  в своем трактате, - способы обладания  верховной властью. В зависимости от способа обладания верховной властью Гроций выделяет несколько видов государства: один, в котором обладание властью происходит на правах полной собственности, второй, в котором власть принадлежит лицу на правах узуфрукта90, и третий – на праве временного пользования91.

     Верховная власть на правах полной собственности  может быть приобретена посредством  войны. Гроций называет такие государства  «вотчинными» и говорит о том, что в подобных государствах воля народа не играет для носителей верховной власти никакой роли, и они вправе распоряжаться чем бы то ни было по своему усмотрению, вплоть до того, что они могут отчуждать управление государством кому угодно92.

     Верховная власть на правах узуфрукта принадлежит  лицам, ставшим правителями в  результате народного избрания, а  также законные приемники этих лиц93. Гроций считает волеизъявление народа первым и основным источником возникновения многих монархий. Такие главы верховной власти в отличие от глав вотчинных государств не имеют права отчуждать свои полномочия по управлению страной без согласия народа. Таким монархиям присущ ряд особенностей, например, установление регентства, когда государь не может управлять страной вследствие несовершеннолетия или болезни: «Ибо в государствах, не имеющих вотчинного характера, регентство принадлежит тем, кому оно поручено основным государственным законом или, при отсутствии последнего, согласием народа»94. В вотчинных государствах регенты назначаются по усмотрению ближайших родственников государя. Следующая особенность таких монархий заключается в том, что после смерти избранного народом монарха или прекращения династии в тех монархиях, где присутствует институт престолонаследия, верховная власть возвращается народу95. Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что народ передает свою власть правителю или группе правителей, он все равно занимает важную позицию в управлении государством, потому что его мнение обязательно учитывается.

     Гуго  Гроций считал, что частные и должностные  лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых  случаях он считал подобные действия правомерными. Сопротивление власти может быть оправдано, когда жизни людей угрожает явная опасность вследствие насилия властвующих лиц: «…не подлежит сомнению, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям»96.

     Подводя итог, следует отметить то, что Гуго Гроций был одним из первых мыслителей, кто подробно рассматривает проблему международных отношений, а также прав человека. Историческое значение труда Гроция заключается в том, что он исследовал правовую основу войны и мира. Многие положения трактата не потеряли своего значения и в современной международной политике.

 

Заключение

 

     На  становление взглядов Гуго Гроция повлияли идеи и концепции многих античных и средневековых мыслителей, на протяжении всего трактата он постоянно обращается к их трудам. Также на формирование концепции сильное влияние оказала внутригосударственная и политическая обстановка того времени.

     Гроций  впервые дает рациональную трактовку  праву, но при этом не отказывается от теологии окончательно, поэтому  его концепция весьма оригинальна. На протяжении трактата он нередко обращается к Священному Писанию наравне с трудами античных мыслителей таких, как Аристотель, Платон и Цицерон. Таким образом, Гуго Гроций положил начало концепции естественного права, и последующие мыслители, размышляя о государстве, всегда обращаются к этой концепции.

     Гуго  Гроций формирует свою систему права, выделяет виды, объясняет различия и значение для общества и государства. Интересным фактом является то, что  мыслитель объясняет выход людей  из предгосударственного состояния  появлением частной собственности, которая не является характерна для естественного права. Также Гроций подробно рассматривает проблему имущественных отношений между гражданами и говорит о том, что они регулируются позитивным правом, но в силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя.

     Гроций  является сторонником договорной теории происхождения государства. Он рассматривает  государства как союз людей, заключенный  ради соблюдения права и общей  пользы97. Таким образом, можно сделать вывод, что, по теории Гроция, прежде всего роль государства заключается в контроле над исполнением права и защите своих граждан.

     При рассмотрении вопроса о сущности государства Гроций обращается к  понятию государственного суверенитета. По мнению мыслителя, суверенитет – высшая форма власти, которая не может быть никем изменена или отменена, кроме ее носителя или его преемника.

     Важнейшим вкладом Гуго Гроция в мировую  политическую мысль и в юриспруденцию, несомненно, стала его концепция  международного права. Гроций формулирует требования к ведению как международных, так и частных войн, при этом говоря о том, что естественное право не запрещает войну как таковую. Также Гроций делит войны на справедливые и несправедливые, ссылаясь на причины возникновения конфликта.

     Гуго  Гроций сформулировал идеи, которые  легли в основу развития либерализма, основанного на принципах равенства  и свободы граждан, а также  соблюдения их прав. Также эти идеи способствовали появлению международного права как отдельной отрасли  юриспруденции. Принципы Гуго Гроция являются основой для международных соглашений и нормативно-правовых актов.

 

     Список литературы

 
  1. Гроций  Г. О праве войны и мира: три  книги, в которых объясняются  естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Г. Гроций. – М.: Ладомир, 1994. – 870 с.
  2. Баскин Ю.Я. Гуго Гроций: К 400-летию со дня рождения / Ю.Я. Баскин // Известия Вузов. Правоведение. – 1983. - №5. – С. 66-72.
  3. Бородин О. Война и мир на острие пера: концепция Гуго Гроция / О. Бородин // Независимый библиотечный адвокат. – 2004. - №2. – С. 55-63.
  4. Буткевич В.Г. Политико-правовые взгляды Гуго Гроция / В.Г. Буткевич // Советское государство и право. – 1984. - №9. – С. 80-87.
  5. Воротилин Е.А. Естественное право и формирование юридического позитивизма / Е.А. Воротилин // Государство и право. – 2008. - №9. – С. 67-72.
  6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Санкт-Петербург: Наука: Ювента, 1999. – 582 с.
  7. Гутов Е.В. Естественное право / Е.В. Гутов // Современный философский словарь. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – 861 с.
  8. Ермошин А. В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях нового времени / А. В. Ермошин. – М.: Наука, 1989. – 208 с.
  9. Коровин В.Ф. Гроций / В.Ф. Коровин // Новая философская энциклопедия: в 4 т.  Т.1. – М.: Мысль, 2000. – 723 с.
  10. Кузьмин А.В. Понятие естественного права: (к проблеме понимания) / А.В. Кузьмин // История государства и права. – 2003. - №6. – С. 10-11.
  11. Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции / Т.П. Лебедева // Политические исследования. – 1998. - №6. – С. 55-63.
  12. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. Т.1 / Ф.Ф. Мартенс; под ред. В.А. Томсинова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. –М.: Зерцало: Система Гарант, 2008. – 332 с.
  13. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? / О.В. Мартышин // Государство и право. – 2003. - №6. – С. 13-21.
  14. Матвеев А. В мировом океане / А. Матвеев // Международная жизнь. – 1997. – №4. – С. 68-76.
  15. Павлов А.А. Место исторических исследований в общественно-правовой концепции Гуго Гроция / А. А. Павлов // Историческая мысль и историописание в античности и  средневековье. – 1998. – №3 – С. 20-22.
  16. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2000. – 367 с.
  17. Апресян Р. Г. Jus Talionis в трактате Гуго Гроция "О праве войны и мира" [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ethics.iph.ras.ru/em/em3/7.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (Этическая мысль. – 2002. –№ 3).
  18. История политических и правовых учений: словарь терминов [Электронный ресурс] / РУДН; разраб. и созд. сервера: ИДО РУДН. – Электрон.дан. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1701, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  19. Кузнецов Э. В. Естественное право как фактор духовного возрождения России [Электронный ресурс] / Э. В. Кузнецов. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://law.edu.ru/magazine/article.asp?magID=5&magNum=4&magYear=1993&articleID=139933, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (Правоведение. – 1993. –№ 4).
  20. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций [Электронный ресурс] / Центр образования; разраб. и созд. сервера: Компания Интернет решения. – Электрон.дан. – Москва, 2004. – Режим доступа: http://www.edu-zone.net/show/80544.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Информация о работе Философия позитивного права Г. Гуго