Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Философия права".
1.Предмет философии права
Философию права можно
считать частью социальной философии.
Вместе с тем, к философскому осмыслению
права имеют отношение и все
остальные разделы философского
знания (онтология, теория познания, этика,
история философии). Поэтому в
философии права как науке
о природе права как
В основном право изучается юриспруденцией
Философа такая позиция не может устроить,
так как вне внимания юристов остается
важнейший вопрос о том, как в правовой
сфере жизни общества сущее (правовые
нормы) соотносится с должным. Поэтому
рационалистическое философское объяснение
права начинается с постановки вопроса
о разумности, правильности, справедливости
правовых норм. Будучи разумным существом,
стремящимся жить в осмысленном мире,
все правовые явления человек подвергает
критическому анализу, начиная с обыденного,
и вплоть до философского уровня сознания.
При критическом анализе права как социального
явления философы ищут истинное знание
о праве. Для этого в философии права осуществляется
различение права и закона как различение
должного и сущего. Исторически сложились
различные варианты обозначения права
в философских учениях: естественное право,
божественное право, справедливость. Благодаря
этому философия права может ставить вопросы
о справедливости закона, о соотношении
права и закона, закона и произвола. Важно
подчеркнуть, что в философии права исследуется
не только бытие права в обществе, но и
философские концепции государства. Дело
в том, что право не существует без государства.
Государство устанавливает и защищает
право, а также является правовой формой
организации публичной власти в цивилизованном
обществе.
2.Структура фил права
Структура:
1.Онтология права – учение об основных принципах, формах, способов существования и развития правовой реальности; учение о праве, правовых нормах, юр законов, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и др феноменах правовой реальности
2.Антропология права – учение
в кот-м рассматривается
3.Гносеологическия права – учение о природе, методах и логики познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального эмоционального и иррационального в праве
4.Аксиологоия права – учение
о смысле права как ценности;
о соотношении научного и
5.Филосовска правовая
3.Функции фил права
1.Онтологическая – ее суть проявляется в том. Что фил пр сама своими ср-ми исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования
2.Мировозренческоя – заключ-ся в формировании у чел-ка общего взгляда на мир права, правовую реальность т.е на существование и развитие пр как одного из способов чел-го бытия; она определяющим образом решает вопр-ы о сущности и месте пр в мире, его ценности значимости в жизни чел-ка и общества в целом т.е формирует правовое мировоззрение чел-ка
3.Методологическая –
4.Аксиологическая – заключ-ся в разработки представлений о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость) а т\ж представлений о правовым идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояния
5.Воспитательная –
4.Философия права в системе наук.
Возникновение философско-правовых
представлений происходит в древности.
Начало философии права было положено
учением о естественном праве (в
рамках теологии, философии,
юриспруденции, политической науки). Само
понятие философия права возникает в XYIII
в. Какова дисциплинарная принадлежность
философии права? В целом она является
междисциплинарной наукой, соединяющей
прежде всего философию и юриспруденцию.
Как философы, так и юристы претендуют
на монопольное отнесение философии права
к своей науке. Поэтому все множество существующих
концепций философии права можно разделить
на два основных направления - юридические
и философские.
Степень развитости философии права и
ее место в системе наук зависят от общего
состояния философии и юриспруденции
в обществе. Имеют также значение степень
развитости и места в обществе политики,
идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных
связей. В дореволюционной России, начиная
с XYIII в. был накоплен определенный опыт
исследования и преподавания философии
права. Известные специалисты находились
под влиянием кантианства, гегельянства,
позитивизма, персонализма, соединяя идеи
этих учений с христианско-нравственной
трактовкой жизни общества и пытаясь утвердить
нравственный идеализм в философии права.
В советском обществе этот опыт был отброшен
и длительное время господствовала идеологическая
марксистская схема трактовки государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В целом ее можно охарактеризовать как юридический позитивизм. В 90-ее гг. ХХ века философия права вновь возвращается в российскую науку и высшее образование.
5.Основной вопрос фил права
Основным вопросом фил пр как и всей правовой науке явл-ся вопрос: «Что есть право. Какие сущностные формы. Какие онтологические структуры. Какие основные законы бытия мы наз правом?» От ответа на эти вопросы зависит решение многих важнейших правовых проблем. Вопрос что такое пр д фил пр явл-ся основным т.к от ответа на него непосредственно зависит решение всех др-х важнейших правовых проблем в т.ч и в сфере правотворчества и правоприменение этот вопрос явл-ся философским т.к соотносит пр с человеч-м бытием
6.Методология фил права
Методология имеет 2 смысла:
1. Связан с представлением метод-и в качестве
теории организации познавательного процесса,
таким образом, понятие методологии отражает
познание с точки зрения его общих форм,
выясняет логическую связанность компонентов
любого конкретного исследования. В таком
случае методология оказывается практически
независящей от специфики конкретного
предмета и выступает в ед числе, как метод
в целом. Она способна выразить то, что
сопровождает всякий конкретный процесс
постижения любого предмета, метод выступает
как общая логика познания.
2. Связан с указанием на систему познавательных
установок и механизмов, способствующих
постижению конкретного предмета познания
и осуществ это постижение в соответствии
со спецификой предмета и целями познавания.
Здесь не может идит речь о методологии
вообще, а различает только конкретную
методологию.
Т.о. содержание методологии превышает
совокупность методов и средств познавания
или организационного познания. Предметом
методологии как специфич области теоретич
исследований должно быть все, что имеет
то или иное метод значение, т.е. способно
выполнить методологич функцию.
3 блока элементов в методологии:
- Логики
- Концептуальных идей и концептов теории
- принципов и методов познания (раскрытие
и теоретич отражение содержимого выделенного
предмета области)
Т.о. методы познания служат средствами
раскрытия, развертывания и систематизации
содержимого предмета.
7.Правовой позитивизм как
Вопрос о том, что такое право, имеет для философии права такое же фундаментальное значение, как и вопрос "что такое истина?" для философии и человеческого познания в целом. Ведь и в случае с правом речь тоже идет об истине — об искомой правовой истине, об истине применительно к праву. И именно потому, что речь идет об истине, вопрос "что такое право?" остается актуальным и открытым для дальнейших поисков, несмотря на множество (прошлых и современных) глубоких ответов, приближающих к искомой истине, но не исчерпывающих ее и не завершающих процесс познания.
С позиций сформулированного нами предмета философии права существенное значение имеет то обстоятельство, что во всех ответах на этот фундаментальный вопрос с необходимостью присутствует (осознанно или фактически) такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение права и закона (официально установленного, действующего, "позитивного" права). Собственно этот момент различения или отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим и легистским о для юридического правопонимания вопрос "что такое право?" является подлинным вопросом, действительной проблемой. Для легистского же подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма здесь нет проблем, у него есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. Трудность эта главным образом состоит в том, что определение позитивного права (как определенная согласованная, непротиворечивая, обобщенная характеристика изменчивого и противоречивого эмпирического материала действующего права) должно и соответствовать определяемому объекту, и вместе с тем быть свободным от его противоречий, исключений и особенностей, которые как раз и существенны для действующего права. Отсюда и та большая осторожность, с какой римские юристы относились к определениям и обобщенным характеристикам действующего права и его институтов.
8.Естественно-правовое
Исходит из представления
о различии права естественного
и позитивного (установленного властями).
Естественное право выступает в
виде образца, цели и критерия для
оценки позитивного права, законодательной
власти и государства. При этом естественное
право трактуется как нравственное
(религиозное, моральное) явление и
изначально воспринимается как абсолютная
ценность.
Таким образом, в понятие естественного
права наряду с объективными свойствами
права включаются и различные моральные
(в том числе и религиозные) характеристики.
В итоге возникает симбиоз различных социальных
норм (правовых, религиозных, моральных),
который используется как критерий для
ценностной оценки позитивного права.
При таком подходе естественно-правовая
справедливость ищется не на формально-логическом,
а на эмпирико-фактическом уровне. Поэтому
она имеет не всеобщую, а относительную
ценность.
Позитивисты подвергали
критике концепцию естественного права
за смешение права с моралью, за требования
моральности права. Так, Ганс Кельзен полагал,
что справедливость не может быть признаком,
отличающим право от других принудительных
порядков. Всякое произвольное содержание
может быть правом. Любой произвол может
быть признан в качестве права. Изгоняя
справедливость из сферы права и утверждая,
что справедливость относится исключительно
к морали, Кельзен разрывает всякую связь
морали и права. Получается, что, критикуя
представителей концепции естественного права
за смешение права и морали, позитивисты
впадают в другую крайность - отрицая какую-либо
связь между правом и моралью. Для объяснения
сложного взаимоотношения морали и права
можно сослаться на мнение российского
правоведа С.С. Алексеева. Он полагает,
что основным постулатом, определяющим
феномен права, остается воплощение в
правовой материи требования справедливости,
равной меры и равного юридического подхода.
Однако при всем глубоком
взаимодействии между ними, мораль
и право - это две особые, ценностно-регулятивные
системы, занимающие самостоятельные
ниши в жизни общества.
Теория естественного права безразлична
к историческому опыту человека, исходя
из того, что ценности заложены в самой
природе и что их реализация является
процессом развертывания этой присущей
природе внутренней сущности. Однако это
не так. Ценности являются результатом
длительной эволюции социальных отношений
и институциональных форм этих отношений.
Оба эти фактора существуют в контексте
исторического времени, находящегося
под влиянием доминирующей системы ценностей
данного периода, процесса общественного
выбора. Из-за этого законотворчество
является весьма сложным процессом.Естественноправовая
аксиология также игнорирует культурный плюрализм мира. Каждая
культура создает собственные ценности,
исходя из собственного опыта исторического
развития общества. В любом случае, нормативное
наполнение цивилизаций в мире является
плюралистичным и специфическим для соответствующей
культуры. Ответ теории естественного
права на свидетельства об эмпирически
существующем разнообразии ценностей
зачастую заключается в европоцентристском
(западноцентристском) утверждении о том,
что это разнообразие отражает множественность
заблуждений в противоположность единственности
истины. Практическим ответом на такие
утверждения могут быть различные варианты
политизации традиционных религий и религиозный
фундаментализм в современных незападных
обществах.
9.Раннекласситческая фил права
Европейская философско-правовая
мысль берет начало в размышлениях
семи мудрецов: Фалеса, Питтака, Бианта,
Солона, Клеобула, Периандра и Хилона,
сохранившихся лишь в отдельных высказываниях.
Солону принадлежит первая известная
трактовка понятия закона как «сочетания
права и сила полиса». Они доказывали необходимость
соблюдения «меры» и «середины» во всех
делах и поступках. Эти понятия считались
олицетворением справедливости и нравственной
основы человеческого поведения, а также
положений законодательства. При этом
часто понятия морали и права смешивались.
Пифагор
и его последователи пытались выразить
правопорядок через математическое равенство
и гармонию. Согласно учению пифагорейцев,
справедливость – это воздаяние равного
за равное, следование божеству и нравственным
правилам. Справедливость обеспечивает
гармонию в обществе (полисе). Гераклит провозгласив Логос всеобщим
законом природы, заметил, что одновременно
с ним существуют законы, которые вводятся
и отменяются смертными законодателями.
Проникнуться смыслом требований космического
Логоса - это, значит, искать и соблюдать
меру во всем, блюсти справедливость в
правосудии, чтить законы в общественных
делах. Через меру и справедливость человеку
открывается путь к космической гармонии
и высшему совершенству. В их соблюдении
- смысл человеческого бытия. С Гераклита
ведут свое начало естественно-правовые
доктрины Античности и Нового времени,
подразумевающие под естественным правом
некое разумное начало которое должно
выражаться в позитивном законе. В эпоху Демокрита
зарождается античная теория естественного
права, суть которой заключается в соответствии
законов государства - природе людей и
вещей. Если же закон противоречит их природе,
он несправедлив, недолговечен и подлежит
изменению. Именно в незыблемости законов
Демокрит усматривал причину анархии
и несправедливости. Кроме того, законы,
по его убеждению, не должны мешать людям
жить, им надлежит лишь ограничивать пороки
– стяжательство, стремление к богатству
и др. В итоге законы и правопорядок призваны
обеспечить человеку достижение эвтюмии
– благостного и спокойного расположения
духа.
Демокритовская разработка проблем различия
«естественного» и «искусственного»,
«истины» и «общего мнения», природной
справедливости и закона оказали большое
влияние на дальнейшую разработку естественно-правовой
мысли у софитов, Сократа, Платона, Аристотеля.