Шпаргалка по предмету "Философия права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Философия права".

Файлы: 1 файл

Философия права.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

10.Филосовско-правовое творчество софистов

Общие подходы софистов к праву:

1) справедливость Пифагора  трансформируется у софистов  в естественное право (право), которое отличается от закона (и вообще от официально установленный правил);

2) отличие писаного  закона от неписаной справедливости (как «сущности дела», «божественного и всеобщего закона»);

3) природа — фюзис (природа, вещей, веления природы) — естественное право противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону (т. е. позитивному праву);

4) понимание софистами  позитивного права как условного,  изменчивого, временного, зависимого  от воли законодателей;

5) восприятие естественного  права как неписаных законов,  одинаковых для граждан любой  страны;

6) равенство всех людей  по природе (одинаковость естественных потребностей).

11.Особенности философско-правовых  воззрений Сократа

С именем Сократа связанно качественное изменение в истории европейской  культуры. Сократ явл-ся родоначальником концепции «философско-правовой рационализм» ее суть выражается тезисом о том, что в основе поступков поведении людей находятся либо знание \ незнание. Чел-к незнающий законов, справедливости не может поступать правильно лишь тот кому известно, что есть добро и зло, справедливость и не справедливость ни когда не нарушит моральные и правовые нормы. Сократом были выдвинуты 2 типа основ обоснования морали и прав: объективные и субъективные.

Субъективной основой морали и  права явл-ся знание. Знание (разум) определяет себя в добродетели, только чел-к знающий, что такое справедливость может быть справедливым, а знающий суть добродетели – добродетельным.

Знание  по Сократу – это путь к нравственному поведению, а  незнание – путь к порокам и  преступлениям.

Зло чаще всего проявляется там, где чел-к не знает сути добра и справедливости.

Высказывание Сократом «Я знаю, что ни чего ни знаю» говорит о том, что в мире нет ничего более важного, чем добродетель и нет для разума др предназначения кроме как искать путь к добродетели. Говоря о справедливости, Сократ отождествлял ее с законностью: «Что законно то и справедливо»

12.Философское обоснование  права Платоном 

Платон к проблемам справедливости, законности, порядка и равенства  уделял особое внимание. Разработка фил-ко-правовой концепции гос-ва разумных и справедливых законов изложены в работах «гос-ва и законы». Идеальное гос-во и разумные справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни полиса. Современным явл-ся только то гос-во кот-е стремится к благу и справедливости. Справедливость в общественной жизни – это такой порядок, где каждый занимается своим делом и где существует  твердый и надежный правопорядок, таким образом, достигается высшая цель гос-ва – справедливость. Справедливость по Платону – это определенное равенство он различает 2 вида равенства: геометрическое (равенство по достоинству и добродетелям), арифметическое (равенство меры, веса и числа)

13.Особенности взглядов  на право Аристотелем

В основе фил-ко-правовых взглядах Аристотеля лежат вопросы согласование деят-ти чел-ка и гос-ва. Чел-к по Аристотелю наделен особой политической природой и рассматривается им как политическое животное т.е существо живущее в социуме. По Аристотелю цель и смысл человеч-го бытия не в поисках наслаждения, а в добродетельном и законопослушном существовании. В своих произведениях «политика и этика» Аристотель обращается к политико-правовым проблемам. Право по Аристотелю опирается на свободу богатства, благородное происхождение и добродетель. С этими понятиями он связывает гл черты правосудия, равенства, закона и справедливости. Аристотель различает 2 вида справедливости: уравнивающую как арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказание. Распределяющую пониманию как геометрическое равенство и соразмерность богатства получаемое гражданином в соответствии с его заслугами. Второй вид справедливости – соц-е равенство. Справедливость возможна лишь м\д свободными и равными людьми принадлежащим к одному слою общества – эту справедливость Аристотель наз политической справедливостью и трактует ее как политич-е право. Определяя право как политич-ю справедливость. Аристотель делил ее на естественное – неизменное существующие не зависимо от его легитивности и условное – установление закона и всеобщих согласований, при этом он говорит о писанном и не писаном законе, не писаный закон – это правовые обычаи (обычное право). (Под условным правом Аристотеля позднее начинает обозначаться позитивное пр)

14.Античная философия  права эпохи поздней классики

Концепцию правопонимания, кот-я исходит из представлений о справедливости и праве,  в этот период развивает Эпикур

Большое значение он уделяет индивидуальной свободе. Свобода чел-ка – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Она — вне необходимости. Необходимость не явл-ся исчерпывающей характеристикой мира. Одновременно с необходимостью существуют еще случайность и свобода, но она независимо от них.

В человеческом опыте  свобода совпадает со сферой разумных действий – это значит, что назначение разума и разумность поведения связаны  с обеспечением свободы индивида или, его независимостью от мира. Чтобы  обрести блаженный покой (т.е жить счастливо) надо научиться быть свободным от страхов, быть свободным от социума.

Право трактуется Эпикуром как договор людей м\д собой об их общей пользе и взаимной безопасности.

Эпикуровская договорная трактовка права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного сообщества и по существу представляет собой исторически первую философско-правовую концепцию либерализма и либерального индивидуализма. От договорно-правовой концепции Эпикура тянется связь к идеям общественного договора Нового времени.

Основными трудами  Эпикура явл-ся  «Письма Менекею», и «Главные мысли».

В эпоху заката античности стоики выдвинули идею космополиса – вселенского гос-ва, кот-м правят судьба, рок, понимаемые как мировой объективный закон. Все остальные законы условны.

Стоики органично соединили в своем учении право и мораль, свободу моральную и свободу правовую. По их взглядам, свобода существует как «свобода от» и в первую очередь — «от зла», а долг есть то, что «подобает природе».

 

15.Особенности философско-правовой  мысли в эпоху средневековья

Философско-правовая мысль  Средневековья внесла свою лепту  в сохранение традиций изучения и  преподавания римского частного права. Тезис «божественное право есть священное право» —сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.

Крупным мыслителем, был Аврелий Августин Блаженный.

Главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом; высший источник веры — это церковь; неравенство — вечный и неизменный принцип общественной жизни.

Августин выдвигает  мысль о единстве человеческой и  божественной истории, которые текут  в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой  двух царств (градов) — Божьего и земного

Фома Аквинский (Аквинат) Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей.Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек — существо разумное, обладающее свободной волей.Свобода — способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью.

Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на 3 уровня:

1) божественное право:  установления, данные Богом человеку, и нормы церкви как представительницы  Божьей власти на земле;

2) право народов, понимаемое  как естественное право в его  аристотелевской трактовке;

3) человеческое право  как писаное, позитивное право  светского государства.

Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое  соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.

Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант  юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.

16.Философско-прововая мысль  эпохи Возрождения

Философско-правовая мысль  эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права.

Существенный вклад  в теорию права внес Лоренцо Валла, кот-ый, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции. Валла призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, полезным и вредным.

Мишель Монтень утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы: нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие.

Николо Макиавелли увидел зависимость стабильности государства от действенности законов.

В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины успехов и поражения в политике, трактуемой им как способ удержания власти.

В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он:

отверг схоластику, заменив  ее рационализмом и реализмом; заложил  основы философско-правовой науки; продемонстрировал  связь политики и форм государства  с социальной борьбой, ввел в политическую науку термины «государство», «республика» в современном значении;

создал предпосылки  для построения модели государства, основанного на материальном интересе человека.

Гуго де Гроот Гроций первый попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного договора, он считал, что государство возникает из «общежительной природы человека» для «обеспечения общественного спокойствия».

В основание права  он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать  в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога.

17.Философско-правовая мысль  эпохи Реформации

Философское осмысление права происходит в период реформации.

Мартин Лютер немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. По его мнению, человека может спасти только вера. Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

свобода веры по совести  является универсальным и равным правом всех; правовой защиты заслуживает  не только вера, но и ее предпосылки; свобода совести предлагает свободу  слова, печати и собраний; право должно реализовываться в неповиновении  государственной власти касательно ущемлений свободы совести; правое обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

Жан Боден является автором абсолютно нового учения о государстве. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).


Информация о работе Шпаргалка по предмету "Философия права"