Философия как особая форма постижения действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:44, лекция

Краткое описание

Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

Файлы: 1 файл

Otvet.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Две формы индийской диалектики - диалогическая и монологическая. Интерсубъектное искусство ведения дискуссии (диалог) и интрасубъектное - умение постигать предмет в присущих ему противоположных определениях, усматривать единство противоположностей и выражать его в связанной последовательной речи (монолог).

 

Человек в философии и культуре Древней Индии

Первое, что «смущает» представителя западного мира, так это кажущаяся невыделенность человека из животного мира. Действительно, в ведических текстах человек часто именуется домашним животным. Однако в них же отмечается, что он занимает особое место среди животных: именно в человеке наиполнейшим образом проявляется Высшее Я, поскольку человек наделен разумностью. Более того, он обладает способностью следовать дхарме — моральному закону.

На долю человека выпадает особая роль агента миропорядка. Он обретает знание дхармы, правил совершения ритуала и приношения пожертвований, опираясь на Веды. Но доступ к Ведам признается не за всеми. Брахма (творец мира) определил для всех «имена, род деятельности (карму) и особое положение», то есть фактически кастовую принадлежность. В ведических мифах Пуруша, тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий, являющийся некоторого рода моделью космоса и одновременно человечества, то есть макро- и микрокосма, рождает из ума или духа своего луну, из глаз — солнце, из дыхания — ветер; из уст Пуруши возникли жрецы — брахманы, из рук — воинское сословие, из бедер — торговый люд и, наконец, из ступней — все остальные кастовые люди (за пределами кастового деления остаются «неприкасаемые»). Только представители первых трех каст считаются «духовно родившимися», то есть дважды рожденными, а потому имеющими доступ к чтению и изучению Вед.

Выход из одной касты и переход в другую при жизни невозможен. Идеальным поведением является строгое соблюдение соответствующего кодекса, способного обеспечить более высокий социальный статус в будущем рождении. Кармический детерминизм абсолютен. «Мандат на дхарму», с одной стороны, выделяет человека из остального мира всего живого. С другой же стороны, концепция столь жестко регламентирует жизнь человека, что не оставляет практически места для свободного выбора.

В Индии санкционированная священными Ведами кастовая система настолько жестко определяла жизнь человека, что, кажется, не оставляла каких-либо надежд на возможность избавления от страданий иным образом, чем путем разрыва сансары — бесконечной цепи перерождений, выхода за ее пределы. Освобождение из круговорота бытия, новых рождений, зависимых от предшествующей кармы, называется мокша. Путь к мокше обычно пролегает через тяжелую работу по самосовершенствованию.

Восхождение по пути совершенствования завершается состоянием нирваны. Значение слова «нирвана» - затухание, остывание, несуществование. В неопределенности «конечной» цели огромный позитивный смысл: путь совершенствования бесконечен, он побуждает к развитию всех человеческих сил как таковых.

 

 

Индуизм

Индуизм - самая большая национальная религия в мире. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии и в Непале. Историческое название индуизма в переводе означает "вечная религия", "вечный путь".

Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который есть внутри каждого живого существа. Бог проявляет Себя в различных ипостасях и человек может поклоняться той ипостаси, которая наиболее близка ему. Это может быть прекрасный юноша, всемогущий правитель в форме человекольва, прекрасная девушка и даже бесформенный камень. Индуисты считают разные божества лишь различными проявлениями единой духовной сущности. Одни направления индуизма представляют Бога в Его нейтральной, безличной форме как Брахмана, другие — как имеющего мужскую и женскую ипостаси. Центральными божествами индуизма являются три бога: Брахма, Вишну и Шива.

В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя. Индуизм вобрал в себя и истолковал на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми соприкасался. Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма.

Священные книги индуизма выделяют четыре цели в жизни человека: богатство и власть; наслаждение и удовлетворение желаний; нравственность, совершение добродетельных поступков и почитание богов; Мокша — освобождение души из круговорота рождения и смерти сансары.

Основой индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара), происходящим в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

Индуисты считают, что когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь и судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель — без награды, и если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные. Индуисты верят, что дух или душа является изначальной и вечной сущностью каждого человека.

Согласно индуизму, всякое событие уже когда-то происходило и повторится в будущем. Это касается не только череды перевоплощений отдельного человека, а также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. В постоянно повторяющемся индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, — эманации Брахмана, и потому представляют собой майю, или иллюзию. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, или мировая душа, является неотделимой частицей Брахмана.

Служители культа индуизма говорят, что "индуистом нельзя стать — им надо родиться". Но, несмотря на данное утверждение, индуистов другой национальности можно встретить в самых разных точках земного шара.

 

Учение йоги

         Йога – в переводе означает участие, соединение, порядок, глубокое размышление, созерцание. Йога – одно из шести философских учений Древней Индии, вышедших из ведической литературы. Автором и создателем этого учения считается Патанджали. Это учение было изложено в книге "Йога-сутра".

Задача йоги- освобождение человека от страдания. Средства для решения этой задачи следующие:

1) абсолютная вера  в бога, каковым является Брахма. Он есть всё и им пронизано  всё. Он – творец всего сущего. Поэтому отношение к Брахме  должно быть беспрекословно уважительным  и трепетным.

2) практика аскетизма, которая представляет собой подавление  чувственных желаний либо их  максимальное ограничение, добровольное  перенесение одиночества, физической  боли.

Йога – это учение и метод управления психикой и физиологией человека, задачей которого является достижение состояния освобождения от бедствий эмпирического существования "Я" с его бесчисленными перерождениями. Йога признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможность управления ими при создании для этого определенных условий. Какие это условия? В первую очередь – это психологически ориентированные тренировки, преследующие достижения последовательно усложняющихся и восходящих уровней совершенства человека и освобождению души от оков кармы и сансары. К ним относятся:

  1. достижение асаны, т.е. овладение дыханием при определенных положениях тела;
  2. достижение ямы (самообладания);
  3. достижение пратьяхарды (изоляции чувств от внешних влияний);
  4. достижение дхараны (концентрации мысли на каком-нибудь предмете или части тела);
  5. достижение дхьяны (медитации, интеллектуального усилия, предполагающего устранение нежелательных эмоциональных проявлений и значительное сокращение реактивности, обретение состояния некоего дремотного мечтания, расслабленности и отрешенности);
  6. достижение самадхи (состояние высшей собранности и гармонии, сосредоточение мысли на очищении и просветлении ума и освобождения от телесной оболочки.

Основные идеи философии йоги:

соотнесенность человеческой психофизиологии и Космоса; учение о познании. Оно включает в себя пять различных духовных состояний:

  1. рассеянное состояние ума, при котором он вынужден бежать от одного объекта к другому, не задерживаясь основательно на каком-нибудь одном конкретном;
  2. притупленное состояние ума (например, во сне);
  3. относительно успокоенное состояние ума, стабилизированное;
  4. сосредоточение ума на одном объекте - предмете конкретного исследования и размышления;
  5. прекращение всякой деятельности ума.

Два последних элемента духовного состояния открывают путь к йоге, так как они очищают ум от факторов, приводящих к страданию, и предоставляют возможность проявиться факторам, лежащим в основе удовольствия и являющихся источником положительных эмоций (радости, светлого, доброго и т.д.)

Постижение йоги возможно при условии последовательного соблюдения нравственных принципов. Их несколько: не нанесение вреда всему живому, правдивость в словах и мыслях; неворовство; сдерживание чувств, желаний.

Наиболее видными представителями философии йога были в XIX веке Свами Вивекананда и в XX веке Йогананда.

 

 

 
 

 

Философия буддизма

Основатель буддизма - принц Сиддхартхи из рода Гаутамы. Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм - одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души.

Будда рассматривал мир как постоянно изменяющийся поток «частиц бытия» - дхарм.

Дхармы - это стихийные психофизические носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие, ложь. Мир есть совокупность дхарм, однако эта совокупность не есть статичная и постоянно длящаяся целостность; бытие состоит из мгновений. Вещь имеет моментальное существование. Где нет пений, там нет бытия, утверждают буддисты. Дхармы то появляются, то исчезают без следа, т.е. они, выражаясь современным языком, имеют виртуальную природу. «Что кажется вечным - исчезнет; высокое снизится; где есть встреча будет разлука; все, что рождено, умрет». В то же время дхармы находятся в состоянии «совместно-зависимого перерождения». Каждое мгновение, несмотря на его преходящий характер, подготавливает и порождает другое мгновение. Между ними существует преемственность. Это обстоятельство не позволяет погибнуть миру и свидетельствует о строгом порядке в изменяющемся мире. Бытие как бы пульсирует в определенную сторону. Будда говорил: «Отбросим вопросы о Начале и Конце. И буду учить вас о Дхарме. Кто видит причинную связь - тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму - тот видит причинную связь». Неумение увидеть Дхарму является основной причиной наших страданий. Дхарма проявляет себя через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего существования.

Будда отрицал бессмертие души, так как не существует целостной идентичной субстанции в человеке. Есть лишь поток последовательных состояний сознания, который и образует жизнь как целостность. Веру в душу Будда иронично сравнивает с любовью к самой красивой девушке, которую никто не видел. Преемственность состояний сознания сохраняет прошлое в настоящем, т.е. наследуется в памяти.

В основе буддизма проповедь Будды о «четырех истинах», выражающих суть нравственной жизни.

1. Первая истина - страдание пронизывает все человеческое существование, от рождения до смерти. Бытие и есть страдание. Страдание - неизбежное естественное свойство человека, изменчивость мира ведет, например, к старости, к болезням и, в конечном счете, к смерти. Даже наслаждение требует усилий, а значит вызывает страдание. Страдание обусловлено привязанностью ко всему земному.

2. Вторая истина - существуют две причины страдания: первая - движение дхарм, создающее постоянное перерождение (сансара) и влияние прошлых рождений на сегодняшнего человека в форме нравственного закона (кармы); вторая - стремление человека к удовлетворению чувственных страстей. Эти страсти - результат незнания. Знание же преходящей природы мира не порождает у человека пристрастия к чувственным удовольствиям.

3. Третья истина - освобождение человека от страдания возможно путем устранения условий, вызывающих его, т.е. ликвидации причин, порождающих жажду жизни.

4. Четвертая истина - это путь, ведущий к освобождению от страдания, путь к нирване («угасание»).

Нирвана противоположна всему тому, что может быть. Все усилия человека направлены вовнутрь себя с целью достижения свободы от предметного мира и собственного эгоизма. Прекращение всех восприятий и всех умо-миро-проявлений - вот благо. Необходимо вырваться из бушующего водоворота бытия и встать рядом с ним, выработать в себе бесстрастное самообладание, невозмутимость духа и освободиться от телесной зависимости.

Путь к нирване имеет восемь ступеней:

1) истинная вера - понимание четырех истин как  основы для нравственного совершенствования;

2) истинная устремленность - искоренение собственных дурных  поступков и неприязни к другим  людям;

3) истинная речь - отказ ото лжи и оскорблений;

4) истинное поведение - отказ от нанесения вреда  всему живому, включая насилие  и воровство;

5) истинный образ  жизни, поведение человека определяется  честным трудом без всякой  корысти;

6) истинная мысль - отказ от дурных мыслей;

7)истинная память - необходимо постоянно помнить, что праведное поведение и борьба с соблазнами ведет к осмысленной жизни;

8) истинная концентрация-совокупность  приемов, позволяющая «обуздать  мысли и чувства» и достичь  состояния нирваны, т.е. к завершенности  внутреннего психологического бытия.

Нирвана - это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь просветленными.

Информация о работе Философия как особая форма постижения действительности