Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:44, лекция
Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
Философия как особая форма постижения действительности, как свободное критическое мышление, учение о бытии и сознании, мире и человеке
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии.
Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Природа философских проблем, их «вечный» характер
Вследствие неразвитости наук философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия - учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.
В современной философской литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? и др. Проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема - это вопрос, являющийся частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д. Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.
В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др.
Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется определенным набором свойств. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира.
Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек.
Существуют три концепции трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая.
Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей практической деятельности, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, оценочные и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания.
Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.
Этот вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека.
В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами и дезориентацией. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.
Философским исследованием природы ценностей занимается определенная отрасль философии - аксиология. Считалось, что вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.
Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на составляющие:
Кроме вышеперечисленных можно выделит еще множество проблем философии - антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, - что не означает их нерешаемости.
Проблема смысла жизни
Смысл жизни — одно из основных понятий этики, посредством которого человек соотносит себя и свои поступки с общечеловеческими ценностями и Абсолютной Истиной.
С точки зрения содержания общечеловеческих ценностей выделяют следующие типы обоснования смысла жизни:
гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), в котором смысл жизни связывается с получением наслаждений;
прагматизм (от греч. pragma — дело, действие), в котором смысл жизни связывается с достижением успеха;
корпоративизм (от средневекового лат. corporatio — объединение, сообщество), в котором смысл жизни связывается с общностью взглядов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
перфекционизм (от лат. perfectio, род. п. petfectionis —
гуманизм (от лат. humanus — человечный), в котором смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнутым любовью к ним, с уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.
Проблема смысла жизни
— это проблема искомого идеала или истины.
Её пониманием определяется цель, направление
и характер всей деятельности человека.
На исторической
арене три основные силы претендуют на
решение этого вопроса: религия, философия и наука. Кратко
их ответы можно было бы выразить следующим
образом.
Религия, под
которой подразумеваем такую
законченную систему верований,
где идеи Бога и вечной жизни
являются центральными, — видит
смысл жизни в единении с
Богом.
Философия, в конечном
счёте — в рациональном постижении истины.
Наука — в максимальном
познании мира.
Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.
Специфика философии как мудрости своего времени
Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.
Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.
Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.
В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:
• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;
• философия выступает методологией науки;
• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;
• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.
• Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Специфика Ф.как науки в том, что она оперирует предельно общими понятиями: бытие, материя, сознание, движение, пространство, время, др.), отражающими наиболее общие свойства объективн. мира, его познания и челов. мышления. В рамках этой с-мы общих понятий осмысливаются физ., хим, биолог., соц., др.явления. Этим определяется место и роль Ф.в с-ме естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Философия-квинтэссенция духовной культуры
Квинтэссенция (лат. – совершенное
существо) – понятие из алхимии, где обозначало
пятый элемент античного представления
о мире, как единстве воды, огня. земли
и воздуха. Этот пятый элемент понимался
как чисто духовный – эфироподобный мировой дух. Именно он признавался
основным и существенным во всяких явлениях
и деяниях. Считалось, что его доля в мире должна увеличиваться
с ростом духовной деятельности человека.
Квинтэссенция, эта вечная основа бытия,
многими философами отождествлялась с
Богом. В более широком употреблении это слово стало обозначать сущность
чего-либо, самое главное, важное в чем-то.
В этом смысле мы можем утверждать, Что
духовно-нравственное воспитани
Возведение философии
на пьедестал квинтессенции ни в коем
случае не превращает ее в
высшее средоточие всего содержания выработанной
человечеством культуры, в царицу всех
наук, науку наук. Вообще философии нечего
тягаться с наукой - у нее свои задачи и
цели.
Интересно обратиться в данной связи к
этимологии слова "квинтессенция".
Это - пятая, а значит, самая важная, главная
сущность (quinta essentia). Поисками такой сущности
издавна занималась, да и занимается сегодня
философия. В античной философии "пятой
сущностью" считался эфир, небесно вознесенный
над четырьмя земными стихиями: водой,
землей, огнем и воздухом. Средневековые
алхимики видели в квинтессенции тончайший
элемент, пронизывающий все вещи и составляющий
их сущность. У итальянских же гуманистов
квинтессенцией становится сам человек.
Квинтессенция, которую несет с собой и которую представляет философия, раскрывается достаточно просто: человек всегда был и остается не только предметом, но и целью философской рефлексии над миром. В этой предметно-целевой самодостаточности философии самым глубоким и полным образом выражается человек, его право на жизнь, ее духовное преображение и возвышение.
Теоретический характер философского знания
Философия является теоретическ
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Наиболее характерные особенности философского знания
Информация о работе Философия как особая форма постижения действительности