Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:44, лекция
Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: Управляющие и Управляемые. Управляющими должны быть люди, обладающие качествами Благородного мужа. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. Для управляющих Конфуций вывел четыре особенности: Чувство самоуважения, ответственности, доброты при воспитании народа, справедливости.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались группой лиц.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления.
Роль Конфуция в истории Китая. Предметом первостепенной важности считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества. Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.
Древнеиндийская философия
Философия Древней Индии по времени своего появления является самой древней. Еще в 15 веке до новой эры появились первые сочинения древних индийцев имеющих философское и религиозное содержание. Всего было написано около 25 книг философского и религиозного содержания. Весь этот комплекс книг получил название – «Веды». Веды делятся на четыре вида, или четыре отрасли внутри себя. Первая часть называлась Самхиты, вторая часть - Брахманы (выражаются религиозные установки или обряды которые должны иметь верующие люди, для того чтобы понять что такое брахма), третья часть называлась Араньяки (выражается размышления человека об основных принципах его жизни, по другому это книга уединений которые имели лесные отшельники), четвертая -Упанишады.
В Самитах отражены гимны, заклинания, призывы древних индийцев обращенные к небу, ко вселенной и тд. В Самхитах есть так называемая песнь о Пуруше (это первый гигантский человек, члены тела которого отражены в строении звезд). Пуруша имеет тысячу ног, тысячу рук, тысячу глаз, и напоминает строение человека, а человек это единство вселенной. Самое главное содержание лет изложено в Упанишатах. Слово «упанишаты» означает сидеть возле ног учителя, но не просто сидеть и спать, а слушать его речь, учится у него чему то.
Главные понятия в индийской философии связанны с душой и духом, духовной энергией. Основное понятие Брахман – это всеобщий дух (всеобщий дух развит в природе на подобии энергии), и другое понятие Архман индивидуальный дух (в каждом живом существе). Архман как бы питается, насыщается Брахманом. Выделяется такое понятие как материя. В целом все мироздание древние индийцы выражали в определенной схеме. В центре мироздания располагался бог, который носил название Брахма, он как бы излучал вокруг себя энергию. Этот Брахма излучал энергию в 4 основные части мира.
Первый инструмент называлась Архман, и вмести с ним был брахман (всеобщий дух). В другой части мира находился Пуруша, в другой части мира находилась Прама (дыхание мира), ну и в последней части находился Аум (Ом). И все эти части были связанны между собой.
На основе знания лет и представлений в индии возникло 6 философских школ и три религии. Все эти философские школы связаны между собой. Можно выделить такие школу как школа Миманса, другая школа Веданта, третья Сатхия. В разных школах уклон делается и на познание , или на мышление или на оборот на чувственное восприятие мира. Но больших различий между школами нет.
Есть лишь одна из школ, которая отличается от остальных школ, она называется, школа Чарвака-лакояка, это школа материалистическая, предыдущие школы признают Брахму, Архму, признают переселение душ, круговорот душ в природе, признают участие человека в этом мире и зависимость человека от этого. Но вот Чарваки говорят, что никаких богов нет, что человек должен воспринимать мир такой, какой он есть. Человек должен ориентироваться на материю, и не ждать загробного счастья, а быть счастливым уже в этой жизни, он стремится к радости и наслаждению в этом мире.
Так же интерес представляет зарождения буддизма как религии. Буддизм имеет и философский смысл, религия совершенствования человеческой личности. Смысл буддизма таков, что человек, живя в этом мире, испытывает страдание, и причиной страдания являются его собственные ошибки, человек жаден, он имеет жажду, ненасытное желание обладать вещами, обладать удовольствиями, обладать какими-то положениями в обществе, превзойти других. Буддисты считают, что человек должен быть счастливым в этой жизни, если он освободится от этой жажды преобладания над другими людьми и успокоится, для этого ему нужно, прежде всего, отказаться от ненужных желаний и потребностей и постепенно пойти правильным путем, и постепенно пройти 8 ступеней этого пути.
Начало этого пути начинается с правильных взглядов. Вторая ступень - правильная решимость, надо решиться отказаться от соблазнов, от пьянства, обжорства и прочих увеселений. Третья ступень - правильная речь, то есть надо воздерживаться ото лжи, от грубости. Четвертая ступень - правильное поведение. Она означает, что нужно отказаться от насилия по отношение к другим людям, животным, отказаться от разбоя, баловства. Пятая ступень - это правильный образ жизни. Шестая ступень - правильные усилия, то есть нужно отказываться от всего вредного, постоянно обновлять свое внутренние я. Седьмая ступень - правильное мышление. Она означает, что нужно иметь приоритеты, отдавать предпочтение духовному в человеке, а телесное земное отодвигать на второй план. И последняя ступень означает правильное сосредоточение человека на самом себе, направленность личности на свою внутреннюю жизнь, невозмутимое размышления и вот это состояние называется нирвана (означает просветление насыщение себя духовным светом). И вот на основе такой философия возникла религия Будда.
Учение о бытии
Одним из центральных разделов философии (далее фил.), изучающим проблему бытия является онтология (далее онт.). Становление фил. начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь интересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уже потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику и иные философские проблемы.
Бытие означает наличествовать, существовать. Бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии есть две категории: субстрат и субстанция. Первое – это то, из чего сделано все. Субстанция – первооснова всего существующего.
Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объекта мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека. Субъективная реальность – сознание и все те процессы, которые в нем происходят.
Суб. и объект. реальности очень тесно связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующее звено между ними – человек (существо, принадлежащее и объект. (телесность) и субъект. (сознание) миру).
Бытие – единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения этих реальностей. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы в целом.
Основные формы бытия:
- материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы.
- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и внеиндивидуализированного дух. бытия
- человеческое бытие –
существование человека как
- социальное бытие (включает бытие человека в обществе и бытие самого общества)
- феноменальное бытие – кажущее бытие – то, каким его видит познающий субъект
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы могут находиться как в бытие, так и в небытие (человек рожденный и еще не зачатый).
Демокрит
Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее. Атомы сами по себе неизменны, следовательно материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость".
Платон
Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. У Платона материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания.
Идея существования вне материального мира, не зависит от него и от сознания человека, т.е. объективна. Мир вещей занимает промежуточное положение между подлинным бытием (мир идей) и небытием (материя, как таковая, в себе).
Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.
Аристотель
Ядром философии
Аристотеля является учение о бытии (антология).
Основой всякого бытия он считал первую
материю. Основой всего выступают огонь,
земля, вода, воздух. Первая материя - лишь
потенциальное бытие. Форма образует из
потенциального бытия действительное,
реальное бытие.
Теория познания
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.
Теория познания иначе называется гносеологией. Здачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании.
На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное, сли бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
Диалектика в философских взглядах древнеиндийских мыслителей
Диалектика - отрасль знания, предметом которой является искусство ведения диалога, спора, беседы; искусство выявлять истинную точку зрения среди существующих, умение доказывать одни взгляды и опровергать другие.
Большое внимание спору уделялось и в Древней Индии. Это было связано с потребностями общественно-политической жизни, а также с развитием логики и философии.
Многие исследователи отмечают, что одной из традиций индийского спора, заслуживающей глубокого уважения, является серьёзное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника. Если кто-нибудь начинал проповедовать новую теорию, то её сразу не отрицали и не преследовали, а прислушивались к аргументации проповедника, взвешивали её, оценивали, нередко принимали, если она была убедительной и опровергала старые идеи. До наших дней дошло знаменитое «индийское правило спора»: прежде чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она правильно понята.
Информация о работе Философия как особая форма постижения действительности