Философия и категории человеческого бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, надежда, смерть и другие.

Файлы: 1 файл

Вопрос 19.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Проблема  счастья

Каждый  понимает счастье  по-разному. Вопрос «что есть счастье?» равнозначен  в некотором смысле вопросу «что есть истина?». Уяснение этой проблемы позволяет нам осознать свое отношение к жизни, свои идеалы, ценностные ориентации, нравственные принципы. Очевидно, более правомерно ставить вопрос не о том, как сделать себя счастливым, а о том, как стать достойным счастья.

В философском  смысле: счастье - поиск истины, реализация своих творческих потенций. В осознании вопросов счастья проявляется вся личность человека в целом: эмоциональная, волевая, интеллектуальная сфера.

Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым - если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет.

Конечно, никто не знает точно, что такое  счастье, и разные люди понимают его  по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье  удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Крайним видом такого иллюзорного  счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, абсолютно счастлив и доволен, в данный момент больше ничего ему не нужно, и сейчас он не думает о том, что наступит очень тяжелое похмелье, тяжкие страдания.

Люди  чаще имеют возможность  и желание получить поверхностные удовольствия, а не глубокие. Причем тот, кто познал много  поверхностных удовольствий, имеет меньше возможностей испытать в будущем  такие, которые захватили  бы его целиком. 
 

Многие  отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им доступны любые физические и духовные удовольствия - что еще надо для счастья?

Некоторые люди связывают свое представление  о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье - иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать слова одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека.

Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, которую сменяют  пресыщение и разочарование. Мудрецы  считали, что единственно возможный  вид счастья - жизнь в согласи с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Все внешние  источники счастья и наслаждений  по своей природе крайне ненадежны, сомнительны, преходящи, подчинены  случаю. В этом отношении больше, чем в каком-либо ином, важно, что именно мы имеем в себе.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы не задерживаемся  в настоящем, утверждал Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем  будущее, словно хотим поторопить его  слишком медленный шаг. Мы так  неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит. Мы так легкомысленны, считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственно существующего в действительности. Это потому, что настоящее обычно ранит нас. Мы его прячем от самих себя, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться такими вещами, которые отнюдь не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживем.

Мы почти  не думаем о настоящем, считал он, а  если и думаем, то лишь для того, чтобы  в нем научиться получше управлять  будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью. Таким образом, мы вообще никогда не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно.

Пока  человек не нашел ничего святого  в своей жизни, не почувствовал глубину, волнующую красоту настоящего мгновения, его жизнь поверхностна. Он может жениться, иметь детей, хороший дом и деньги, может быть умным и удачливым. Но его жизнь будет лишена того аромата мудрости и спокойствия, без которого все похоже на тень.

Информация о работе Философия и категории человеческого бытия