Философия и категории человеческого бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, надежда, смерть и другие.

Файлы: 1 файл

Вопрос 19.doc

— 55.50 Кб (Скачать)
 
 

Вопрос  № 19. Философия и категории человеческого бытия. 

Сущность  философской категории бытия  заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование  вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего  характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие - это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Основные  категории бытия человека, определяющие его жизнь, - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, надежда, смерть и другие.

Вера. Религиозная вера - это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт - пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера.

Вера, считал Франк, есть воля открывать душу навстречу  истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию», как мы иногда сред оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Вера  в своем первичном существовании  есть не мысль, не убеждение в существовании  трансцендентного личного Бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка. И это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя, блаженства, святости.

Таким образом, жить в вере - значит жить в  постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая  внешняя данность открывается в  ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Вера - это горение сердца, зажженного силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем сам человек. Вера не есть ни идея, ни система идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила. Вера - всегда подвиг, «безумие», поэтому верующим душам предстоит великая и последняя борьба, которой нет конца.

Когда человек достигает внутреннего  преображения, духовной просветленности через усилия веры, то ему открывается реальность, которая по своей очевидности, ошеломляющей силе красоты и мудрости так захватывает и потрясает человека, что любые эмпирические факты его существования, все радости и невзгоды повседневной жизни кажутся чем-то случайным и совершенно не важным. Состояние веры отличается от состояния повседневной озабоченности, как поэтическое вдохновение от физически тяжелого и бессмысленного труда. 

Надежда. Надежда - ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды. Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался вывод о том, что надежда является злом; часто она выступала в роли утешения - как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано и понимание надежды как положительной ценности (справедливой награды за добродетельную жизнь), в античности закрепившееся и в том, что надежду изображали на монетах, а в древнем Риме существовало ее культовое почитание.

Понятие надежды занимает существенное место  в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее благо (философский эквивалент понятия Царства Божьего) составляется из двух элементов - добродетели (нравственности) и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья непостижимы разумом и могут быть предметом лишь надежды. В качестве условий возможности высшего блага и оснований надежды на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Благодаря постулату о бытии Бога оказывается возможной надежда на осуществление высшего блага во всей полноте - достижение соразмерного с нравственностью счастья.

Надежде в современной философии противопоставляется  безнадежность как отсутствие всякого  обмана. Надежда-иллюзия считается всего лишь предлогом для ухода от решения смысло-жизненных дилемм в мир грез.

Оборотной стороной иррациональности надежды  является ее соотнесенность со свободой. Согласно Рикёру, надежда соотнесена со свободой отрицания смерти. По Левицкому, надежда есть проявление свободы, поскольку она представляет собой «постулирование определенной благой возможности как субъективно долженствующей осуществиться»; лишенный надежды, лишен и свободы.

Рациональность  и ценность надежды:

- надежда  раскрывается / открывается человеку;

- субъективно,  надежда противодействует риску  антипатии, отвращения;

- надежда  создает новые надежды;

- надежда  создает всегда ожидания с  возможным положительным исходом,  внушая оптимизм;

- придает  уверенность человеку в его  сознании в устойчивости, прочности и надежности его настоящего бытия, его жизни;

- надежда  всегда обращена к идеалу и  мечте, к лучшему и наилучшему  для человека сейчас и в  будущем; 

- обращенность  надежды в будущее заставляет  человека мыслить хотя бы минимально  рационально, последовательно, исходить из смены состояний и т.п.;

- надежда  укрепляет у человека «самоуверенность»  и чувство самоценности;

- надежда  - это исходное начало для предвидения  будущего. При этом, «Жизнь - это утраченные  надежды», утраченные возможности,  но она всегда содержит хоть «искорку надежды», а значит, обретения и новых надежд, как бы поднимая и возвышая человека над повседневностью;

- надежды,  по сути, - локомотивы для жизнеутверждения  человека, для его перспективной  жизнедеятельности, лекарства для  снятия неуверенности, сомнений, колебаний, различных страхов и фобий, паники и отчаяния.

Любовь. Любовь - самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, случается помимо его воли или желания. Он чувствует это каждую минуту так же, как идеально здоровый спортсмен чувствует каждую клеточку своего молодого тренированного тела.

С точки  зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом  любви, а моей способностью любить. Другими причинами нельзя объяснить возникновение любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят. Для любви нет причин, как нет  причин для добрых поступков, нет  причин для существования совести. А когда находятся такие причины, то ни любви, ни совести нет.

Человек делает добро, поступает по совести  не потому, что преследует какую-нибудь конкретную цель, а потому, что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что  не может не любить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, что не видят другие, чего не видит весь мир. Человека невозможно познать никакими тестами, никакими опросами и исследованиями. Но есть одно безошибочное средство узнать человека - надо его полюбить.

Поскольку нет никаких биологических, физических или психологических оснований  для любви, поскольку любят не за что-то, любят потому, что не могут  не любить, то у любви есть только метафизические основания. Метафизика, метафизическое сознание - это видение бесконечности позади всякой вещи или любого явления, видение бесконечного фона, открытости, невыразимой, не улавливаемой в строгих понятиях атмосферы, «легкого дыхания». Человека любят за то, что в нем приоткрывается эта бездонная неисчерпаемая глубина, приоткрывается тому, кто его любит.

Любовь - не массовое явление, а редкий подарок, достающийся далеко не всем людям. Она  встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как  это - постоянная забота и тревога  за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает со счастьем в будничном смысле этого слова. 
 

Любовь - очень парадоксальная вещь. Во-первых, любовь нередко возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Вся художественная литература построена  на описании этого конфликта - любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Алексея Вронского и Анны Карениной.

Отсюда  вытекает второй парадокс - любовь всегда связана со смертью: или потому, что  препятствия для ее осуществления  оказываются непреодолимыми, или  потому, что любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство, когда он остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни, и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть.

Воспитывать - значит пробуждать способность любить. Труд жизни начинается с труда  души, с любви, а уже потом идет труд ума и рук. Обычно говорят, что всех любить невозможно, что есть люди не достойные любви. Тем не менее, детей надо, прежде всего, учить любви: научатся любить людей - будет кого и что любить, а они потом уже сами научатся ненавидеть тех, кто хочет погубить любимое и дорогое.

Согласно  теории Фрейда постоянная задача развивающейся  человеческой культуры есть обуздание  любовной жизни, и первые собственно культурные законы направлены сначала  на запрет сексуальных отношений  между родственниками, а потом и на ограничение сексуальной жизни вообще, например браком. Но многочисленные запреты, наложенные культурой на сексуальное наслаждение, сказались и в том, что позднейшее разрешение его в браке не давало человеку полного удовлетворения. Правда, и неограниченная половая свобода не приводила, по Фрейду, к лучшим результатам. Ценность любовной потребности тотчас понижалась, если удовлетворение становилось слишком доступным.

Таким образом, любовь, прежде всего сексуальная, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не просто связывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы, нации в одно большое целое - человечество.

Любовь  не только конституирует человека как  личность, но и является средством  более глубокого и более точного открытия реальности.

Очень часто люди довольствуются суррогатами, многочисленными формами псевдолюбия.

Во-первых, большинство людей считает, что  любовь - дитя сексуального наслаждения  и если два человека научатся в  этом смысле вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. Любовь не является следствием сексуального удовлетворения: наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов - это результат любви.

Второй  формой псевдолюбия, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Уже во взрослом состоянии они переносят на любимого человека чувство ожидания или страха, которые испытывали по отношению к отцу или матери.

Еще одна форма псевдолюбия - любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Он теряет себя в любимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем. 

Проявление  невротической любви вызвано  нежеланием замечать свои грехи и  сосредоточенностью на недостатках и слабостях «любимого» человека.

Видом псевдолюбия является также «временная аберрация». Многие помолвленные или  молодожены мечтают о блаженстве, которое, как они думают, ожидает  их впереди, хотя в данный момент они  уже начинают скучать друг с другом.

И наконец, очень частая форма псевдолюбви - проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что  не в состоянии придать смысл  собственной жизни, он старается  обрести его в сыне или дочери. Не найдя смысла для себя, можно  и ребенка воспитать неправильно. Часто не расторгают несчастливый брак, выдвигая такой аргумент: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи.

Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее  смысла своего существования, выражено в Послании апостола Павла коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».

Информация о работе Философия и категории человеческого бытия