Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита, «число» пифагорейцев), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита);
Бытие в античной философии
Возникает в раннегреческой
философии, в учении элеатов. Парменид
формулирует тезисы, ставшие одной из
постоянных парадигм западноевропейского
онтологического мышления: бытие есть
вечное и неизменное единство; противостоящее
ему подвижное многообразие является
небытием; бытие есть полнота всех качеств,
сливающихся в высшей определенности
и утрачивающих частную определимость;
одно и то же — мышление и бытие. Уже в
самом своем историческом начале категория
бытия воспринимается как спорный и парадоксальный
конструкт. С одной стороны, она явилась
естественным результатом попыток первых
греческих философов найти универсальный
принцип организации эмпирических явлений,
который устанавливался бы мышлением,
а не опытом (ср. «логос» Гераклита, «число»
пифагорейцев), и как таковая, эта категория
принимается всей последующей античной
философией, уравновешиваясь лишь тем,
что предметом мысли становится не «чистое»
бытие, а качественно определенные начала
бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора,
«атомы» Демокрита); этот компромисс позволял
объяснить связь бытия с конкретными предметами,
умопостигаемого — с чувственным восприятием.
С другой стороны, категория бытия критикуется
софистами (Горгий) как пустое понятие,
допускающее отождествление со своей
противоположностью, с небытием, а также
натурфилософами — как противоречащее
обыденному и научному сознанию (апории
Зенона).
Платон предложил
решение антиномий бытия в
своем учении об «идеях». Бытие, по Платону,
— это совокупность умопостигаемых
форм или сущностей — «идей» —
отражением которых является многообразие
вещественного мира. Платон проводит границу
не только между бытием и становлением,
но и между бытием и «безначальным началом»
бытия, которое Платон называет также
«благом». В онтологии неоплатоников это
различение изображается как две последовательные
ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума»
(бытие). Важной особенностью платоновского
понимания бытия явилась связь его с категорией
истины. Истина есть результат восхождения
к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
В философии Аристотеля,
следующего в основном платонизму,
появляется ряд специфических сдвигов
в понимании бытия: отрицание
бытия как высшего родового понятия,
отождествление его с субстанциальной
сущностью единичной вещи, попытка
расчленить различные смыслы употребления
слова «есть». Однако задачей «первой
философии» остается, как и у Платона,
усмотрение бытия как такового.
Бытие в средневековой
философии
Средневековая философия,
опираясь на известное библейское самоопределение
Бога: «Я есмь сущий» (Исход, 3,14), часто
сближает понятия бытия и Бога, считая
бытие единственно возможным безусловным
предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая
проблематика разрабатывалась в т. н. онтологическом
аргументе. Различные трактовки бытия
выразились также в споре реалистов и
номиналистов, соответственно тяготевших
к платонизму и аристотелизму. Под влиянием
онтологии арабских перипатетиков возникает
различение сущности (essentia) и существования
(existentia), в которой выделяются два аспекта
бытия вообще: его идеальное содержание
и его реальная положенность. Фома Аквинский
подчеркивает момент творческой действенности
бытия, в полной мере наличный в самом
бытии (ipsum esse), то есть в Боге как actus purus
(чистый акт). Он же вводит метод «аналогии
сущего» как способ связи абсолютного
бытия и его конечных проявлений.
Сложившаяся еще
в античной философии иерархия уровней
бытия, нижней границей которой является
абсолютное небытие, а верхней — бытие
как таковое, в философии средневековья
сливается с иерархией добра и красоты.
Бытие, таким образом, понимается как полнота
реализации всех стремящихся к совершенству
качеств, а небытие отождествляется со
злом как полной лишенностью присутствия
Бога. Такая онтологическая интерпетация
зла служила основой для христианской
теодицеи, в классическом варианте представленной
Августином. Вместе с тем античная триада
«Единое — Ум — Душа», в которой бытием
в строгом смысле слова являлась вторая
ипостась (Ум), оказалась плохой формой
для теологического содержания и провоцировала
периодически возникавшие (как на Западе,
так и на Востоке) богословско-философские
конфликты. Мыслители, испытавшие влияние
неоплатонизма, тяготели к слиянию диалектики
Единого и представлений о Боге (ср. Марий
Викторин, «Ареопагитики», Эриугена, Экхарт),
но возникавшее при этом разведение понятий
бытия и Бога делало эти концепции не вполне
ортодоксальными. Более приемлемым было
отождествление бытия и Бога, первый вариант
которого дал Филон. В онтологических
построениях Григория Нисского, Ансельма
Кентерберийского и Фомы Аквинского богооткровенное
имя (Сущий) трактуется как бескачественный
предикат, открывающий бытие, но не дающий
познания его сущности. Однако и этот вариант
теологического истолкования категории
бытия вызывал сомнения чрезмерным сближением
умопостигаемого бытия со сверхразумным
Богом. Францисканская оппозиция (Иоанн
Дунс Скот, Оккам) стремится предельно
отдалить разумную необходимость и божественный
абсолют, с чем связаны такие концепции,
как отождествление сущности и существования,
повышение роли сверхразумной воли Бога,
учение об «этости» (haeccaitas) предмета, не
сливающейся с его эссенциальностью, «чтойностью»
(quiditas) (Иоанн Дунс Скот). В философии Николая
Кузанского (в первую очередь в учении
о «бытии-возможности», possest) и Ф. Суареса
вырабатывается компромиссный вариант
связи категории бытия с основными онтологическими
понятиями.
Бытие в философии
нового времени
Философия нового времени
выдвинула проблему бытия в форме
декартовского тезиса «мыслю, следовательно
существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности
мыслящего «я» Декарт переходит непосредственно
к абсолютному бытию при помощи т. н. онтологического
аргумента. Главным результатом «открытия»
бытия оказывается онтологическая гарантия
истины, обоснование возможности науки.
Бытие, таким образом, является для Декарта
и всей рационалистической традиций 17
в. точкой пересечения мыслимого и существующего,
а потому понятие бытия имеет объективную
значимость, т. е. имманентно содержит
свой объект. На этом принципе построены
системы Мальбранша и Спинозы, разделяет
его и Лейбниц. В то же время эмпиризм 17
в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе с темой бытия как субстанции (в гносеологическом аспекте — как совпадения понятия и реальности) постепенно развивается критика категории бытия. Неопределимость бытия, отмеченная Паскалем, стремление сущности к бытию у Лейбница, граница между бытием и волей, проведенная Декартом и Мальбраншем, — все это свидетельствует о сужении сферы применения категории бытия при сохранении традиционного тождества бытия и умопостигаемости. Аналогичное сужение характерно и для философии Беркли с ее тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым» (esse est percipi), который позволил осуществить парадоксальный переход от последовательного эмпиризма к платонизму. Если у Беркли бытие — это субстанциальный субъект и его идеальное содержание, то в философии Юма бытие утрачивает даже статус субъективной субстанциальной очевидности, чем отрицается картезианская интуиция cogito, открывшая в свое время ряд онтологических построений 17 в. Юм трактует различие между идеей и фактом как принципиальную несводимость одного к другому, как фундаментальную разнородность бытия и умопостигаемости.
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи
Возрождения теснейшим образом
связана с развитием
Проблема человека
в истории философии
Философия Древнего Востока о человеке. (античность)
Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
Древнеиндийская
философия человека
Человек в философии
Древней Индии мыслится как
часть мировой души. В учении
о переселении душ (сансаре)
граница между живыми
Упанишады оказали
огромное влияние на развитие
всей философии человека в
Индии. В частности, велико
их влияние на учения
Философия Древнего
Китая создала также
Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными этическими качествами, человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому ряду этических принципов. Центральное место среди них принадлежит концепции жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Это правило в качестве нравственного императива в разных вариантах будет встречаться потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева и других. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как ли (этикет), и (справедливость) и др.
Наряду с учением
Конфуция и его последователей
в древнекитайской философии
следует отметить и другое
направление — даосизм.
Характеризуя
древневосточную философию