Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита, «число» пифагорейцев), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита);
Влияние развития
науки на представления о
Однако основателем новоевропейского рационализма вообше и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.
Этот механистический
взгляд на человека, рассматриваемого
в качестве машины, получил широкое
распространение в тот период.
Знаменем такой концепции
Подобный взгляд
характерен для всех
Другая, отличительная
черта их философской
Проблемы бытия
Античная философия.
Прежде всего, надо сказать, что проблема
бытия введена в философию
Парменидом (5-4 вв. до н.э.) как ответ на
определенный социальный и экзистенциальный
запрос. Люди стали терять веру в традиционных
богов Олимпа. Тем самым рушились основы
и нормы социальной жизни. С гибелью богов
уже никто не мог поручиться, что ритм
и порядок природных и социальных процессов
останется стабильным. В глубинах человеческого
сознания зародилось отчаяние, необходим
был поиск новых гарантов человеческого
существования. Людям нужна была опора
в их жизни.
Философия в лице
Парменида попыталась успокоить смятенную
душу античного человека, оповестив людей
об открытии Абсолютной мысли, которая
удерживает мир от опрокидывания в хаос,
обеспечивает ему стабильность и надежность.
Люди снова обрели уверенность том, что
все подчиняется порядку с необходимостью.
Необходимость Парменид назвал Божеством,
Правдой, Провидением, Судьбой, что по
определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная
мысль и есть бытие, а бытие есть мысль,
но не субъективная мысль человека, а Логос
– космический Разум. Человеческий ум
способен что-то знать в той мере, в какой
он сумеет вступить в непосредственный
контакт с Разумом, который и есть бытие.
Такая ситуация делала неуместной гордыню
человеческого ума, похваляющегося своим
умением мыслить и постигать истину, ибо
не человек открывает истину, а, наоборот,
истина открывается ему через контакт
с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем
заключена вся полнота совершенств, среди
которых главными считались Истина, Добро,
Благо. Бытие не возникает и не уничтожается.
Оно Свет, но особый, “увидеть” который
можно только “очами” разума. Бытие есть
мысль и постижимо только в мысли. Оно,
в понимании античных философов, не выступает
Творцом мира, потому что мир существовал
всегда.
Средневековая философия. В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности Бог христианства открывает Себя Личного и Живого. Бог – превечно Троица, но не превечно Творец, поэтому имя “Творец” вторично по отношению к трем именам Троицы. Творение – это свободный акт Бога, оно не обусловлено никакой “внутренней необходимостью”. Человек был создан по образу и подобию Божию, а потому человек является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.
Эпоху возраждения не нашел…
Новое время. В Новое время возникло мировоззрение, суть которого Ф. Ницше выразил в афоризме: “Бог умер”. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.