Философия человека
Древнего Востока оказала огромное
влияние на последующее развитие
учений о человеке, а также
на формирование образа жизни,
способа мышления, культурных образцов
и традиций стран Востока. Общественное
и индивидуальное сознание людей
в этих странах до сих пор
находится под воздействием образцов,
представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
Проблема человека
в философии Древней Греции. (античность)
Античная Греция
положила начало западноевропейской
философской традиции вообще
и философской антропологии в
частности. древнегреческой философии
первоначально человек не существует
сам по себе, а лишь в системе определенных
отношений, воспринимаемых как абсолютный
порядок и космос. Со всей своей природной
и социальной средой, соседями и полисом,
неодушевленными и одушевленными предметами,
животными и богами он живет в едином,
нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся
внутри космоса, являются для людей реальными
действующими лицами. Само понятие космоса
здесь имеет человеческий смысл, вместе
с тем человек мыслится как часть космоса,
как микрокосм, являющийся отражением
макрокосмоса, понимаемого как живой организм.
Именно таковы взгляды на человека у представителей
милетской школы, стоящих на позициях
гилозоизма, т.е. отрицавших границу между
живым и неживым и полагавших всеобщую
одушевленность универсума.
Поворот к собственно
антропологической проблематике
связан с критической и просветительской
деятельностью софистов и создателем
философской этики Сократом.
Исходный принцип
софистов, сформулированный их лидером
Протагором, следующий: «Мера всех
вещей — человек, существующих,
что они существуют, а несуществующих,
что они не существуют».
В концепции
софистов следует обратить внимание
прежде всего на три момента:
- релятивизм и
субъективизм в понимании таких
этических феноменов, как благо,
добродетель, справедливость и
т.д.;
- в бытие как
главное действующее лицо они
вводят человека;
- впервые процесс
познания они наполняют экзистенциальным
смыслом и обосновывают экзистенциальный
характер истины.
Для Сократа
основной интерес представляет
внутренний мир человека, его
душа и добродетели. Он впервые
обосновывает принцип этического
рационализма, утверждая, что «добродетель
есть знание». Поэтому человек,
познавший что такое добро и справедливость,
не будет поступать дурно и несправедливо.
Задача человека как раз и состоит в том,
чтобы всегда стремиться к нравственному
совершенству на основе познания истины.
И прежде всего она сводится к познанию
самого себя, своей нравственной сущности
и ее реализации.
Всей своей
жизнью Сократ старался реализовать
нравственный пафос своей философии
человека, а сама его смерть, когда
он ради утверждения справедливости
отказался от жизни, явилась
апофео¬зом его нравственной философии.
Демокрит — представитель
материалистического монизма в учении
о человеке. Человек, по Демокриту, — это
часть природы, и, как вся природа, он состоит
из атомов. Из атомов же состоит и душа
человека. Вместе со смертью тела уничтожается
и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистического
взгляда на душу человека его этическая
концепция носит более деликатный характер.
Цель жизни, по нему, — счастье, но оно
не сводится к телесным наслаждениям и
эгоизму. Счастье — это прежде всего радостное
и хорошее расположение духа — эвтюмия.
Важнейшее условие ее — мера, соблюсти
которую помогает человеку разум. Как
утверждал Демокрит, «желать чрезмерно
подобает ребенку, а не мужу», мужественным
же человеком является тот, кто сильнее
своих страстей.
В отличие от
Демокрита Платон стоит на позиции антропологического
дуализма души и тела. Но именно душа является
субстанцией, которая делает человека
человеком, а тело рассматривается как
враждебная ей материя. Поэтому от качества
души зависит и общая характеристика человека,
его предназначение и социальный статус.
На первом месте в иерархии душ находится
душа философа, на последнем — душа тирана.
Это объясняется тем, что душа философа
наиболее мудра и восприимчива к знанию,
а это и является главным в характеристике
сущности человека и его отличия от животного.
Человеческая
душа постоянно тяготеет к
трансцендентному миру идей, она
вечна, тело же смертно. Это
учение о двойственном характере
человека оказало влияние на
средневековое религиозное учение
о нем. В единстве и противоположности
души и тела заключен, по Платону,
вечный трагизм человеческого
существования. Телесность ставит
человека в животный мир, душа
возвышает его над этим миром,
тело — это материя, природа,
душа же устремлена в мир
идей. Позднее этот трагизм станет одним
из существенных моментов русской религиозной
философской антропологии.
В концепции
Аристотеля человек рассматривается
как существо общественное, государственное,
политическое. И эта социальная
природа человека отличает его
и от животного, и от «недоразвитых
в нравственном смысле существ»,
и от «сверхчеловека». По этому
поводу он пишет, что «тот, кто
не способен вступать в общение
или, считая себя существом
самодовлеющим, не чувствует потребности
ни в чем, уже не составляет
элемента государства, становясь
либо животным, либо божеством».
Еще один отличительный
признак человека — его разумность,
«человек и есть в первую
очередь ум». Таким образом,
человек, по Аристотелю, — это
общественное животное, наделенное
разумом. Социальность и разумность
— две основные характеристики,
отличающие его от животного.
К этому следует
добавить, что Аристотель вплотную
подходит к формулировке положения
о деятельностной сущности человека.
Он, в частности, пишет, что добродетельная
жизнь человека имеет проявление в деятельности,
в которой заключена и единственная возможность
самореализации личности.
Новая сторона
философского антропологизма обнаруживается
в эпоху разложения древнегреческого
общества. На первый план здесь
выступают проблемы человека, связанные
с социальным и нравственным
упадком, утратой экзистенциальных
ценностей и смысла жизни людей.
В этой ситуации на передний
план выдвигается интеллектуально-терапевтическая
функция философии, т.е. та функция,
которую В. Франкл назвал логотерапевтической.
Особенно ярко она выражена в учении Эпикура,
который утверждал, что подобно тому, как
медицина помогает лечить тело человека,
философия должна помогать лечить его
душу. В плане соотношения индивида и общества
Эпикур стоит на позициях методологического
и социально-этического индивидуализма.
Исходный пункт рассмотрения общества
и человека — это индивид. Социум — это
лишь средство для удовлетворения потребностей
отдельного человека, его желаний и блага.
В заключение
отметим, что древнегреческая
философская антропология, как и
древневосточная, несет на себе
печать мифологии и религии
и развивается в непосредственном
диалоге с ними.
Так же, как
древневосточная философия человека
оказала огромное влияние на
все последующее ее развитие
в рамках восточной традиции,
древнегреческая философская антропология
является начатом и источником западноевропейской
традиции в философии человека.
Средневековая христианская
концепция человека.
В средние века
человек рассматривается прежде всего,
как часть мирового порядка, установленного
Богом. А представление о нем самом, как
оно выражено в христианстве, сводится
к тому, что человек есть «образ и подобие
Бога». Но согласно этой точки зрения в
реальности этот человек внутренне раздвоен
вследствие его грехопадения, поэтому
он рассматривается как единство божественной
и человеческой природы, которое находит
свое выражение в личности Христа. Поскольку
каждый изначально обладает божественной
природой, он имеет возможность внутреннего
приобщения к божественной «благодати»
и тем самым сделаться «сверхчеловеком».
В этом смысле концепция сверхчеловека
часто развивается и в русской религиозной
философии.
В социальном
плане в Средние века человек
провозглашается пассивным участником
божественного порядка и является
существом тварным и ничтожным по отношению
к Богу. В отличие от античных богов, как
бы родственных человеку, христианский
бог стоит над природой и человеком, является
их трансцендентным творцом и творческим
началом. Главная задача для человека
состоит в том, чтобы приобщиться к богу
и обрести спасение в день страшного суда.
Поэтому вся драма человеческой истории
выражается в парадигме: грехопадение
— искупление. И каждый человек призван
реализовать это, соизмеряя свои поступки
с Богом. В христианстве каждый сам за
себя отвечает перед Богом.
Видным представителем
средневековой христианской философии
является Августин Блаженный.
Не только его онтология и
учение о боге как абсолютном
бытии, но и учение о человеке
многое берет от Платона. Человек
— это противоположность души
и тела, которые являются независимыми.
Однако именно душа делает
человека человеком. Это собственная,
имманентная субстанция его. То,
что Августин вносит нового
по этому вопросу, — развитие
человеческой личности, которое
он рассматривает в «Исповеди».
Она представляет автобиографическое
исследование, описывающее внутреннее
становление автора как личности.
Здесь мы находим и психологический
самоанализ, и показ противоречивого
характера развития личности, и
указание на темные бездны
души. Учение Августина повлияло
на последующее формирование
экзистенциализма, представители которого
рассматривают его как своего
предшественника.
В отличие от
Августина Фома Аквинский использует
для обоснования христианского
учения о человеке философию
Аристотеля. Человек — это промежуточное
существо между животными и
ангелами. Он представляет единство
души и тела, но именно душа
является «двигателем» тела и
определяет сущность человека. В
отличие от Августина, для которого
душа является не зависимой
от тела и тождественной с
человеком, для Фомы Аквинского
человек есть личностное единство
того и другого. Душа — нематериальная
субстанция, но получает свое
окончательное осуществление только
через тело.
Человек в философии
эпохи Возрождения.
Философская антропология
эпохи Возрождения формируется
под влиянием зарождающихся капиталистических
отношении, научного знания и новой культуры,
получившей название гуманизм.
Если религиозная
философия Средневековья решала
проблему человека в мистическом
плане, то философия эпохи Возрождения
(Ренессанса) ставит человека на
земную основу и на этой
почве пытается решить его
проблемы. В противоположность учению
об изначальной греховности человека
она утверждает естественное
стремление его к добру, счастью
и гармонии. Ей органически присущи
гуманизм и антропоцентризм. В философии
этого периода Бог не отрицается полностью.
Но, несмотря на пантеизм, философы делают
своим знамением не его, а человека. Вся
философия оказывается проникнута пафосом
гуманизма, автономии человека, верой
в его безграничные возможности.
Так, согласно
Пико делла Мирандоле (1463—1494), человек
занимает центральное место в мироздании.
Это происходит потому, что он причастен
всему земному и небесному. Астральный
детерминизм он отвергает в пользу свободы
воли человека. Свобода выбора и творческие
способности обусловливают то, что каждый
сам является творцом своего счастья или
несчастья и способен дойти как до животного
состояния, так и возвыситься до богоподобного
существа.
В философской
антропологии этого периода уже
достаточно отчетливо слышны
мотивы приближающего индивидуализма,
эгоизма и утилитаризма, связанные
с нарождающимися капиталистическими
общественными отношениями и
господством частного интереса.
Так, Лоренцо Балла (1406 — 1457)
со всей определенностью заявляет,
что благоразумие и справедливость
сводятся к выгоде индивида, на
первом месте должны стоять
свои собственные интересы, а
на последнем — родины. И вообще,
по его мнению, сохраняет «свою
силу славнейшее изречение «там
для меня родина, где хорошо».
Человек Нового времени
в европейской философии.
Влияние господства
частного интереса на Представления
о человеке, мотивы его ведения
и жизненные установки со всей
очевидностью выражены в концепции
Т. Гоббса. В противоположность
Аристотелю он утверждает, что
человек по природе своей —
существо не общественное. Напротив,
«человек человеку — волк»
(homo homini lupus est), а «война всех против всех»
является естественным состоянием общества.
Его методологический индивидуализм и
номинализм тесно связаны с социологическим
и этическим индивидуализмом. Глубинной
же основой такого состояния является
всеобщая конкуренция между людьми в условиях
новых экономических отношений. Сам он
в этой связи пишет:
Человеческая
жизнь может быть сравнима
с состязанием в беге... единственная
цель и единственная награда
каждого из участников, это —
оказаться впереди своих конкурентов.