Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:50, реферат
Сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств.
Сущее в значении «смысл», «суть».
Реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.
Основные значения термина «Бытие».
Понятие Бытия.
Смысл бытия.
Бытие человека.
Список использованной литературы
Московский институт экономических преобразований и управление рынком, Уфимский филиал
Курс: 1
Специальность: БД
Реферат
по философии
на тему: Категория Бытия. Смысл. Специфика
Выполнил: Хазиева Эллина
Проверил: Рассолова И. Ю.
Уфа
2006
Бытие – это реально существующая, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее;
Бытие – чувственно воспринимаемая материя;
Бытие – фактическое существование чего бы то ни было материального;
Бытие – возникновение и уничтожение как разновидность существования материи.
Идеалистическая философия.
Обобщенное духовное существование, неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами.
Сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств.
Сущее в значении «смысл», «суть».
Реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.
Нечто самостоятельное и не зависимое от материи и обладающее божественной силой.
Бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего.
«Чистая деятельность», принимающая весьма разнообразные формы.
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия — категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство — быть, существовать.
Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы.
Охватывая все существующее, «бытие» близко по смыслу понятиям «космос» в древней философии, «действительность», а также «мир», «природа» в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.
Отдельные проявления бытия — элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации — рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходит в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их Идеальных образов: представлений, понятий, теорий.
Формирование «бытия» как исходной категории
подтверждается историей философии. В.древнеиндийском
собрании гимнов «Ригведа» говорится
о «сат» (бытии), возникающем из «асат»
— небытия или, точнее, из потенциального бытия. О бытии речь
идет и в других восточных учениях.
Категория бытия — важнейшая в древнегреческой
философии. Значительное внимание ей уделяли
элеаты. Основываясь на вложении о тождестве
мышления и бытия, Парменид считал, есть
только единое неизменное, неподвижное
бытие и только оно — истинно сущее. Небытия
нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит
рассматривал бытие как непрерывно становящееся.
По Демокриту, существуют и бытие (атомы),
и небытие (пустота). Пустота — такая же
реальность, как и атомы, она безгранична
содержит в себе все существующее, в ней
нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.
Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих «истинным бытием», Платон распространяет бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии.
Как исходная категория философии «бытие» является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.
Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол «есть» имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: «был», «будет»). Формируются категории «пространство» и «время». Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и бесконечности в пространстве.
Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий «изменение», «движение», «развитие».
Эти к ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии — раздела философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства (греч. «онтос» — сущее, «логос» — учение, слово). Онтология — важная часть философии, ее проблемы, категории, принципы являются основой постановки и решения проблем гносеологии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.
Одной из онтологических проблем является проблема единства бытия. Подытоживая рассмотрение соотношения бытия (нечто) и ничто, бытия и небытия, следует указать, что философская категория бытия не может быть во всей полноте и глубине осмыслена без сопоставления её с категорией отрицания. Из определения бытия как реальности, границы которой задаются её собственным отрицанием, с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т.е. в качестве инобытия. Если ничто представляет собой выражение отношений различия и противоположности в мире непосредственно данных частных существований, то небытие – своеобразное выражение смены состояний, прохождения, перехода в иное того или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственно предметно – динамической структурой бытия. Они столь же реальны, сколь и само бытие. Именно так ничто и небытие осмысливались в продолжение всего исторического развития философии. Чисто негативное их понимание, связывающее с ними некое абсолютное отсутствие, иррационально и потому непродуктивно в философском постижении природы бытия.
Исходным фундаментальным понятием, на базе которого
строится философская картина мира, есть
бытие, которое является системообразующим
принципом данной картины. Это понятие
широкое, абстрактное, позволяющее осознать
предпосылки формирования мироздания.
Бытие есть всеохватывающая реальность,
предельно общее понятие о сущем.
Сущее – фундаментальная категория, обозначающая
совокупность многообразных проявлений
бытия. Бытие – это все, что существует.
Бытие равнозначно таким терминам как
быть, существовать, быть в наличном состоянии.
Категория бытия выступает предельно общей абстракцией, объединяя по признаку существования самые различные явления и процессы, их свойства, связи, отношения, человеческие коллективы, состояния и свойства человеческого сознания. Раздел философии, изучающий принципы мироздания, называется антологией.
Содержание того или иного антологического учения раскрывается через взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому антологию определяют еще как учение о бытии).
Прежде всего бытие различается по роду существования:
По характеру:
Материальные формы бытия:
Идеальные разновидности:
Формы бытия:
а) бытие состояния природы (стихийные
бедствия);
б) бытие природы как целое или первая
природа, которая не зависит от сознания,
она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после
природы и неразрывно связан с нею;
в) бытие вещей, процессов, сотворимых
человеком – вторая природа.
Виды бытия:
Феномен – явление, данное нам в опыте.
Периоды трактовки бытия:
Почему особенное внимание философов различных направлений в настоящее время привлекло учение о бытии? Как это увязать с поворотом к человеку?
Основная тенденция в развитии представлений
о бытии совпадают с тенденцией развития
научного знания, которая преодолевает
как натуралистически-
Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое бытие. Такое определение дал немецкий мыслитель Гуссерль. Он считал, что смысл бытия заключается в повороте сознания от индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Он и явился основателем феноменологической установки сознания, т.е.