Философия Древней Индии: буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную но масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и кончая политическими и экономическими теориями.

Файлы: 1 файл

философия контрольная.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

Одновременно  развивалась и другая, морально-культовая  сторона буддизма, т. е. «путь», который  может привести каждого к прекращению  страданий. Этот «путь» и был тем  идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.  
 
 
 

2.2 Личность основателя  буддизма 
 

Основатель буддизма — реальная историческая личность. Во всяком случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии, на основании сохранившихся до наших дней письменных источников. И эти тексты, и основанные на них научные исследования, фольклорные жанры и художественные произведения, говоря об основателе буддизма, называют его разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда , Татхагата, Джина, Бхагаван и др. Все они отражают черты и свойства личности основателя либо в его реальной, мирской жизни, либо в последующей — религиозно-мифологической, которая пришла на смену первой. Означают эти имена следующее: Сиддхартха — личное имя, Гаутама — имя рода, Шакьямуни — "мудрец из племени шаков (или шакья)", Будда — "просветленный", Татхагата — "так приходящий и так уходящий", Джина — "победитель", Бхагаван — "торжествующий". Самое распространенное из них имя — эпитет Будда, от которого пошло название всей религии.

В настоящее время известны пять биографий Будды: "Махавасту", написанная во II в. н. э.; "Лалитавистара", появившаяся во II-III вв. н. э.; "Буддхачарита", изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхошей (I-II вв. н. э.); "Ниданакатха" (примерно I в. н. э.); "Абхинишкраманасутра", вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты. Основные разногласия возникают при определении времени жизни Гаутамы: эта датировка колеблется от IX до III в. до н. э. Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564 г., а смерти — 483 г. до н. э., иногда округляя их до 560 и 480. 
Во всех этих биографиях реальная и мифологическая жизнь Будды тесно переплетены друг с другом. Реальная относительно простая. Сиддхартха — наследный принц, сын царя Шуддходаны, правителя народа шаков, жившего в середине I тыс. до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии. Богатый и знатный царский род сделал все, чтобы юный принц жил в роскоши, не ведая забот. Любимая жена и маленький сын довершали общую картину безоблачного счастья. Но жизнь полна превратностей. Так случилось, что царевич узнал о существовании на земле болезней, старости, смерти, причиняющих людям страдание, делающих их несчастными, и покинул дом, отправившись на поиски пути избавления человечества от страданий.

Непростыми были эти поиски, но в конечном итоге они увенчались успехом. В местности Гая на него снизошло "просветление" отныне навсегда и для всех он стал Будда, т. е. "просветленный", а также учитель, указавший человечеству путь к спасению, к избавлению от страданий. Вскоре Будда начал проповедь своего учения, у него появились последователи, которые образовали первую монашескую общину (сангха). Заповеди, которые должен был соблюдать каждый монах, и правила, по которым жила вся община, были также провозглашены Буддой. 40 лет бродил он вместе со своими учениками по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне распространен во всех странах буддийского мира. Кроме того, как гласит легенда, один из учеников Будды сумел выхватить из огня погребального костра один из его зубов. Со временем зуб также стал объектом культа: им очень дорожили, во время войн перевозили в целях безопасности из страны в страну. В конце концов он обрел постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, в его честь построен специальный храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества. Описания этих праздников встречаются в литературе, начиная с V в. нашей эры. Можно сказать, что по сути своей они мало изменились за прошедшие с тех пор 15 столетий. На сегодняшний день это главная реликвия буддизма.

Таковы немногочисленные факты, имеющие отношение к реальной биографии Будды. Но для каждого буддиста и для всей религии в целом гораздо более важной является мифологическая биография ее основателя. Здесь мы вступаем в область легенд, преданий, сказок, притч, ранних и развитых религиозных представлений, которые можно в совокупности обозначить словом мифология. С точки зрения мифологии биография Будды в упрощенном варианте выглядит следующим образом.

В течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24 000 "божественных" лет или 8 640 000 000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло.

Будда сам выбрал, где и от кого ему родиться: Северная Индия, племя шакья, от царя Шуддходаны и царицы Майя. Царице приснился вещий сон, будто белый слон входит в ее лоно. Толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признаками (в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки и ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.), обладатель которых может стать либо Великим Правителем, либо Великим Учителем. Отец готовит сына к первому пути, но не в его власти изменить то, что предначертали боги. И вот 4 встречи, Выступившие как 4 знамения, меняют жизнь его сына. Встречи со старостью, болезнью и смертью открывают ему неустойчивость мира сансары, т. е. мира, в котором живет человек. Встреча с монахом подсказывает ему путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины пришло после долгих поисков. Сиддхартха пробует стать аскетом, но потом отвергает этот путь. Он садится под дерево и погружается в состояние созерцания, решив не вставать с места, пока не постигнет истину, и, несмотря на искушения демона Мары, на 49-й день достигает просветления. Он становится Буддой сам, открывает "путь будды" для других, создает монашескую общину, проповедует свое учение и в возрасте 80 лет погружается в нирвану.

В представлении буддистов Гаутама — это архетип многих предыдущих будд, воплотивший в себе черты бесчисленных индивидуальностей и эволюционировавший в течение многих миллионов лет в борьбе с силами зла. Согласно этому учению, будды появлялись с незапамятных времен. Одни версии утверждают, что до Гаутамы на Земле жили шесть будд. Поэтому в некоторых священных местах буддизма, например в Санчи и Бхархуте (Центральная Индия), были воздвигнуты семь ступ в честь семи будд и посажены семь "священных" деревьев — баньянов. В других версиях сообщается о существовании 24 поколений будд, в третьих — о тысяче поколений будд.

Благодаря непрерывной цепи перерождении тело Будды-Гаутамы приобрело необычные свойства, скрытые под внешней оболочкой человеческого существа. Согласно поверьям, это "духовное тело" могли видеть только истинно верующие: "великолепное тело" Будды было около пяти с половиной метров высотой, золотистого цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое представление о "духовном теле" Будды является отражением древнеиндийских представлений о том, что тела великих людей излучают свет, а при медитации созерцающих интенсивность свечения увеличивается.

Таковы реальная и мифологическая биографии основателя буддизма. Провозглашенное им учение стало основой, на которой со временем было воздвигнуто достаточно внушительное здание мировой религии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Учение Будды 
 

Говорить  о «буддизме вообще» нельзя: в  зависимости от времени и конкретных условий существования он значительно  видоизменялся. Один из наиболее авторитетных представителей русской буддологии О. О. Розенберг писал: «Системы буддизма вообще, помимо отдельных школ, не существует вовсе»

Обратимся к самому вероучению в том виде, как оно изложено в канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды монашеством и популяризации его средствами искусства. Важнейшим источником сведений о раннем буддизме являются сочинения, которые были записаны к началу нашей эры на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитаки. Типитака содержит в себе самые разнообразные произведения.

Наиболее  древней частью канона считается  Винаяпитака, или «корзина устава». Входящие в нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни  буддийских монахов и мирян. Патимоккха – древнейший и центральный текст  Винаяпитаки, где содержится перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых на них наказаний. Далее следует состоящая из двух книг Суттавибханга – комментарии к Патимоккхе. Следующая книга называется Кхандхака, разделяющаяся на две части – Магаваггу и Куллаваггу. В первой части подробно описываются церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общины на время сезона дождей. В Куллавагге основное внимание уделяется наказаниям, налагаемым на монахов за различные проступки, описываются первые два буддийских собора. Паривара излагает мнемонические приемы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов.

Вторая  часть Типитаки – Суттапитака, или  «корзина поучений».

Она состоит  из пяти сборников, излагающих идеологию  буддизма в форме притч и бесед. Сборник Кхуддака-никая включает 15 книг, некоторые из которых пользуются особой известностью.

Среди них Дхаммапада, сообщающая в краткой  стихотворной форме важнейшие вопросы  вероучения. Суттанипата содержит стихи  этического содержания и т.д. Особый интерес представляют Тхерагатха и Тхеригатха, или песнопения монахов и монахинь. Джатака содержит рассказы о перерождениях Будды. Все эти произведения важны как источник сведений об условиях общественной жизни Древней Индии.

Третья  часть канона – Абхидхаммапитака, или «корзина объяснения учения (закона)». В ней рассматриваются философские вопросы. В нее входят семь книг, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона.

Главная задача, которую должен выполнить человек, - достичь спасения от уз окружающего мира. Это спасение вовсе не достигается в момент физической смерти данного живого существа. Открытием «Цепи Причинности» (12 Нидан) ознаменовалось достижение Гаутамой озарения. Проблема, мучившая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла.

12. Существование  есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.

11. Я  страдаю потому, что я рожден.

10. Я  рожден, потому что я принадлежу  миру бытия.

9. Я  рождаюсь, потому что я питаю  в себе существование.

8. Я  питаю его, ибо я имею желания.

7. У  меня есть желания, ибо я имею чувствования

6. Я  чувствую, ибо я соприкасаюсь  с внешним миром.

5. Это  соприкосновение производится действием  моих шести чувств.

4. Мои  чувства проявляются, ибо, будучи  индивидуальностью, я противоставляю  себя безличному.

3. Я  индивидуальность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

2. Это  сознание создалось, вследствие  моих прежних существований.

1. Эти  существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Принято эту двенадцатичленную формулу  перечислять в обратном порядке:

1.  Авидия (омраченность, невежество).

2.  Самскара (карма).

3.  Виджнана (сознание).

4.  Кама-рупа (форма, чувственное и нечувственное).

5.  Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ  чувств).

6.  Спарша (соприкосновение).

7.  Ведана (чувствование).

8.  Тришна (жажда, вожделение).

9.  Упадана  (влечение, привязанность).

10.  Бхава  (бытие).

11.  Джати  (рождение).

12.  Джара  (старость, смерть).

Таким образом, первопричина всех бедствий человечества в невежестве, омраченности. Будда  утверждал, что невежество есть величайшее преступление, так как оно является причиной всех человеческих страданий.

Информация о работе Философия Древней Индии: буддизм