Философия Древней Индии: буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную но масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и кончая политическими и экономическими теориями.

Файлы: 1 файл

философия контрольная.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
 

Филиал 

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования  «Российский государственный 

гуманитарный  университет»в г. Великий Новгород

(Филиал  РГГУ в г. Великий Новгород)

 
 
                Направление

                080200 «Менеджмент»

 
 
 

ГУСЯКОВА  ДАРЬЯ ГЕОРГИЕВНА 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: БУДДИЗМ 

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

студентки 1-го курса заочного отделения группы 1112 с 
 
 
 
 
 

 
Проверил:

к.и.н., доцент

______________     О.В.Матвеев                                           
«_____»_____________________ 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 
 

Буддизм – древнейшая  из трех мировых  религий. Он «старше» ислама на целых  двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую ,чем христианство в странах Америки и Европы.

Буддизм стал религией сотен миллионов людей. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае, Монголии,  Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Таиланде и Лаосе .

Европейцы, в отличии от азиатов, стали исповедовать буддизм совсем недавно, хотя с этим видом «идолопоклонства» английские, португальские, голландские и прочие колонисты сталкивались с самого начала своего вторжения в страны Востока.

Возникнув более двух с половиной тысяч  лет назад в Индии как религиозно-философское  учение, буддизм создал уникальную но масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства и кончая политическими и экономическими теориями.

В зависимости  от угла зрения буддизм можно рассматривать  и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма является важным звеном в понимании социально-политических, этических и культурных систем восточных обществ, в которых существовали и имеются в настоящее время буддийские общины. И сейчас в ряде районов, где буддизм имеет влияние, его приверженцы нередко уважают традиции и авторитет монахов, а также деревенских старейшин больше, чем законы и институты центрального правительства. В этом кроется его огромная потенциальная сила.

Один  из знатоков буддизма О.О. Розенберг сказал:" Буддизм является силой, к которой одни относятся с крайним отвращением, другие с чрезвычайной симпатией". А известный специалист в области индийской религиозно-философской мысли Ф.И. Щербатский писал в своей книге так: "хотя с того времени, когда было начато научное изучение буддизма в Европе прошло сто лет, мы до сих пор, несмотря на это, блуждаем в потемках относительно важнейших положений этой религии".

  Многих  верующих буддизм привлекал именно  тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.  Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм является в настоящее время одной из самых распространённых религий в мире.

Данная  работа посвящается, прежде всего, рассмотрению основных философских аспектов буддизма ,в ней рассматриваются также обстоятельства и причины возникновения буддизма, освещаются положения его вероучения и главные особенности культа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основная  часть 

2.1. Возникновение буддизма 

Буддизм возник в Индии (точнее, на индийском  субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее  время существует несколько государств — Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине первого тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа

На вопрос о возникновении этой религии  любой буддист ответит что  более двух тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), то есть Будда, что означает «просветленный высшим знанием». Среди буддистов нет единого мнения о годах его жизни. По научной версии время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 гг. до н. э. Если верить наиболее консервативной буддийской школе – Тхеревада – Будда жил с 624 по 544 гг. до н. э.

Задолго до возникновения буддизма Индия  имела оригинальные религиозные  учения, традиции и культуры. Существовала такая религия, как ведизм, который уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К этим чертам можно отнести почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов 

В ведийской  религии отражалось классовое расслоение общества, она освещала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты) установлено высшим божеством Брахмой.

В соответствии с брахманизмом общество делилось на варны:

1.  брахманы  – высшее сословие духовных  наставников и жрецов;

2.  кшатрии  – воины;

3.  вайшьи  – торговцы;

4.  шудры  – обслуживающие все остальные  сословия. 

Ведизм  отражал сохранение значительных элементов  племенной раздробленности, неразвитость антагонистических противоречий в  индийской общине. К середине первого тысячелетия до н. э. Эти черты приходят в более резко выраженное противоречие с теми сдвигами в общественных отношениях, которые и явились главной причиной возникновения буддизма.

Изучение  обстоятельств возникновения буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты просто не существует. Но многочисленные исследования индологов все же раскрывают перед нами события, происходившие в то время, поэтому общественная обстановка в Индии того периода (середина первого тысячелетия до н. э.) в основных чертах известна. К этому времени оформился сословно-кастовый строй, укрепились рабовладельческие отношения, слабели племенные и родовые связи, менялись прежние взгляды и представления.

Классовые отношения осложнялись системой варн, которая отражала усиливающуюся классовую дифференциацию и классовую борьбу. Самые различные группы населения подверглись жестокой эксплуатации. Часто оказывались в худшем положении, чем рабы, различные категории вне кастовых, всевозможные «наемные работники». 

В 6 в. до н. э. на территории Индии существовало множество небольших государств. В Северо- Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были или племенные республики, или монархии, которые враждовали между собой, захватывали территории друг друга (уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены государствами Магадха и Кошала). Внутри общества происходил медленный и неуклонный рост производительных сил, вызывавший усиление классовой борьбы.

В 5 в. до н. э. делаются попытки увеличить  рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Высшей фазой развития рабовладения в Индии  был период объединения ее империей Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно-кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства, получил развитие ряд религиозно-философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий»

На фоне такой неспокойной жизни всегда обостряются религиозные поиски, люди стремятся обрести душевное равновесие вдали от общества. Появляется множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, людям, месту, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Представителей этих новых учений называли шраманалами («шрамана» означает «совершающий духовное усилие»).

Центральным вопросом у богословов становится вопрос о сущности души, путях ее «спасения» из пут земного существования. В отличие от периода рабовладельческого строя человек теперь рассматривается не как член определенной варны, а как человек вообще, абстрактный человек. Выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что, в частности, и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Один  из исследователей буддизма К. К. Жоль точно изучил, описал в своей публикации период, в который возник буддизм: «Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально-политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии…»

Буддизм связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и  религиозно-философскими системами  Древней Индии. Таким образом, появление  буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.

Ранняя  история буддизма (6 – 3 вв. до н. э.) изучена  очень слабо. Наиболее интересны  некоторые разделы книг Г. М. Бонгард  – Левина «Индия эпохи Маурьев» и Г. Ф. Ильина. Литературное оформление новое учение получило сравнительно поздно – во 2 – 1 вв. до н. э. Лучше всего сохранился палийский свод канонической литературы, созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка и названный позднее «типитака» (санскт. – «трипитака») – «три корзины закона».  

Ранний  буддизм был для индийца дополнением  мышления и действия, которые были ему знакомы с древних времен из йоги. Даже сам отход Будды от телесного, заповедь телесного аскетизма остались для многих непонятными, как бы широко ни был распространен в стране аскетизм.

Сильнее и более соответствующим индийской сути были распространенные, особенно у коренных жителей на востоке, фаллические культы народной религии. Из них возник тантрический вариант буддизма, возможно, еще раньше, чем образовался тантрический индуизм, который до сих пор играет в Индии важную роль в религиозной жизни народа.

В 3 – 1 вв. до н. э. и в первых веках н. э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается связное  жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи-теологи  разрабатывают логические «обоснования» основных религиозных догм, иногда именуемые «философией буддизма».

Информация о работе Философия Древней Индии: буддизм