Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Биография Аристотеля. Теория познания и логика. Этические взгляды. Категории философии и идея души. Об обществе и государстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.70 Кб (Скачать)
 

Этические взгляды.

 
 

Справедливо считающийся  основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения  этики как учения о добродетелях. Ему принадлежит само название этой науки (от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трактат по этике - «Никомахова этика», обращенный к его сыну Никомаху.

 

Аристотель дает определения основных понятий этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся» Этика Аристотеля. С.3.. Благо для  грубых людей - в наслаждениях, для  благородных - в почестях, для мудрых - в сознании.

 

Назначение человека - в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как  на Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а  победители, так и блага достигают, действуя. От нашей деятельности зависят  качества характера, приобретаемые  нами.

 

Высшее благо, или  счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью Там же. С. 118.. Для счастья нужна как полнота  добродетели, так и достаточная  обеспеченность внешними благами Аристотель. Никомахова этика. 1101а,10-15 // Соч.: в 4 т. М., 1984. С. 72.. Вопреки киникам, Аристотель считал, что не может человек быть счастлив во время пытки, а вопреки  киренаикам - что никто не был  бы доволен, если бы ему пришлось прожить  жизнь, обладая разумом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.

 

Аристотель отличает намерение, как имеющее дело с  тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели - деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие  воли, которое он определяет как  стремление к цели. Аристотель на место  судьбы и рока ставит свободу воли человека.

 

Проанализировав неудачу  Платона с устройством идеального государства и свой собственный  педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающее истину от заблуждения, нравственность дает ценности, различающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать нравственной силой  и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в  его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности  души, накоплению опыта соответствующего, переживанию и привычкам.

 

Аристотель поясняет свою точку зрения следующим образом: зерно - знания, почва - внутренняя склонность человека, его желания. И то и другое необходимо для получения урожая. Давая общую картину становления  добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними  механизмами, свидетельствующими о  добродетельности поступков, служат стыд и совесть.

 

Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту линию и в область  этики. У Платона добродетель  зиждется на первоначальных свойствах  души, которые возникают из отношения  души к миру идей. Идеал добродетели  мыслился Платоном в виде нормы, лежащей  вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает добродетель как  приобретенную душой в процессе воспитания.

 

Хотя Аристотель и соотносит добродетель с  чувствами человека, главенствующие добродетели для него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти  добродетели имеют безусловную  цену, так как не зависят от частных  житейских обстоятельств.

 

Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля - науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого и практичного основан  отказ Аристотеля от убеждения Платона, что философы должны управлять государством.

 

Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что  «мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые» Аристотель. Большая этика. 1197а, С. 334.. Разум выступает  в роли управителя у мудрости, и  его задача - научиться управлять  чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих  душевных качествах, личность создает  себя.

 

Растительная часть  души, отвечающая за рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь  добродетелей. Животная, или страстная  часть имеет добродетели, которые  Аристотель называет этическими. В  отличие от чувств - например, гнева, страха, зависти, робости - они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием  и привычками, свободно и сознательно  выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой  среднее между двумя противоположными чувствами: мужество - середина между  трусостью и отвагой, щедрость - между  скупостью и мотовством, великодушие - между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении - между  невоздержанностью и бесстрастностью. По природе своей люди склонны  к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому  из двух зол надо выбирать меньшее (отвага лучше трусости и т. д.). Поскольку  наслаждение и страдание управляют  всеми нашими действиями, надо научиться  управлять ими, больше всего отклоняя себя от наслаждения.

 

Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или недостаточное занятие гимнастикой  губит телесную силу, точно так  же недостаточная или излишняя пища и питье губит здоровье» Этика  Аристотеля. С.25.. Наилучшей оказывается  «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток - принадлежности порока, середина - принадлежность добродетели» Этика Аристотеля. С. 31.. Несколько  ранее то же говорил Конфуций.

 

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.

 

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит  разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек  рожден не только для умопостижения, но и для действия.

 

Для Платона человек - несовершенный бог, для Аристотеля бог - это совершенный человек. Поэтому  мера всех вещей и истины для Аристотеля - совершенный нравственный человек.

 

Категории философии  и идея души.

 
 

Категории - это фундаментальные  понятия философии. К категориями  Аристотель относит: 1. сущность, 2. качество, 3. количество, 4. отношение, 5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание, 9. действие, 10. страдание. По сути дела, он исследует  и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее» (на современном языке случайность). При этом он чаще всего говорит  о категориях как о «формах  сказывания» о мире. И сам термин «категория» берется им их грамматики.

 

Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как  формы нашего языка, которые имеют  предметный смысл и объективное  значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет  в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами  нашего мышления, воплощающими себя как  в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые  условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они  одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.

 
---

Помимо метафизики и учения о силлогизмах, средневековые  мыслители с особым вниманием  отнеслись к учению Аристотеля о  душе, изложенному в одноименном  трактате. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой.

 

Аристотель последовательно  отстаивает то, что душа не может  быть чем-то вроде особого тела, так  как она есть, как он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря  очень тяготел к биологии, к  исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто  живое существует не благодаря своей  внешней форме, а благодаря своей  внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет  с душой.: «Душа есть первая энтелехия  Энтелехия - в философии Аристотеля и в схоластике - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность. естественного тела, обладающего в возможности жизнью» Аристотель. Собр. соч. В 4 т. М., 1975 Т.1. С.330..

 

Итак, своеобразие  формы живого тела Аристотель выражает посредством понятия энтелехии. И без него нельзя разобраться  в учении Аристотеля о душе. Вместе с тем, возражая пифагорейцам и своему учителю Платону, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, а потому невозможен метемпсихоз  Метемпсихоз - религиозно-мистическое  учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм.. В  особенности это касается растительных и животных душ. Что касается души человека, то по вопросу ее бессмертия Аристотель позволял себе различные  суждения, что породило острые споры  среди его последователей в Средние  века и эпоху Возрождения. Но, даже признавая бессмертие разумной души, Аристотель не считал возможным, чтобы  она вселялась в тело животного  как неподходящий для нее орган.

 

Различая растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у  людей к этому прибавляется еще  и разум. Следовательно, обладая  способностями к росту и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.

 

Надо сказать, что  Аристотель подробнейшим образом анализирует  способности ощущать, представлять и мыслить. Суждения его на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны. Но в некоторых случаях он предвосхищает  более поздние представления. Например, сравнивая чувства животного  и человека, он верно замечает, что  в осязании человек превосходит  все другие существа. Аристотель напрямую связывает это превосходство  с разумом. Душа человека, таким образом, помещается Аристотелем на кончиках пальцев.

 

Столь же проницателен Аристотель, когда замечает, что  мышление есть сочетание того, что  ощущается. Отсюда понятна и связь  мышления с воображением. Ведь суждение как сочетание невозможно без  разделения. А отделить, к примеру, красный цвет от розы можно только в воображении. Непосредственно  в восприятии мы никогда и нигде  не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение  предполагает элемент произвола, оно  разъединяет то, что всегда соединено, и соединяет то, что в действительности разъединено. Поэтому воображение, по Аристотелю, есть и источник истины, и источник заблуждения. При этом чувства не заблуждаются, а заблуждается человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда судит. А  потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях  истинности наших знаний. К таким  критериям он в первую очередь  относит употребление правильных логических форм.

 

Об обществе и  государстве.

 
 

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское  учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С.375.. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению. По Аристотелю человек - политическое существо, то есть социальное, и он несет в  себе инстинктивное стремление к  «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек  способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом  социальной жизни он считал образование  семьи - муж и жена, родители и  дети…Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и  селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал  зависимость целей, интересов и  характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал  этот критерий при характеристике различных  слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в  государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что  в зависимости от перевеса того или  иного из элементов устанавливается  и соответствующая форма государственного строя» Аристотель. Указ. Соч. С.3.. Он выделил  три главных слоя граждан: очень  зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими  См.: Там же. С. 23.. Аристотель враждебно  относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный  род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда  жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут  подчиняться, нарушая этим спокойствие  государственной жизни. Почти все  они высокомерны и надменны, склонны  к роскоши и хвастовству. Государство  же создается не ради того, чтобы  жить вообще, но преимущественно для  того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает  только тогда, когда создается общение  ради благой жизни между семействами  и родами, ради совершенной и достаточной  для самой себя жизни. Совершенством  же человека предполагается совершенный  гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. При этом природа государства  стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется  так: совершенство гражданина обусловливается  качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных  граждан, должен создать совершенное  государство. Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывает  рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится  порядок, в силу которого уже с  момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий  закон природы - ему подчинены  и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при  этом все-таки человек, тот по своей  природе раб.

Информация о работе Философия Аристотеля