Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:30, лекция

Краткое описание

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Наивысшего расцвета философская мысль античности достигла в философии Аристотеля. Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии. Энгельс, сравнивая Аристотеля с другими представителями античной философии, без которых невозможно представить историю философии, говорит, что «Аристотель – самая универсальная голова среди них». Аристотель своим творчеством подвел итоги всего предшествующего развития истории философии, им, по существу, заканчивается история античной философии. И в то же время Аристотель открывает новую страницу в истории философии.

Файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 19.13 Кб (Скачать)

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Наивысшего расцвета философская мысль античности достигла в философии Аристотеля. Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии. Энгельс, сравнивая Аристотеля с другими представителями античной философии, без которых невозможно представить историю философии, говорит, что «Аристотель – самая универсальная голова среди них». Аристотель своим творчеством подвел итоги всего предшествующего развития истории философии, им, по существу, заканчивается история античной философии. И в то же время Аристотель открывает новую страницу в истории философии.

У Аристотеля философия становится самостоятельной формой теоретического знания, отделившегося от других форм духовной культуры. С Аристотеля начинается история многих современных наук. Простое перечисление трудов Аристотеля свидетельствует, что к его времени и, во многом благодаря ему произошла дифференциация универсальной античной науки и античной философии. Философия становится системой относительно самостоятельных философских дисциплин, таких как логика, этика, эстетика, политика, метафизика.

Труды Аристотеля охватывают все области античного знания. К заслугам Аристотея надо отнести его классификацию и систематизацию накопленного к тому времени знания. Он попытался построить единую систему наук. В основу систематизации он положил предметную сферу: каждая из наук изучает свою область бытия. Все науки изучают бытие, но каждая – свой вид[32].

Все науки Аристотель подразделял на теоретические, практические и творческие. Теоретические науки занимаются познанием ради познания, знание выступает как самоцель. Практические науки добывают знания, используемые для определенных целей. Творческие науки нужны для достижения или осуществления прекрасного. Деление, разумеется, условно. Например, к теоретическим наукам он относил философию, математику, физику.

Для Аристотеля философия представляет собой целую теоретическую систему философского знания, систему философских наук. В центре ее находится «метафизика», или «первая» философия. «Метафизику» предваряет, выступая в качестве ее методологического введения, «Органон», т.е. логика или диалектика (термин «диалектика» был введен комментатором Аристотеля Александром Афрозийским спустя 5 веков). Аристотель рассматривал логику как инструмент, как метод подступа к изучению «начал бытия». После «первой» философии он ставит физику, которую в этом случае было бы правильнее назвать натурфилософией, или «второй» философией, поскольку у Аристотеля физика не является физикой в современном понимании. Сугубо физические проблемы у Аристотеля рассматриваются в других работах, а здесь речь идет о причинах, о боге как перводвигателе, пространстве, времени, движении – энтелехии[34].Следовательно, физика Аристотеля дополняет метафизику, и у них оказывается общее мировоззренческое основание: аристотелевское понимание отношения материи и формы. Заканчивается система философии Аристотеля социальной философией – учением об обществе. Существенное отличие аристотелевского понимания философии от своих предшественников состоит в том, что «первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – чту оно такое и каково все присущее ему как сущему»[35]. Если любая из наук «имеет дело с одним определенным родом, которым оно ограничивается, а не с сущим вообще», то первая философия занимается познанием сущности любого рода – сущности общего как такового. Сущность всего сущего Аристотель не связывает с особым миром идей, отличным от мира сущего. Он вообще отрицает возможность существования идей отдельно от вещей. Он отказывается от платоновской идеи, заменяя ее понятием форма. Единство материи и формы образует действительное бытие вещей, их субстанцию. Если, по Платону, материя без формирующей ее идеи – «несущее», то по Аристотелю, – материя и форма не могут существовать по раздельности: форма принадлежит материи, материя форме. Они дополняют друг друга, составляя часть единой субстанции сущего.

Аристотель подвергает критике платоновскую теорию идей, подчеркивая неубедительность всехспособов доказательства существования эйдосов.

Платон, полагает Аристотель, не указывает по-настоящему на переход от неподвижных и вечных идей к изменчивому миру вещей, оставляя открытым вопрос о соотношении этих двух миров. У Платона они фактически существуют автономно. Причину непоследовательности и противоречивости философии Платона Аристотель усматривает в том, что Платон до конца не увидел диалектику взаимосвязи общего и единичного. И Аристотель предлагает собственное решение.

Первое, что делает Аристотель на пути решения этого вопроса, признание того, что лишь единичное обладает самостоятельным существованием. Но если помимо единичных вещей ничего не существует, а наука занимается познанием сущности общего в понятиях, то что же такое общее и как оно существует? С целью решить вопрос Аристотель делает второй шаг на этом пути: он дополняет свою критику Платона учением о причинах, началах, т.к. двух понятий – «материя» и «форма» оказалось недостаточно.

Аристотель указывает на существование 4 причин: «Причиной называется (1) то содержание вещи, из чего она возникает…; (2) форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи…; (3) то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя… производящее есть причина производимого, и изменяющее – причина изменяющегося; (4) цель», т.е. то, ради чего все совершается[37]. Не трудно увидеть, что типология причин воспроизводит структуру человеческой деятельности. Этими причинами исчерпывается причинность в мире, благодаря их действию происходит изменение мира.

Но из всех 4 причин главную роль играет форма, а не пассивная бесформенная материя. Форма и есть начало, причина всего. Когда же встает вопрос о первой форме, форме всех форм, то Аристотель отвечает, что ею является божество. Значит, есть материя, существующая вечно, «то, что само по себе не обозначается»[38], и есть божество как первая форма. Ее Аристотель называет еще «перводвигателем». Таковым «божество» выступает по отношению к движению, возникновению вещей. Отсюда становится понятным, почему «первую философию» Аристотель называет иногда теологией. Конечно, «божество» Аристотеля совсем не бог, оно не антропоморфично. Это философское понятие сверхчувственного начала «высшей» причины.

Очень близко к понятию формы другое аристотелевское понятие – «энтелехия», обозначающее присущую вещам потенциальную или актуальную энергию движения, изменения.

Итак, есть две первых вечных сущностей: первая материя и божество («перводвигатель», «энтелехия»). Как же они соединены? Аристотель вводит еще два новых понятия: «действительность» и «возможность», очень близкие понятиям «материя» и «форма».

По Аристотелю, материя содержит в себе форму, но лишь в возможности. Так, глыба мрамора содержит в себе скульптуру лишь в возможности, а скульптура является действительностью (формы) мрамора. Таким образом, все возникает не из ничего, не из идеи как таковой, а оказывается реализацией, осуществлением возможности.

Такова в общих чертах «первая философия» Аристотеля, его онтология.

Философская система Аристотеля является не только новым этапом в истории античной философии, но и в истории античной культуры в целом, в истории античной мысли. Аристотель разработал новую научную программу, получившую название континуальной*. П.П. Гайденко, которая дала это название программе Аристотеля, считает его условным. Но при всей условности этого названия оно хорошо передает отличие новой научной программы от рассмотренных нами ранее, особенно от платоновско-пифагорейской.

Аристотель, не соглашаясь с Платоном, полагал, что физика может выработать достоверное научное знание. Аристотель считал, что Платон отрицал научность физического знания, поскольку вел речь об идеальном движении, об идее движения. В то время как в действительности имеет место движение тела. Поэтому движение надо рассматривать в  единстве с объектом. Нет движения как самостоятельной субстанции, а есть движущееся тело, которое осуществляет переход от одной точки к другой. Континуальность в данном случае проявляется в признании связи, единстве движения и тела. Отрицая платоновское учение о самостоятельном существовании двух миров – мира вещей и мира идей, при отсутствии перехода от одного к другому, Аристотель настаивает на их единстве. И полагает, что это движущееся единство можно передать нематематическими средствами.

Аристотель подчеркивает непрерывность движения, вводя для этого понятие перводвижения.

Научная программа Аристотеля оказалась шагом вперед по сравнению с предшествующими ей и просуществовала вплоть до Нового времени, где подверглась переосмыслению Галилеем и Ньютоном, создавшими новую физику.

С созданием философской системы Аристотеля заканчивается эпоха античного космоцентрического мировоззрения. Представление о мире как завершенном, совершенном и прекрасном Космосе выразилось в создании античной натурфилософии, внутри которой хотя и существует философское знание, но в целом натурфилософия носит недифференцированный характер.

Развитие теоретического познания, его дифференциация, появление относительно самостоятельных специализированных форм знания приводит к тому, что на сменунатурфилософии как первой форме теоретического мировоззрения приходит философское теоретическое мировоззрение.


Информация о работе Философия Аристотеля