Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:30, лекция
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Наивысшего расцвета философская мысль античности достигла в философии Аристотеля. Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии. Энгельс, сравнивая Аристотеля с другими представителями античной философии, без которых невозможно представить историю философии, говорит, что «Аристотель – самая универсальная голова среди них». Аристотель своим творчеством подвел итоги всего предшествующего развития истории философии, им, по существу, заканчивается история античной философии. И в то же время Аристотель открывает новую страницу в истории философии.
Аристотель (384 – 322
гг. до н.э.). Наивысшего расцвета
философская мысль античности достигла
в философии Аристотеля. Философия Аристотеля
– вершина древнегреческой философии.
Энгельс, сравнивая Аристотеля с другими
представителями античной философии,
без которых невозможно представить историю
философии, говорит, что «Аристотель –
самая универсальная голова среди них».
Аристотель своим творчеством подвел
итоги всего предшествующего развития
истории философии, им, по существу, заканчивается истори
У Аристотеля философия
становится самостоятельной формой теоретического
знания, отделившегося от других форм
духовной культуры. С Аристотеля начинается
история многих современных наук. Простое
перечисление трудов Аристотеля свидетельствует,
что к его времени и, во многом благодаря
ему произошла дифференциация универсальной
античной науки и античной философии.
Философия становится системой относитель
Труды Аристотеля охватывают все области античного знания. К заслугам Аристотея надо отнести его классификацию и систематизацию накопленного к тому времени знания. Он попытался построить единую систему наук. В основу систематизации он положил предметную сферу: каждая из наук изучает свою область бытия. Все науки изучают бытие, но каждая – свой вид[32].
Все науки Аристотель
подразделял на теоретические, практические
Для Аристотеля философия
представляет собой целую теоретическую
систему философского знания, систему
философских наук. В центре ее находится
«метафизика», или «первая» философия.
«Метафизику» предваряет, выступая в качестве
ее методологического введения, «Органон»,
т.е. логика или диалектика (термин «диалектика»
был введен комментатором Аристотеля
Александром Афрозийским спустя 5 веков).
Аристотель рассматривал логику как инструмент,
как метод подступа к изучению «начал
бытия». После «первой» философии он ставит
физику, которую в этом случае было бы
правильнее назвать натурфилософией, или «
Аристотель подвергает критике платоновскую теорию идей, подчеркивая неубедительность всехспособов доказательства существования эйдосов.
Платон, полагает Аристотель, не указывает по-настоящему на переход от неподвижных и вечных идей к изменчивому миру вещей, оставляя открытым вопрос о соотношении этих двух миров. У Платона они фактически существуют автономно. Причину непоследовательности и противоречивости философии Платона Аристотель усматривает в том, что Платон до конца не увидел диалектику взаимосвязи общего и единичного. И Аристотель предлагает собственное решение.
Первое, что делает Аристотель на пути решения этого вопроса, признание того, что лишь единичное обладает самостоятельным существованием. Но если помимо единичных вещей ничего не существует, а наука занимается познанием сущности общего в понятиях, то что же такое общее и как оно существует? С целью решить вопрос Аристотель делает второй шаг на этом пути: он дополняет свою критику Платона учением о причинах, началах, т.к. двух понятий – «материя» и «форма» оказалось недостаточно.
Аристотель указывает на существование 4 причин: «Причиной называется (1) то содержание вещи, из чего она возникает…; (2) форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи…; (3) то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя… производящее есть причина производимого, и изменяющее – причина изменяющегося; (4) цель», т.е. то, ради чего все совершается[37]. Не трудно увидеть, что типология причин воспроизводит структуру человеческой деятельности. Этими причинами исчерпывается причинность в мире, благодаря их действию происходит изменение мира.
Но из всех 4 причин главную роль играет форма, а не пассивная бесформенная материя. Форма и есть начало, причина всего. Когда же встает вопрос о первой форме, форме всех форм, то Аристотель отвечает, что ею является божество. Значит, есть материя, существующая вечно, «то, что само по себе не обозначается»[38], и есть божество как первая форма. Ее Аристотель называет еще «перводвигателем». Таковым «божество» выступает по отношению к движению, возникновению вещей. Отсюда становится понятным, почему «первую философию» Аристотель называет иногда теологией. Конечно, «божество» Аристотеля совсем не бог, оно не антропоморфично. Это философское понятие сверхчувственного начала «высшей» причины.
Очень близко к понятию формы другое аристотелевское понятие – «энтелехия», обозначающее присущую вещам потенциальную или актуальную энергию движения, изменения.
Итак, есть две первых вечных сущностей: первая материя и божество («перводвигатель», «энтелехия»). Как же они соединены? Аристотель вводит еще два новых понятия: «действительность» и «возможность», очень близкие понятиям «материя» и «форма».
По Аристотелю, материя содержит в себе форму, но лишь в возможности. Так, глыба мрамора содержит в себе скульптуру лишь в возможности, а скульптура является действительностью (формы) мрамора. Таким образом, все возникает не из ничего, не из идеи как таковой, а оказывается реализацией, осуществлением возможности.
Такова в общих чертах «первая философия» Аристотеля, его онтология.
Философская система Аристотеля является не только новым этапом в истории античной философии, но и в истории античной культуры в целом, в истории античной мысли. Аристотель разработал новую научную программу, получившую название континуальной*. П.П. Гайденко, которая дала это название программе Аристотеля, считает его условным. Но при всей условности этого названия оно хорошо передает отличие новой научной программы от рассмотренных нами ранее, особенно от платоновско-пифагорейской.
Аристотель, не соглашаясь с Платоном, полагал, что физика может выработать достоверное научное знание. Аристотель считал, что Платон отрицал научность физического знания, поскольку вел речь об идеальном движении, об идее движения. В то время как в действительности имеет место движение тела. Поэтому движение надо рассматривать в единстве с объектом. Нет движения как самостоятельной субстанции, а есть движущееся тело, которое осуществляет переход от одной точки к другой. Континуальность в данном случае проявляется в признании связи, единстве движения и тела. Отрицая платоновское учение о самостоятельном существовании двух миров – мира вещей и мира идей, при отсутствии перехода от одного к другому, Аристотель настаивает на их единстве. И полагает, что это движущееся единство можно передать нематематическими средствами.
Аристотель подчеркивает непрерывность движения, вводя для этого понятие перводвижения.
Научная программа Аристотеля оказалась шагом вперед по сравнению с предшествующими ей и просуществовала вплоть до Нового времени, где подверглась переосмыслению Галилеем и Ньютоном, создавшими новую физику.
С созданием философской системы Аристотеля заканчивается эпоха античного космоцентрического мировоззрения. Представление о мире как завершенном, совершенном и прекрасном Космосе выразилось в создании античной натурфилософии, внутри которой хотя и существует философское знание, но в целом натурфилософия носит недифференцированный характер.
Развитие теоретического
познания, его дифференциация, появление
относительно самостоятельных специализированных
форм знания приводит к тому, что на сменунатурфилософии как первой форме теоретического
мировоззрения приходит философ