Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:21, контрольная работа
Цель: Изучении философии Аристотеля.
Задачи:
- рассмотреть основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля;
- изучить учение Аристотеля о человеке и государстве;
- рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.
Введение (3)
Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля. (5)
Учение Аристотеля о человеке и государстве. (12)
Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве. (15)
Заключение. (18)
Список литературы. (19)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________
на тему ______________________________
Студент_______________________
факультет ______________________________
курс ______________ группа _____________
зач. книжка № __________________________
Преподаватель __________________________
(звание, степень, фамилия, имя, отчество)
Волгоград – 2012.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Аристотель
был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии, захватившую
все сферы человеческого
Определение Аристотеля повлияло на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв.
Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Философию Аристотель разделил на три вида:
Считается, что фактически
Аристотелем как четвертая
Сомнения Аристотеля
в философии привели к
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Афинская полития», «Поэтика».
Глубокие прозрения в области основных философских проблем познания и бытия, энциклопедическая широта творчества Аристотеля дают право называть его выдающимся философом всех времен.
Цель: Изучении философии Аристотеля.
Задачи:
- рассмотреть основные
онтологические и
- изучить учение Аристотеля о человеке и государстве;
- рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.
Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.
Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология рассматривается как основополагающая часть метафизики, как метафизика бытия. Она выделилась из учений о бытии природы, как учения о самом бытии , еще раннее в греческой философии.
Со времен жизни Аристотеля понятие философии претерпело самые разнообразные модификации. Несмотря на то, что по отношению к философии, ее проблемам, предмету и методу единство кажется недостижимым, нельзя отрицать наличие в ней различных направлений и подходов или, используя модный после Т. Куна термин «парадигм», число которых не так уж велико.
Парадигма («пример, модель, образец») — осмысление мира на основе идей, взглядов и понятий.
Обычно выделяются онтологическая и гносеологическая парадигмы, которые сформировались - одна в античности, а другая в Новое время.
В рамках онтологической парадигмы господствует убеждение о данности бытия самого по себе, сопричастность к которому только и придает разумность человеку, его поступкам и учреждениям.
Аристотель ввел ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.
Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретного научного. Он выделяет первую философию и вторую философию.
Предмет первой философии - «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. [4, c.44]
В центре первой философии
стояли проблемы бытия. Под бытием Аристотель
понимал существование
Форма и материя – соотносительные характеристики вещи, они не абсолютны. «Материя» - возможность формы, «форма» - действительность материи. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. Они друг без друга не существуют. Форму следует представлять как причину. Но и субстрат – тоже причина. Конкретная вещь производна от этих причин, она есть их взаимодействие. Она и та же вещь может быть единством того и другого в отношении и субстратом – в другом. Однако перетекание друг в друга материи и формы имеет конец. Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:
1 Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2 Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3 Производящие, рассматривающие
источник движения и
4 Целевая причина, отвечающая на вопросы Почему? и Для чего?
В онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), хотя его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе начало материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях, так как он смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.
Когда же Аристотель рассматривает движение не отдельной вещи, но мира в целом, он наряду с первоматерией признает существование и некой формы мира, находящейся за его пределами. Мир вечен, говорил Аристотель, и он находится постоянно в движении. Движение не может прекратиться, тогда надо допустить, что оно остановлено другим движением, что веет к противоречию, так как никакого другого движения не может быть после остановки движения. Вечно движущийся мир имеет и вечную причину движения – перводвигатель. Сам перводвигатель не подвижен, бестелесен, так как телесность есть возможность перехода в иное - возможность движения. Бестелесный перводвигатель есть чистая форма. Чистая бестелесная форма – это ум (Нус). По Аристотелю Ум и есть высшая степень бытия.
Гносеология – учение о познании; раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Гносеологическая парадигма, исходит из абсолютности познания или сознания, опираясь на то, что мир дан нам в формах познавательной деятельности; глядя на него, как говорил Кант, мы испытываем удивительное чувство, будто он создан в соответствии с нашим разумом.Аристотель исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично.
Вопрос о познаваемости мира он не считает дискуссионным. Сомнений в объективности познания у него нет. «Все люди от природы стремятся к знанию» – пишет он в «Метафизике». Он считал, что любознательность – свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник.
Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Исходная точка теории познания - существование независимой от субъекта объективной действительности. Источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.
Истина для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и рационально до конца непостижимое начало индивидуальности. Аристотель ценит как общее знание, так и знание индивидуального и материального.
Поэтому в большей мере он, признает данные внешних органов чувств, хотя не отвергает и роль разума. Он пытается уравновесить вклады рационального и эмпирического познания в синтетически-многомерном методе постижения истины. [2, c.146].
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (вторичные). Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать – это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность. Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики.
Критериями сущности, по мнению философа, являются:
1) познаваемость в понятии
2) способность к отдельному существованию.
Эти два критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное обладает самостоятельным существованием безоговорочно. Но единичные вещи не постигаются умом. Аристотель ищет золотую середину. Он всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что им может быть наряду с материей отдельная вещь. Но эту вот отдельную вещь Аристотель называет "чувственной сущностью", а также "составной сущностью" , и состоит она, по его мнению, из двух начал: "сути бытия (формы) и субстрата (материи), а то, что состоит из начал, позднее самих начал, а следовательно, вторично. Но самое главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию сущности – постижимости умом и определимости. Сущность – не субстрат, не всеобщее, не общее, не род и не то, что состоит из сути бытия и субстрата. Представление о сущности у Аристотеля противоречиво.
Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть те, кто «ничего не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться: упадет ли он в колодец и в пропасть или нет, он все же проявляет осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти «более» или «менее», по Аристотелю, существуют в самой природе вещей. А если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут.