Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Биография Аристотеля. Теория познания и логика. Этические взгляды. Категории философии и идея души. Об обществе и государстве.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.70 Кб (Скачать)

Платон и Аристотель отличались не столько взглядами, сколько  характером и отношением к поиску истины. Платон - вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального мира. Аристотель - собранный  вдумчивый исследователь, который  ничего вокруг не склонен оставлять  без внимания и определения. Хотя в античные времена не было науки  в современном понимании, Аристотель подошел к ней ближе всех и  был, и был, можно сказать, типичным ученым. 

Краткая биография. 
 

Аристотель продолжил  линию преемственности, которая  началась с Сократа. В отличие  от Сократа и Платона он родился  не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. Отец его Никомах одно время  был придворным врачом македонского царя Аминта 3. В 17 лет Аристотель приехал  в Афины и вступил в платоновскую Академию. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделялся  большой начитанностью и выдающимся умственным дарованием. Ему суждено  было стать самым известным учеником Платона и достойным продолжателем  его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной  критике.  

После смерти Платона  Аристотель в 347 г. покинул Академию и вернулся в родные края. Он был  в те годы уже известным философом  и поэтому не удивительно, что  македонский царь Филипп пригласил  его в качестве учителя к своему 13 -летнему сыну Александру, будущему знаменитому завоевателю. Аристотель, как настоящий грек, никогда не пренебрегавший общественными делами (по его определению человек - существо политическое), согласился. На его решению  повлияло то обстоятельство, что в  отличие от Платона, считавшего, что  в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать  не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов. 

Аристотель написал  для Александра Македонского книгу  о том, как надо царствовать и  как необходимо для царя быть добрым. И вот, кажется, Аристотель выполнил свою задачу. « Сегодня я не царствовал, - говорил иной раз Александр, - ведь я никому не делал добра» Лосев  А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. С. 104.. Участие  Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло тому стать  человеком, обладающим глубокими знаниями в различных областях, но в целом  попытка философа оказалась столь  же неудачной, как и стремление Платона  создать идеальное государство  в Сицилии. По мере того, как Александр  Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более  коварным, невоздержанным и скорым на расправу с теми, кто смел ему  возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх. Вместо благородного царя из Александра Македонского получился коварный завоеватель. Может быть, именно этот неудачный  педагогический эксперимент и привел Аристотеля к убеждению, вопреки  Сократу, что «знание же имеет  малое значение или вовсе его  не имеет по отношению к добродетели» и что большее значение имеют  привычки, сформировавшиеся с первых лет жизни ребенка. Этика Аристотеля. М., 1908. С. 28. 

В 335 г. Аристотель вновь  возвращается в Афины и основывает свою собственную школу возле  храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая местность называлась Ликеем (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитался  в виде волка). От Аристотелева ликея  получило имя учебное заведение - лицей. 

Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как  учеников Платона - академиками. 

Аристотелю, в отличие  от Платона, который уезжал из Афин устраивать идеальное государство, приходилось бороться с реальной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему греку, Аристотель активно  участвовал в политической жизни, смело  проповедуя свои взгляды. Кончилось  это тем, что в 323 г. он был обвинен  в нечестии за то, что «не поклоняется  идолам, которых чтили в те времена, обвинение, сходное выдвинутому  против Сократа» Лосев А. Ф. Тахо - Годи А. А. Аристотель. С. 195.. Не дожидаясь  суда, Аристотель уехал на остров Эвбею. Спросившему, почему он покинул Афины, Аристотель ответил, что не желает, чтобы сограждане вторично совершили  преступление перед философией. 

Аристотель не последовал примеру Сократа, и это, возможно, связано с его происхождением: он не был афинянином по рождению и  потому вовсе не обязан Афинам своим  воспитанием. Да и следовало ли повторять  то, что на века прославило Сократа? Так или иначе, но Аристотель поступил, как считал нужным. В изгнании он и умер, а если верить Диогену  Лаэртскому, покончил с собой, прожив 61 год. 

Материя и  форма. 
 

Аристотель не отрицал  существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных  вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа  впоследствии латинским словом «форма». В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав боа эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную  материю. Материя - это то, из чего все  рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие  «материя» имеет в русском  языке и бытовой смысл: материя  как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, - материал. «Под материей же я разумею, например, медь; под формой - очертание - образ; под тем, что состоит  из обоих, - изваяние как целое» Аристотель. Метафизика // Соч: В 4 т. М., 1976 Т. 1.С.189.  

Форма и материя - простые сущности, из которых возникают  все вещи. Один и тот же предмет  чувственного мира может рассматриваться  и как материя, и как форма. Медь - материя по отношению к  шару, который из нее отливается, но она же форма по отношению к  тем элементам, в результате соединения которых появляется вещество медь. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Аристотелево деление на форму и материю  можно проиллюстрировать примером из генетики. Наследственный аппарат  выступает в качестве формы и  материи тем самым преодолевается. 

Определяя материю  как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие  философы близко подошли к этому  выводу, утверждая, что «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет» Там же. С.301.. 

Развивая взгляды  своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделяет в качестве основы первоматерию - неопределенное начало мира, которое  он называл «хорой» и противопоставлял Богу как Высшему Благу. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (например, вода в пар). К четырем стихиям Аристотель добавляет квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела, - звезды и небо. 

Природа находится  в вечном движении и изменении, она  всегда существовала и будет существовать. Аристотель различал формы движения по сущности (возникновение и уничтожение), по качеству (превращение), по количеству (увеличение и уменьшение) и по положению (перемещение). Каждое явление природы  содержит в себе, по Аристотелю, изначальную  внутреннюю цель своего развития. В  растении актуализируется возможность, заключенная в мраморе. Представление  о том, что все происходящее имеет  какую-либо цель, получило в философии  название теологии (от греч. «talos» - цель). Последовательное проведение теологического взгляда привело Аристотеля к  утверждению, что форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию.  

Понятия движения, развития, цели имеют большое значение в  философии Аристотеля. Рассматривая вопрос об источнике движения и развития всех вещей, Аристотель предположил, что  на них действует космический  Ум, в его учении он занял место  потустороннего платоновского мира идей. Перводвигатель привел мир в  движение, как, скажем, человек заводит  часы. Однако аристотелевское понятие  Ума лишено непосредственно этического значения, присущего платоновской идее блага. Наличие вечного перводвигателя Аристотель объясняет вечным движением  светил. Как светила вечны, так  «и то, что движет их, должно быть вечным и предшествовать тому, что им приводится в движение» Там же. С.312.. 

Если, по Платону, материя  без идеи «не сущее», т. е. не существует, то, по Аристотелю, не может также  существовать и форма без принадлежащей  к ней материи. Отношение материи  и формы Аристотель уподобляет отношению  мрамора и статуи, и это сравнение  не случайно, поскольку Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства (недаром космос для древних  греков - лад, гармония, порядок и  даже красота). 

Теория познания и логика.

 
 

Платон воспринял  слова Сократа о значении, которое  для познания бытия имеют понятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как  истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений - их тождественную  и неизменную основу. Считая, что  познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов  раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и безусловно, независимо от чувственного мира. Против этого и выступил Аристотель.

 

Идея какой-либо вещи, скажем, дома, находится в самой  этой вещи как общее, что присуще  всем отдельным домам. Это общее  и познает наука. Познание наиболее общего, что есть в вещах, первых причин существования вещей - задача философии. «Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное» Аристотель. Метафизика// Соч: В 4 т. М., 1976 Т. С.181.. Оно  находится за явлениями чувственного мира, за физикой и оказывается, таким  образом, метафизикой («мета» - предлог, означающий «за», «позади»). Данное определение  закрепило за метафизикой, в отличие  от диалектики, значение бытия как  выявления вечных и неизменных форм.

 

Главное для Аристотеля - определить причины движения, познать  природу. Для Аристотеля более важен  реальный мир, чем мир идеалов.

 

Для объяснения развития Аристотель принимает четыре причины: формальную, в силу которой вещь такова, какова она есть; материальную - то, из чего что-либо возникает; движущую и целевую. Например, когда строится дом, то материальной причиной будут  кирпичи, бревна и т.п., формальной причиной - форма дома, его устройство, движущей причиной - деятельность строителя, а  целевой причиной - назначение дома: допустим, чтобы в нем жить. В  том или ином виде о каждой из этих причин уже говорили предшественники  Аристотеля. Но именно он обобщил и  прокомментировал эти обобщения. Так, «фисиологи» анализировали материальную причину в виде «воды», «воздуха»  или «апейрона». У Эмпедокла речь шла о Любви и Вражде как  аналогах действующей причины. Идеи Платона, безусловно, являются формальными  началами бытия. А у Гераклита  вечно живой огонь совмещает  в себе материальную и движущую причины, которые у Аристотеля противостоят друг другу как Бог и первоматерия.

 

Обосновав важное значение причин, и определив мудрость как  «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться  родоначальником науки как таковой. Наука становится возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются  как соединенные вместе и идея познается через исследование материи  как ее истина. Утверждая, что «знание  о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение  научного знания.

 

Аристотель систематизировал и приблизил к реальности учения Платона. Три величайших философа античности - Сократ, Платон и Аристотель - становятся в один ряд, олицетворяя торжество  преемственности. Различия между Платоном и Аристотелем напоминают различия между индийской и китайской  философией. Истина индийской философии, как и «мир идей» Платона находятся  по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии - в этом мире, как и в вещи Аристотеля, неразрывно слиты идея и действительность. Философия  Платона ориентирована на мир  мысли, идеалов. Это нормативная  философия, антитезис по отношению  к материалистической философии  Гераклита. Философия Аристотеля ориентирована  на мир реальный, действительный.

 

Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов. В качестве универсального принципа бытия, Аристотель формулирует закон непротиворечия как самое достоверное из всех начал: «…невозможно, чтобы одно и  то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении» Аристотель. Метафизика // Со: в 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 125.. Аристотель сформировал три  основных закона логики, которые до сих пор составляют ее основу. Первый закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с  ним любое понятие, суждение, умозаключение  должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том  же смысле. Второй закон - закон исключения третьего. В соответствии с ним  одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия сказано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания  науки.

 

Ограничивая Гераклитову  диалектику и заземляя платоновские «идеи», Аристотель призывает изучать  чувственный мир, а это и есть задача науки. Для того чтобы научное  познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: 1. имеется  неизменная сущность вещей; 2. началом  познания служат недоказуемые определения. Предположенное Аристотелем наличие  вечных причин обосновывает положение  о наличии вечных законов природы.

Информация о работе Философия Аристотеля