Древняя Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

«Содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему» Гегель. Тем самым исходная субстанция восточных религий «представляет собою некую философскую идею».

Восточная мысль более эмоционально - этична, нежели рационально - логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3
Специфика восточной философии…………………………...5
Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы……………………………………………...6
Основные школы Древнеиндийской философии…………...13
Санкхъя ………………………………………………………15
Веданта………………………………………………………...16
Буддизм………………………………………………………..17
Локаята………………………………………………………...19
Вайшешика-ньяя………………………………………………21
Заключение…………………………………………………….22
Литература……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

к р фил.docx

— 63.52 Кб (Скачать)

     В основе этого учения - понятие  Брахмана. Брахман - духовная субстанция, не имеющая никаких свойств,  т.е. не обладающая множественностью. Это единая и единственная  реальность, кроме нее ничего  нет. Однако Брахман как всеобщий  непрерывный дух содержит в  себе в качестве обратной стороны  пространственно - временные характеристики  и развертывается через них  в мир явлений, представляющий  собой лишь выражение этой  единственной духовной субстанции, но не имеющий самостоятельного  значения. Вселенная берет свое  начало из Брахмана и в него  возвращается при разрушении. Брахман  как объемлет весь космос, реализуется  в нем, так как все предметы, включая и людей, являются его  элементами. Одновременно он находится  вне космоса. Вселенная есть  иллюзорный мир (майя), что вытекает  из незнания природы Брахмана.

Майя  скрывает под видимым многообразием  мира свою истинную сущность Брахмана. Майя как магическая сила, производящая призраки, отличается от Брахмана точно  так же, как отличается сила сжигания от огня, т.е. это одно и то же. Мир и его предметное многообразие порождаются данной магической силой, а также нашим незнанием. Майя и незнание - две стороны одной медали. Майя в повседневной жизни напоминает веревку, которая в определенных условиях кажется нам змеей. Именно так, утверждает веданта, люди воспринимают объекты мира. Брахман (бытие) есть сосуществование бытия с иллюзорной силой самообнаружения, т.е. с сознанием (майей).

     Брахман высший дух, а атман - проявление его в человеке. Брахман и атман, как бог и душа, едины. Атман присутствует в виде отзвука Брахмана в любом речевом акте человека как «чистая непосредственность и как чистое сознание». Эта «чистая непосредственность» является предельным основанием всех смыслов иллюзорного мира. Тело состоит из нечистой плоти, которая порождает чувственные страсти. Наличие страстей свидетельствует о порабощении души телом, о незнании брахмана-атмана. Поэтому существует несвобода человеческой души, если она связана с телом.

     Каждый человек причастен к  Брахману-атману, как его оборотная сторона, что свидетельствует о возможности его познания. Человек на пути к мудрости должен в процессе своей жизни трансформировать свою душу в состояние постоянного созерцания истины брахмана-атмана, что достигается путем умозрения чистого сознания, истинного Я, через усвоение знаний веданты и тем самым устранения незнания. С этой целью следует отказаться от привязанностей к объектам, так как они имеют преходящий характер, и установить контроль над чувствами и интеллектом. При этом необходимо очень сильно желать освобождения.

     Веданта не отрицала возможности  взаимодействия субъекта и объекта,  а соответственно - чувственного  и рационального по знания, но  считала, что это познание не  вскрывает причины бытия, которые  остаются неизвестными. Человек  «познает» лини, иллюзорный мир.  Познать Брахмана, значит раствориться  в нем. 

Индивидуальное  сознание в процессе постоянного  размышления и созерцания сливается  со всеобщим сознанием, так как с познанием Брахмана познается все. Тем самым преодолеваются противоположность «я» и «не я», причинно-следственные связи мира явлений (карма и сансара).

     Процесс обучения под руководством  просвещенного учителя продолжается  до тех пор, пока человек  не осознает истину: «Я Брахман». Это означает, что освобождение  его души (мокша) привело к исчезновению  иллюзорной и сковывающей привязанности  к телу и миру. Душа становится  блаженной и освобождается от  всякого страдания. «Покрывало»  майи спадает для тех людей,  которые не видят в мире  ничего кроме Брахмана.

                                                      Буддизм

     Основатель буддизма - принц Сиддхартхи из рода Гаутамы (623 - 544 гг. до н.э.). Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм - одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души.

Будда рассматривал мир как постоянно  изменяющийся поток «частиц бытия» - дхарм (на санскрите - держать, утверждать).

Дхармы - это стихийные психофизические  носители собственной жизненной  энергии, из которых состоят все  проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие, ложь и т.д. Мир  есть совокупность дхарм, однако эта  совокупность не есть статичная и  постоянно длящаяся целостность; бытие  состоит из мгновений. Вещь имеет  моментальное существование. Где нет  пений, там нет бытия, утверждают буддисты. Дхармы то появляются, то исчезают без следа, т.е. они, выражаясь современным  языком, имеют виртуальную природу. «Что кажется вечным - исчезнет; высокое  снизится; где есть встреча будет  разлука; все, что рождено, умрет». В  то же время дхармы находятся в  состоянии «совместно-зависимого перерождения», т.е. подчиняются закону причинно-следственной связи. Каждое мгновение, несмотря на его  преходящий характер, подготавливает и порождает другое мгновение. Между  ними существует преемственность. Это  обстоятельство не позволяет погибнуть  миру и свидетельствует о строгом  порядке к изменяющемся мире. Бытие как бы пульсирует в определенную сторону. Будда говорил: «Отбросим вопросы о Начале и Конце. И буду учить вас о Дхарме. Если есть то - возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует - не появится и это. Если прекращается то, прекратится и это. Кто видит причинную связь - тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму - тот видит причинную связь» Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954.- С. 128.. Неумение увидеть Дхарму является основной причиной наших страданий. Дхарма проявляет себя через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего существования.

Будда отрицал бессмертие души, так как  не существует целостной идентичной субстанции в человеке. Есть лишь поток  последовательных состояний сознания, который и образует жизнь как  целостность. Веру в душу Будда иронично сравнивает с любовью к самой красивой девушке, которую никто не видел. Преемственность состояний сознания сохраняет прошлое в настоящем, т.е. наследуется в памяти.

     В основе буддизма проповедь  Будды о «четырех истинах», выражающих  суть нравственной жизни. Первая  истина - страдание пронизывает все  человеческое существование, от  рождения до смерти. Бытие и  есть страдание, они тождественны. Страдание - неизбежное естественное  свойство человека, изменчивость  мира ведет, например, к старости, к болезням и, в конечном  счете, к смерти. Даже наслаждение  требует усилий, а значит вызывает страдание. Страдание обусловлено привязанностью ко всему земному. Вторая истина - существуют две причины страдания: первая - движение дхарм, создающее постоянное перерождение (сансара), и влияние прошлых рождений на сегодняшнего человека в форме нравственного закона (кармы); вторая - стремление человека к удовлетворению чувственны - страстей, т.е. жажда жизни. Эти страсти - результат незнания. Знание же преходящей природы мира не порождает у человека пристрастия к чувственным удовольствиям. Третья истина - освобождение человека от страдания возможно путем устранения условий, вызывающих его, т.е. ликвидации причин, порождающих жажду жизни. Четвертая истина - это путь, ведущий к освобождению от страдания, путь к нирване («угасание»). Нирвана противоположна всему тому, что может быть. Все усилия человека направлены вовнутрь себя с целью достижения свободы от предметного мира и собственного эгоизма. Прекращение всех восприятий и всех умо-миро-проявлений - вот благо. Необходимо вырваться из бушующего водоворота бытия и встать рядом с ним, выработать в себе бесстрастное самообладание, невозмутимость духа и освободиться от телесной зависимости.

Путь  к нирване имеет восемь ступеней:

1) истинная  вера - понимание четырех истин  как основы для нравственного  совершенствования; 

2) истинная  устремленность - искоренение собственных  дурных поступков и неприязни  к другим людям; 

3) истинная  речь - отказ от лжи, фривольностей и оскорблений;

4) истинное  поведение - отказ от нанесения  вреда всему живому, включая насилие  и воровство; 

5) истинный  образ жизни, поведение человека  определяется честным трудом  без всякой корысти; 

6) истинная  мысль - отказ от дурных мыслей  и замена их добродетельными, благодаря внутренней отрешенности от всего, что связано с изменяющимся миром;

7)истинная  память - необходимо постоянно помнить,  что праведное поведение и  борьба с соблазнами ведет  к осмысленной жизни; 

8) истинная  концентрация-совокупность приемов,  позволяющая «обуздать мысли  и чувства» и достичь состояния  нирваны, т.е. к завершенности  внутреннего психологического бытия.  Онтологические основания личности  в интерпретации школ индийского  буддизма / С. З. Ринчинова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2007 .- Вып. 9 .- С. 170-173.

Нирвана - это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется  абсолютной мудростью, добродетельностью  и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и  приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь  просветленными. Буддизм получил  широкое распространение во многих странах Востока, в том числе  и в Китае.

                                                Локаята

     Основатель учения локаята (на  санскрите «лока» - идущее от мира) Брихаспати (середина 1 тыс. до н.э.). Локаята, и особенно ее позднейшая школа чарваков (на санскрите «чарвака» - материалист) См.: История философии. В 4 т. Т. I. M., 1957.- С. 51., не являются традиционными, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму, отрицали их основы, боролись за восстановление приоритета земной жизни, отрицали существование сверхъестественных сил. В трактате Каутилья «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) изложена суть учения чарваков.

     Согласно этому учению, нет никакого  другого мира, кроме этого, нет  ни небес, ни ада, всякая  вещь имеет индивидуальную природу,  возникает на своей основе, сама  себе субстанция. Мир состоит  из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Из них  состоит все, что есть, в том  числе и тело человека. Мир  произвольная комбинация элементов,  а не божественное творение. Бог  - это миф, так как его нельзя  воспринять с помощью органов  чувств. Элементы материи, скомбинированные  особым образом, порождают новые  качества, в частности живое тело, обладающее сознанием, представляющим  собой свойство материи. Как  водка есть результат переработки  риса, так и дух и сама жизнь  - свойства, возникающие из смеси  элементов. Taк как сознание - свойство живого материального тела и вне тел не существует, личность неотделима от тела, совпадает с ним Нематериальной души нет, человек целиком состоит из материи поэтому, если он умирает, то от него не остается ничего, что могло бы наслаждаться и страдать. С этих позиций чарвака отрицала бессмертие.

     Единственная реальная жизнь  - земная, и на нее должен ориентироваться  человек. Каутилья выдвигает этическое учение, согласно которому существование тела человека связано и с наслаждением, и со страданием, поэтому человеку следует руководствоваться двумя принципами: кама (наслаждение) и артха (польза). Наслаждение связывалось с активной производительной деятельностью во всех сферах труда, наслаждение является высшей целью человека, а богатство и добродетель - средства ее достижения. Провозглашался принцип чувственной жизни, так как она приносит пользу человеку. Из жизни следует извлечь самое лучшее. Смысл жизни состоит в том, чтобы получать как; можно больше удовольствий и избегать страдания. Иногда страдания сопровождают удовольствия, но глупо воздерживаться от наслаждений, если они сочетаются со страданиями. Это напоминало бы - отказ от зерна из-за его шелухи. Наслаждение чарвака считала самоцелью, а поэтому - «ешь, ней, веселись».

     В теории познания чарвака утверждала: достижимо то, что воспринимаемо чувствами. Достоверным источником познания являются только восприятия, так как с их помощью непосредственно познается материальный мир. Логическое мышление может дать определенную пользу лишь при эмпирическом подтверждении выводов. Чарвака скептически относилась к рациональному познанию. Логический вывод и свидетельства других людей имеют не прямой, а опосредованный характер, они находятся вне процесса восприятия. Рациональное знание ненадежно, часто вводит в заблуждение, поэтому ведическое знание чарвака не считала знанием. Отрицая его основы, она доказывала, что не существует магического жертвоприношения (яджны), воздаяния человеку за жизнь после смерти (кармы), перевоплощения (сансары), следовательно, нет предопределенности жизни человека и нет оснований для аскетизма.

                                       
 

                                       Вайшешика-ньяя

     Из других школ древней Индии  следует отметить школу Вайшешика-нъяя, возникшую в V-III вв. до н.э. и синтезировавшую родственные учения вайшешика (от «вишеша» - особенность) и ньяя (логика). Учение вайшешика рассматривает с позиций теологии преимущественно онтологические проблемы, ньяя - гносеологические. Вайшешика представляет мир как набор субстанций, в который включаются стихии (вода, земля, воздух, огонь), пространство и время, а также тонкая материя - эфир, душа и ум. Мироздание есть комбинация этих элементов.

Информация о работе Древняя Индия