Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:58, курсовая работа
В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.
«Содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему» Гегель. Тем самым исходная субстанция восточных религий «представляет собою некую философскую идею».
Восточная мысль более эмоционально - этична, нежели рационально - логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.
Введение……………………………………………………….3
Специфика восточной философии…………………………...5
Философия Древней Индии: ведический период и его основные группы……………………………………………...6
Основные школы Древнеиндийской философии…………...13
Санкхъя ………………………………………………………15
Веданта………………………………………………………...16
Буддизм………………………………………………………..17
Локаята………………………………………………………...19
Вайшешика-ньяя………………………………………………21
Заключение…………………………………………………….22
Литература……………………………………………………..23
Выделялись вечные внутренние частички стихий, которые назывались «ану» (атомы). Эти частички настолько малы, что они невидимы. Ану обладают свойствами субстанции, т.е. являются вечными материальными носителями и причинами всех проявлений вещей. В этом состоит их всеобщность. В противоположность всеобщности ану обладают и особенностью (вишеша), имеют индивидуальный характер. Например, ану земли имеют запахи, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, ану воды - цвет, вкус, осязаемость, ану огня - цвет и осязаемость, ану воздуха присуща только осязаемость.
Ану сами по себе не способны к изменению и движению. Миром ану управляет высших дух - Брахман посредство адришт («невидимые факторы»), воплощающих закон кармы. Брахман порождает различные свойства any, связывает их и расчленяет. В дальнейшем атомистическое учение было развито в античной философии, о чем будет сказано в следующей главе.
В познании Вайшешика-ньяя утверждала рационализм. Познание начинается с чувственных восприятий предметов стихии, так как ану недоступны для чувств. «Не существует ни врожденных идей, ни априорных принципов. Все приходит к познающему индивидууму извне. Познание постигает внешнюю реальность, реальность саму по себе» Щербатский Ф.И. Избранные труды но буддизму. М., 1988.- С. 77-78.. Восприятие подразделяется на внешнее, основывающееся на органах чувств, и внутреннее логическое умозрение. Чувственное восприятие - основа для логического познания, но главное средство познания - умозаключение, ибо только умозаключая, мы приходим к выводу о существовании ану. Однако умозаключение следует проверять, если это возможно, чувственным восприятием. Умозрение выполняет основную роль в познании потому, что оно способствует обретению высшего блаженства, т.е. слиянию с Пурушей, и освобождению человека от всех страданий.
Таким образом, можно сказать,
индийская философия - это истинно
"живые плоды", продолжающие
питать своими соками мировую
человеческую мысль. Индийская
философия сохранила полную
Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.
Согласно установившейся
Самхиты - это четыре сборника гимнов: Ригведа - самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний) - заимствуют стихи из Ригведы.
Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т. д.
Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.
К традиционным школам
Из всего вышесказанного следует вывод, что главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает миp возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии.- Кн. 1.- СПб., 1993.
2. Древний
Восток: история, философия, религия,
искусство: Иллюстрированная
3. История философии.- В 4 т.- Т. I.- M., 1957.
4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
5. Онтологические
основания личности в
6. Степанянц М.Г. Восточная философия.- М., 2001.
7. Тросников В. Мысли перед рассветом.- Париж, 1980.
8. Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юриста, 1999.
9. Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия.- М., 1954.
10. Щербатский
Ф.И. Избранные труды но буддизму.- М., 1988.