Диалектика количественных и качественных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Этот термин имеет три значения. Диалектикой называют, во-первых, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д. Говорят о диалектике вещей, процессов, социальных революций. Эта диалектика в самом мире является объективной, в сознании - субъективной.

Оглавление

1.Введение.
2. “ Единство и борьба противоположностей. “
3. “ Отрицание отрицания.”

Файлы: 1 файл

философия 1.2.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Общество развивается в силу действия закона единства и борьбы противоположностей. Надо учиться правильно использовать единство и противоречие в качестве стимулов развития.

Подчеркнем, в условиях нашей страны имеют особое значение единство целей и помыслов тех, кто осваивает ее богатства, единство производства и быта, производства и духовной культуры, единство производственной деятельности, инфраструктуры и охраны природы, единство производственных отношений, обмена, распределения и потребления и т.д.

Знание закона единства и борьбы противоположностей имеет значение одного из фундаментальных оснований продуктивной деятельности, оно относится к методологическим основам исследования природы и социальных процессов и отношений. Этот закон позволяет объяснить, почему есть развитие в мире, показывает всеобщность этого развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Качество - то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Предметы, имеющие общий признак, образуют класс (множество). Каждому предмету присущ, свойственен один признак -признак класса. Классы могут состоять из очень многих предметов (класс молекул, например), из немногих, которые могут быть при надобности сосчитаны (классы вузов России, планет солнечной системы), из одного предмета, например, класс самых глубоких озер на Земле). Могут быть даже классы с нулевым объемом. Признак таких классов не принадлежит вещам (классы вечных двигателей, несжимающихся жидкостей и т.п.). Признак есть качество вещи. Качество всеобщее; это значит, что любое свойство есть качество вещи: справедливость, стол, государство, отец и т.п.

Выделим следующие четыре типа качеств (свойств). Первый: качества, существующие во взаимодействии, отношении вещей безотносительно к живым организмам. Такими качествами являются растворимость, время, пространство, электрон и т.п. Второй: качества, существующие лишь в отношении к живым организмам. К числу таких качеств относятся съедобность, польза, вред и т.д. Третий: качества, существующие лишь в отношении к субъекту - личности, социальной группе, человечеству. К ним относится благо, добро, прекрасное, объективное, материальное. Добродетели и пороки, хотя и принадлежат людям, не существуют сами по себе, но являются качествами в отношении к ним. Наконец, четвертый тип -качества идеальных образований (истина, заблуждение, абстрактность и т.д.).

То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество - совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д. Любое качество существует в определенных пределах - мере. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С, медицина вся наполнена определениями норм здоровья, т.е. мер. Говорят, что все хорошо в меру. Действительно, недостаточность чего-то (внимания, доброты, производительности труда и т.д.) или чрезмерность чего-либо (назойливость, перегрузка при занятиях спортом, педантичность и т.д.) приводит к тому, что качество переходит в иное или не появляется вовсе (отрицание чего-либо становится нигилизмом, легкомыслие - преступлением, внимание - навязчивостью, высказывания без позитивных предложений -демагогией и т.д.). В линейном измерении мера ограничена двумя точками, в объемном - тремя.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. В отношении к классу К вещь как предмет имеет только качество а, одно качество: в каждом определенном взаимодействии имеет бытие и проявляется одно качество.

Но вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.

Качественное различие есть между ветерком и ураганом, туманом и облаком, рассказом и повестью, животным и человеком, ребенком и взрослым, больным и здоровым, раздражимостью и ощущением в т.д. Но качественного различия и нет между названными предметами. Все дело в отношениях, в которых рассматривается вещь. Серная и соляная кислоты не отличаются по качеству как кислоты, но отличаются, ибо образуют разные соединения и т.п. В качестве товара вещь выступает в системе товарных отношений - и только.

   Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Вещь, переставшая быть товаром, т.е. изменившая свое качество в определенном отношении, остается по качеству в другом отношении той же самой. Изменение не бывает без покоя, изменение не является кратиловским изменением, т.е. превращением вещи в иное во всех отношениях

      Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия.Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые  закономерности,«права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая  линия мер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а  порой

и условны.

      Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного  и  прерывного.Непрерывные  изменения,  т.е.  постепенные   количественные   изменения,   и неразрывно связанные с ними изменения отдельных  свойств  в  рамках  данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком  смысле  это понятие применяется для  обозначения  развития  систем,  имеющих  глобальный характер,  например  эволюция  звезд,  эволюция  растительного  и  животного царства, а также самого человека.

      Непрерывность   в   развитии   системы   выражает   ее   относительную устойчивость, качественную определенность, а  прерывность  –  ее  переход  в новое качество.

     Утверждение   только прерывности  ведет  к  нарушению  связи,   взаимодействия,   а   утверждениеобратного,  то  есть  сплошной  континуальности  (непрерывности),  исключает качественный переход. Системы развиваются  ритмически  и  рождение  чего  то нового  представляет  собой  процесс  взаимопревращения   количественных   и качественных изменений. Основой этого процесса  взаимопревращения  выступает постепенное  накопление  количественных  изменений  в   системе,   а   также

постоянное качественное  обновление  ее  структурных  элементов.  Существует многообразие количественных  изменений.  Это изменение  и  числа  элементов объекта, и объема информации, и  скорости  движения,  и  степени  проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений  ведет

к появлению нового качества.

      Появление  нового  качества  –  это,  по  существу,  появление  нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой  заложена уже  иная  количественная  определенность.  При  этом  глубина  качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем  данной формы движения, так и выходить за его пределы.  Процесс  становления  нового качественного  состояния  противоречив:  он  есть  единство  уничтожения   и возникновения, бытия и небытия, отрицания и  утверждения.  Мера,  выражающая единство количества и качества как применительно к  предметам,  для  которых характерно  простое  превращение  в  пределах  данного  уровня   организации системы, так и границам перехода с  одного  уровня  организации  системы  на другой,является как бы межевым знаком процесса развития.

  Переход вещи из одного качественного состояния в другое является скачком. Таянье льда, подростковый возраст как переход к юности, замена командно-административного управления демократическим - это и есть скачки. Скачки могут быть длительными по времени, краткосрочными, бурными, даже протекать как взрыв, или быть плавными. Разумеется, между этими полюсами существует и середина. Важно заметить, что скачок как прерыв постепенности находится в единстве с постепенностью.

Невозможно ответить однозначно, произошел ли скачок, если не определено отношение. Скачок бывает в строго определенном отношении. Скачок в одном отношении не является скачком в другом отношении. Иногда говорят, что при нагревании воды от 0° до 100° по Цельсию не происходит скачков. Так ли это? И да, и нет. Действительно, вода остается жидкостью, не переходит в твердое или газообразное состояние, но вода холодная и вода горячая -это вещи и разного качества. Можно продолжить этот пример: вода, лед, пар - вещи одного качества, ибо все они - Н2О, т.е. при превращении воды в лед или пар в этом отношении скачков не происходит, но и в другом отношении переход воды в лед или пар есть переход в иные агрегатные состояния, т.е. скачки есть.

Сколько отношений, столько и мер, границ, в которых предмет остается тем же самим. Вода дистиллированная, тяжелая, соленая, холодная, горячая, вода как жидкость, вода как Н2О, (т.е. одинаковая со льдом и паром), вода как вещество - для всех этих качеств существуют разные меры.

Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи. Существуют и социальные качества, свойства, такие, как экономические, этические (добро, зло, справедливость) и др. Выражение "человек как личность - социальное существо" имеет смысл как следствие признания социальных качеств, которые также объективны, как и другие качества.

Непрерывность развития складывается из следующих друг за другом скачков. Причем каждое качество есть определенность и переход к другому (юность - к возмужанию, зарастающее озеро - к болоту и т.п.). Выделение периодов в развитии есть выделение определенных состояний и в то же время скачков к иному. Ф.Энгельс писал, что в природе нет скачков, потому что она сплошь состоит из скачков. Подобную мысль высказывали Гегель и Плеханов. Последний говорил, что тезису, гласящему, что скачков не бывает, а есть только непрерывность, с полным правом можно противопоставить антитезис, по смыслу которого в действительности изменение всегда совершается скачками, но только ряд мелких и быстро следующих один за другим скачков сливается для нас в один непрерывный процесс.

Итак, всякое качественное изменение является в другом отношении количественным изменением однородных элементов. Если субъект видит только количественное изменение и не применяет принцип относительности, он делает выводы, что количественные изменения предшествуют качественным во всех отношениях, что количественные изменения исключают качественные, и наоборот. Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики и не знает исключений. Понимание его всеобщности и объективности способствует объяснению и преобразованию процессов и состояний - экономических, психических, физических и др.

Закон отрицания отрицания

Единство отрицания, утверждения, преемственности и повторения - один из законов диалектики. Без отрицания нет изменений, развития. Отрицание предшествующего состояния изменяет вещь в определенном отношении. Но это отрицание не является зачеркиванием вещи во всех отношениях. Аннигиляция всех качеств вещи не происходит ни при каком превращении, ибо всегда что-то остается в вещи. В каком направлении пойдет развитие - это зависит от того, что отрицается в вещи.

Метафизически мыслящие люди замечают наличие отрицания и полагают, что оно является безотносительным. Но такого рода отрицания в мире нет. Метафизическим может быть понимание отрицания, отношение к нему, основывающееся на отрыве отрицания и утверждения друг от друга, но в развитии нет никакого метафизического или какого-либо иного, кроме диалектического, отрицания. Метафизическое раздувание отрицания ведет к нигилизму.

Ошибка нигилистов не во всеобщности отрицания, а в том, что их отрицание - только отрицание, не связанное с противоположностью (утверждением), отрицание вещи во всех отношениях.

Боязнь отрицания не лучше нигилизма, она следствие "удержания" вещи во всех отношениях. Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной.

Поскольку единство "нет" и "да" является, гак сказать, онтологическим, то оно в отношении к познанию и деятельности выступает как методологический принцип. Об этом писал В.И.Ленин в "Философских тетрадях" следующее: "Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т.е. без всяких колебаний, без всякой эклектики" [Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т.29. /Ленин В.И. -М., 1978. - С.207].

Однако единством отрицания, утверждения и преемственности не исчерпывается закон отрицания отрицания. Дело в том, что поскольку развитие есть ряд отрицаний, то второе отрицание является ничем иным, как синтезом двух противоположных состоянии (качеств, элементов и т.д.): исходного и того, которое имело бытие вместо исходного в результате отрицания. Это повторение исходного момента с сохранением пройденного пути, его "достижений". Так, если исходным качеством является положительное число 2, то отрицание его дает -2, т.е. бытие противоположного качества (2 здесь не отрицается), новое отрицание дает - (-2), что равнозначно положительному числу, вместе с тем является и отрицательным. Возврат к старому находится в единстве с сохранением результата первого отрицания: с числом мы будем оперировать как с отрицательным. Подобное имеется при логическом отрицании отрицания: "Это верно"; "Это неверно"; "Это не неверно". Последнее суждение - отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.

Четко указал на причину сходства третьей фазы с первой Г.В.Плеханов: "Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой" [Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения. Т.1./ Плеханов Г.В. - М.,1956. - С.572].

Развитие есть повторение триад, причем вещь как совокупность качеств развивается в разных отношениях, в которых есть свои отрицания и утверждения. В выделенном отношении можно увидеть, как в этом повторений триад каждое состояние выступает в качестве исходного по отношению к следующим за ним, отрицания по отношению к непосредственно предшествующему и отрицания отрицания (синтеза) по отношению к другому исходному.

Третья фаза приводит развитие к исходной точке. Но поскольку это не просто возврат к прежнему, а сохранение пройденного пути, это движение не есть движение по кругу, это - виток спирали. Развитие идет по спирали, причем любая спираль развития подчиняется закону отрицания, т.е. является витком другой спирали. Вот поэтому изображение спирали развития, не в виде витка другой спирали является неправильным.

Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений