Диалектика количественных и качественных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Этот термин имеет три значения. Диалектикой называют, во-первых, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д. Говорят о диалектике вещей, процессов, социальных революций. Эта диалектика в самом мире является объективной, в сознании - субъективной.

Оглавление

1.Введение.
2. “ Единство и борьба противоположностей. “
3. “ Отрицание отрицания.”

Файлы: 1 файл

философия 1.2.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ                                    УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

                        

 

КАФЕДРА:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

ФК 5,5-1-08

 

Контрольная работа по предмету “ФИЛОСОФИЯ”

 

 

На тему: Диалектика количественных и качественных  изменений

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  заочного обучения:

                                             Усанина К.М.                

                                             Проверил: Токтосунов  С. Т.

 

 

 

 

 

 

г. Бишкек                                                                                                                             

5мк. дом 61 кв. 32

 

 

 

 

Вариант № 3

                                                                                                                                         Диалектика количественных и качественных                                                изменений.

План.

1.Введение.

2. “ Единство и борьба противоположностей. “

3. “ Отрицание отрицания.”                     

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Этот термин имеет три значения. Диалектикой называют, во-первых, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д. Говорят о диалектике вещей, процессов, социальных революций. Эта диалектика в самом мире является объективной, в сознании - субъективной. От нее отличается учение об этом естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей. Это второе значение термина - диалектика, входящая как теория, как учение в философию.

Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Для того, чтобы конкретнее представить задачи диалектики, нужно усвоить еще и следующие положения о ней. Ее называют наукой о всеобщей связи, учением о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности вида.

Все эти высказывания раскрывают элементы диалектики. Но положениями об исходном принципе диалектики, ее ядре являются ленинские идеи, высказанные в "Философских тетрадях". Вот они: "Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет охвачено ядро диалектики..."; "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его... есть суть ... диалектики" [Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. / Ленин В.И.- М., 1973. - С. 203, 316].

Третье значение термина: диалектикой называют то, как мыслит субъект, каким методом. Диалектическое мышление, диалектический метод есть раскрытие единства и противоречия (борьбы) противоположностей.

   В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон есть постоянное при определенных условиях отношение элементов. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба).

Противоположности присущи вещам. Вещью называется любое отдельное, существующее как единство разнообразных свойств и элементов. Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности - то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное.

Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое - цвета. Единство противоположностей можно рассмотреть на таком примере. Одно селение находится в горах, другое - на равнине. Житель гор опускается, чтобы попасть в другое селение, житель же этого селения поднимается, чтобы попасть в горы. Подъем и спуск - противоположности. Но если нет направления движения, то можно ли назвать дорогу из одного селения в другое спуском? А подъемом? Нет, конечно. Дорога выступает в таком случае как одно -противоположностью дороги, находящейся на одном уровне. Но, заметим, если есть подъем, то есть и спуск. Если есть приближение, то есть одновременно и удаление. Капиталист есть тогда, когда он прибегает к найму рабочий силы, т.е. когда есть пролетарий. Противоположности не существуют друг без друга. Николай Доризо писал:

Все, что противоположно,
Друг без друга невозможно.
Если б не было печали,
Счастья мы б не замечали.
И, друзья мои, поверьте,
Что бы там ни говорили,
Если не было бы смерти,
Так бы жизнь мы не любили.
Потерял я сто империй -
Сто надежд. И тем не менее,
Может быть, мои потери -
Главное приобретение...

Значит, если вещи присуще нечто, то ей в другом отношении присуще противоположное этому нечто. Если вещи присуще нечто, то всегда найдется вещь, которой это не присуще, а присуще противоположное. Противоположности присущи вещи в разных отношениях. Например, предмет движется и покоится в разных отношениях, событие необходимо и случайно в разных отношениях. Вильям Блейк писал:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.

Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях если они правильно отражают их, являются истинными.

Логический закон непротиворечия, не допускающий противоположные высказывания в одном и том же отношении, распространяется на все такие случаи. Диалектическая же логика, наоборот, разрешает такое соединение в разных отношениях:

Противоречия разнообразны. Противоположности бывают полярными, контрарными и неполярными, неконтрарными (белый - серый, верх - середина), то есть контрмедиальными. В широком смысле слова антагонизмом и называют любые контрарные противоречия (мышцы - антагонисты, бактерии и бактериофаги). В узком смысле антагонизм - противоречие контрарных классов в производстве. Антагонистическими классами являются рабы и рабовладельца, крепостные крестьяне и феодалы, пролетарии и капиталисты.

Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт, который может возникать между странами, социальными группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т.д.

Следует также рассмотреть абсолютность и относительность единства и борьбы противоположностей. Термин "абсолютный" употребляется в двух значениях: I) полный, совершенный; 2) безусловный, безотносительный. Есть случаи, когда он может быть заменен почти любым из указанных слов. Так, предположение "Вы абсолютно правы" можно без ущерба для смысла произнести: "Вы полностью (совершенно, безусловно) правы". В словосочетании "абсолютно чистый металл" слово "абсолютный" имеет значение "совершенный". Абсолютная величина действительного числа рассматривается безотносительно к тому, положительное оно или отрицательное.

Термин "относительный" употребляется также в двух значениях: I) неполный, несовершенный; 2) условный, зависящий от отношения, сравнительный.

Так, относительная влажность определяется через отношение упругости водяного пара, содержащегося в исследуемом воздухе, к упругости насыщения при той же температуре. Студент может выяснить значение термина "относительный" в словосочетаниях типа "относительная погрешность", "относительная прибавочная стоимость" и т.д.

Существуют такие объекты, которые называют либо абсолютными, либо относительными. Так, абсолютную монархию противопоставляют конституционной. Абсолютный нуль не рассматривают как относительный. Понятие абсолютной монархии есть отвлечение от различий и выделение общего, т.е. оно является результатом абстрагирования. Продуктами абстрагирования являются такие идеализированные объекты, как абсолютно черное тело, абсолютный нуль и т.д.

Итак, констатируем, что в метрологии, политической экономии, физике, химии и других науках одни объекты называются абсолютными, а другие - относительными. Это, во-первых. Во-вторых, такое отделение производится в абстрактном мышлении. Каково же отношение признаков, которые обозначаем этими терминами, в действительности? Можно ли любой предмет рассматривать как абсолютный и относительный?

То, что именуется абсолютным и относительным, является объективным. В.И.Ленин, подчеркивая всеобщность единства и противоречия абсолютного и относительного, писал в статье "О брошюре Юниуса": "... Основное положение марксистской диалектики состоит в том, что все грани в природе и в обществе условны и подвижны, что нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность" [Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т.30. /Ленин В.И. -М., 1978. - С.5]. Но диалектика не сводится к признанию относительности всего. Она включает в себя положение о единстве относительного и абсолютного в каждой вещи, о противоречии их. "Диалектика,- как разъяснял еще Гегель,- включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму" [Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т.18. / Ленин В.И.-М., 1978. - С.139].

Релятивность (относительность) абсолютизируется метафизическим мышлением и отрывается от абсолютности. Релятивизм как философское направление считает относительное только относительным и отрицает абсолютность. Существует и абсолютизация абсолютного, отрыв его от относительного. Это тоже метафизическая позиция - догматизм. Имеет место и приписывание качеств абсолютности и относительности разным вещам, отрицание их единства в одной вещи. Это также метафизический отрыв противоположностей друг от друга.

Из единства абсолютного и относительного в мире вещей нет исключений: ничто не существует само по себе, вне отношений. Почему же что-то относительно и абсолютно? Потому, что это что-то принадлежит вещи не вообще, а только в определенном отношении, зависит от этого отношения. То, что существует в определенном отношении, не зависят от других отношений, не обусловлено ими, называется абсолютным. Если же учитывать и другое значение терминов, то можно сказать, что нечто абсолютно и относительно потому, что является полным и неполным, совершенным и несовершенным в разных отношениях, взаимодействиях. В этом единство и противоречие этих противоположностей, Ошибочным является сужение объема категорий абсолютного и относительного. Это проявляется в применении терминов "абсолютное" и "относительное" только к результатам познания, в отрицании абсолютности или относительности некоторых сторон объективного мира (как всеобщих, так и не всеобщих), например, покоя. Чтобы устранить такие ошибки, надо исходить из научного значения этих терминов и из принципа единства и противоречия абсолютного и относительного.

Борьба противоположностей всегда есть борьба в каком-то отношении. За пределами отношения, в котором существует противоречие, имеется единство противоположностей, их тождество, одинаковость, невозможность существования их друг без друга.

В отношении к ровной дороге дорога в горах есть просто нечто единое, противоположности в ней слиты. В этом отношении и только в этом существует единство (тождество) противоположностей. Раздвоение единого существует в отношении к направлению движения. Житель верхнего селения, идя в нижнее, спускается, а житель нижнего - наоборот. Единства уже нет, есть противоречие - спуск исключает подъем, спуск не совместим с подъемом в указанном отношении. Единство противоположностей и в этом случае абсолютно и относительно, борьбе (противоречию) также присущи эти признаки.

Обращение Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите есть нечто единое, но это обращение в другом отношении оказывается противоречивым. Единство и борьба обусловлены отношениями и безотносительны к другим системам отсчета.

Борьба противоположностей не является борьбой, существующей вне всякого отношения, т.е. она не только абсолютна, но и относительна. Единство противоположностей присуще им лишь в строго определенном отношении, и это единство является безусловным в других отношениях, т.е. оно не только относительно, но и абсолютно.

Итак, единство противоположностей не следует преувеличивать и приуменьшать. Единство без противоречия на может считаться причиной развития, поскольку является лишь одним из источников развития. Но это же можно сказать о противоречии, т.е. о борьбе противоположностей. Единство противоположно борьбе, а поэтому в нее не входит, не входит и борьба в единство. Они исключают и предполагают друг друга.

Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений