Бенидикт Спиноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Спиноза - самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.

Файлы: 1 файл

spinoza.docx

— 39.30 Кб (Скачать)
    1. "Любовь  к Богу должна  всего более наполнять  душу"

     Понимание того, что все вещи необходимы, помогает нашему уму достигнуть власти над  аффектами. "Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо  любит Бога, и тем больше, чем  больше он познает себя и свои аффекты". Это утверждение подводит нас  к "интеллектуальной любви к Богу", в чем и заключается мудрость. Интеллектуальная любовь к Богу - это  соединение мысли и эмоции: оно  состоит в истинном мышлении вместе с радостью постижения истины. Вся  радость в истинном мышлении - это  часть интеллектуальной любви к  Богу, так как она не содержит ничего отрицательного и является поэтому поистине частью целого, но не только кажущейся, как это случается с отдельными вещами, которые настолько отделены в мысли, что кажутся злом. "Любовь к Богу, - говорят нам, - должна всего более наполнять душу".

     Доказательство  вышеуказанной теоремы следующее:

"Эта любовь (по т. 14) находится в связи со  всеми состояниями тела, которые  все способствуют ей (по т. 15). А  потому (по т. 11) она все более должна наполнять душу; что и требовалось доказать".

     В теореме (14, ч. V), к которой отсылало вышеупомянутое доказательство, говорится: "Душа может достигнуть того, что  все состояние тела или образы вещей будут относиться к идее Бога"; теорема 15, цитированная выше, утверждает: "Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо  любит Бога, и тем больше, чем  больше он познает себя и свои аффекты"; теорема 11 утверждает: "Чем к большему числу вещей относится какой-либо образ, тем он постояннее, иными словами - тем чаще он возникает и тем  более владеет душой".

     "Доказательство", цитированное выше, можно было  выразить следующими образом:  всякое углубление и понимание  того, что случается с нами, состоит  в отнесении событий к идее  Бога, так как в действительности  все является частью Бога. Это  понимание всего как части  Бога есть любовь к Богу. Когда  все объекты будут отнесены  к Богу, идея Бога полностью  овладеет душой.

      "Кто  любит Бога, тот не может стремиться, чтобы и Бог в свою очередь  любил его" - здесь есть логическое следствие из метафизики Спинозы. Он не говорит, что человек не должен хотеть, чтобы Бог любил его, он говорит, что человек, который любит Бога, не может хотеть, чтобы Бог любил его. Это ясно из доказательства, которое гласит: "Если бы человек стремился к этому, то значит (по кор. т. 17) он желал бы, чтобы Бог, которого он любит, не был Богом, и, следовательно, (по т. 19, ч. III), желал бы подвергнуться неудовольствию, а это (по т. 28, ч. III) нелепо". Теорема 17, на которую мы уже ссылались и которая гласит, что Бог не подвержен никакому аффекту удовольствия или неудовольствия; королларий, на который мы ссылались выше, утверждает, что Бог никого не любит и ни к кому не питает ненависти. Здесь снова то, что подразумевается, не является этической предпосылкой, а является логической необходимостью человек, который любил бы Бога и желал бы, чтобы Бог его любил, тем самым желал бы подвергнуться неудовольствию, "что является нелепостью".

Утверждение, что  Бог не может никого любить, не следует  рассматривать как противоречие утверждению, что Бог любит Себя бесконечной интеллектуальной любовью. Он может любить Себя, так как  это возможно без ложной веры, и, во всяком случае, интеллектуальная любовь - это весьма специфический вид  любви.

     "Этика"  заканчивается такими словами:

"Мудрый как  таковой едва ли подвергнется  какому-либо душевному волнению; познавая с некоторой вечной  необходимостью себя самого, Бога  и вещи, он никогда не прекращает  своего существования, но всегда  обладает истинным душевным удовлетворением.  Если же путь, который, как я  показал, ведет к этому, и  кажется весьма трудным, однако  все же его можно найти. Да  он и должен быть трудным,  ибо его так редко находят.  В самом деле, если бы спасение  было у всех под руками и  могло бы быть найдено без  особого труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Но все прекрасное так же трудно, как и редко".

     Спиноза хотел показать, как можно жить благородно даже тогда, когда мы признаем пределы человеческой власти. Он сам  своей доктриной необходимости  делает эти пределы уже, чем они  есть; но когда они несомненно существуют, принципы Спинозы, вероятно, лучшее из всего, что возможно. Возьмем, например, смерть: ничто из того, что человек может сделать, не сделает его бессмертным, и поэтому бесполезно тратить время на страхи и стенания над тем фактом, что мы должны умереть. Мучиться страхом смерти - это вид рабства; Спиноза прав, говоря, что "человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти". Но даже в этом случае так нужно рассматривать только смерть вообще; смерть же от любой конкретной болезни следует по возможности предотвращать обращением к медицине. Чего нужно избегать даже в этом случае, это какого-то беспокойства и ужаса; нужно спокойно принять необходимые меры, а наши мысли, насколько это возможно, нужно направить на другие дела. Те же соображения применяются и ко всем другим чисто личным несчастьям. 

    1. Религия в философии Спинозы

     В истории философии Спиноза впервые  ясно показал, что религия находится  в совершенно иной плоскости познания, чем философия, раскрываемая исключительно  на уровне второго и третьего родов  познания (т.е. рассудочного и разумного). В противоположность им, религия  пребывает на уровне первой ступени  познания, где преобладает воображение. Пророки, авторы библейских максим, не похваляются интеллектом, их тексты полны фантазии и воображения.

     Кроме того, религия добивается повиновения, в то время как философия (и  только она) ставит целью постижение истины. Общеизвестно, что тиранические режимы слишком часто использовали религию для достижения своих  целей.

     Спиноза считает, что в действительности последователи разных религий живут  примерно одинаково. Философ пишет: "Часто я с изумлением наблюдал, как люди, гордящиеся тем, что исповедуют христианство, проповедующие любовь, мир, радость, целомудрие и честность по отношению к окружающим, с величайшей враждебностью сражаются друг с другом, испытывая растущую с каждым днем непримиримую ненависть до такой степени, что было бы легче признать верой любого из них обычай применять насилие, чем христианские заповеди. В действительности положение таково, что достаточно понаблюдать за поведением и обычаями людей, узнать, какую церковь каждый из них посещает или какое мнение разделяет, чтобы узнать веру любого, т.е. выяснить, является ли он христианином, турком, иудеем либо язычником. Во всем остальном все живут одинаково".

     Следовательно, цель религии - приучить народ к почитанию, послушанию и служению Богу. Содержание веры (будь то Ветхий или Новый Завет) сводится к нескольким основным положениям, которые Спиноза формулирует  в семи пунктах:

     1. Бог есть существо в высшей  степени справедливое и милосердное,  образец подлинной жизни. Тот,  кто не знает о Нем или  не верит в Его существование,  не может ни повиноваться, ни  признать Его праведный суд.

     2. Бог един. Никто не может сомневаться  в том, что согласие с этой  догмой абсолютно необходимо  для полного благочестия, восхищения  Богом и любви к Нему, поскольку  благочестие, восхищение и любовь  порождаются Его исключительным  превосходством надо всеми остальными;

     3. Бог вездесущ, т.е. Ему все известно. Полагать, что от Него можно  что-либо скрыть или не признавать, что Он видит все, значило  бы сомневаться в справедливости  Его правосудия, сообразно с которым  Он всем управляет, либо просто  не признавать Его.

     4. Бог обладает высшим правом  и властью надо всеми и действует  не в силу каких-либо законов,  а сообразно Своей абсолютной воле и в силу Своей исключительной благодати. Все обязаны абсолютно во всем повиноваться, Он же - никому.

     5. Культ и послушание Богу состоят  в справедливости и человеколюбии,  т.е. в любви к ближнему.

     6. Все, проявляющие послушание Богу  соответствующим образом жизни,  спасутся, в то время как остальные,  живущие во власти инстинктов, погибнут. Если бы не было этого  глубокого и прочного убеждения,  непонятно было бы, почему люди  должны предпочитать своим удовольствиям  послушание Богу.

     7. Бог прощает грехи тем, кто  кается. Действительно, все люди  впадают в грех, и, если бы  не было уверенности в прощении, все потеряли бы надежду на  спасение, и тогда не осталось  бы никакого повода считать  Бога милосердным. 

    1. Государство как гарантия свободы

     Спиноза стал голландцем не по происхождению, а по нормам политического права.

"Я не претендую, - говорил Спиноза, - на то, что  нашел лучшую философию, но  знаю, что познал истинную". Не  имея прочного положения в  обществе, он искал гарантий политической  безопасности, предоставляемых правовым  государством, основной смысл которых  - сохранение человеческой жизни.

     Правовое  государство Спинозы основано на постулатах, очень близких теории "естественного права" Гоббса, в том смысле, что каждому индивиду природой предназначено существовать и действовать определенным образом. "Под правом природы я понимаю  естественные правила, свойственные каждому  существу. Например, рыбы природой определены к плаванию, более крупные из них - к пожиранию более мелких; следовательно, в качестве высшего закона выступает  естественное право, предписывающее рыбам  постоянно обитать в воде и  более крупным особям питаться остальными".

     Аналогично  люди, подверженные страстям, являются "естественными врагами". Однако из-за сильного желания жить и по возможности уходить от бесконечных  конфликтов люди заключают общественный договор (сознавая необходимость власти законов, норм, "умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы"), поскольку без взаимопомощи они  не смогут ни жить без трудностей, ни совершенствовать духовный мир. 

     Вместе  с тем государство, которому передаются права по учреждению общественного  договора, не может быть абсолютистским государством, как говорит Гоббс. Некоторые права человека являются неотъемлемыми, ибо, отказываясь от них, человек перестает быть человеком. Цель государства не деспотизм, а  свобода. 
 
 
 

Заключение

     Спиноза был широко образованным ученым, источники  его вдохновения - самые разнообразные: позднеантичная философия, средневековая  еврейская схоластика Маймонида и Авицеброна, схоластика XVI-XVII вв., философия Возрождения (Дж. Бруно и Леон Еврей), из современников наибольшее влияние имели Декарт и Гоббс. Новый синтез стал важнейшим этапом западной философии.

     Древние греки в совпадении учения и жизни  видели доказательство подлинности  духовного послания. Метафизика Спинозы  идеально созвучна личной жизни.

     Как высшую цель философского пути он проповедовал видение вещей sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности), освобождающее от страстей состояние мира и покоя. Мир, покой и беспристрастие, по единодушному утверждению современников, - символы существования Спинозы. Даже на печати для писем имелась эмблема: роза с надписью сверху: Caute ("Осмотрительность"). Смысл его философии, как мы убедимся, - в чистом и отстраненном, свободном от волнения и любой страсти постижении Бытия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Д. Антисери и Дж. Реале: Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, "Пневма", 2002, 880 с., с ил.
  2. Бертран Рассел: «История западной философии»
  3. История философии: Энциклопедия./ А.А. Грицанов — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий)
  4. Муравьев А.Н.: Лекция 23 «Эмпиризм и метафизика XVII века»;

1996 –2000 гг. - Российский  Государственный Педагогический  Университет им. А.И.Герцена. 

Информация о работе Бенидикт Спиноза