Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, доклад
Гносеологическое первенство идеи актуальной бесконечности с необходимостью означает в силу панлогизма Спинозы и первенство Бога как последней основы бытия и истинности. Существование Бога с этой точки зрения более необходимо, чем существование самого многообразного мира. «Или ничего не существует, или существует также и Существо, абсолютно бесконечное». «Бог… - первая причина всех вещей, а также причина самого себя – познается из самого себя».
1. Натурализм спинозовского пантеизма.
Бог-субстанция-природа.
2. Субстанция и единичные вещи.
Ее модусы и атрибуты.
3. Протяженно-телесный атрибут субстанции.
4. Электронные ресурсы
План.
1. Натурализм спинозовского пантеизма.
Бог-субстанция-природа.
2. Субстанция и единичные вещи.
Ее модусы и атрибуты.
3. Протяженно-телесный
атрибут субстанции.
4. Электронные ресурсы
Бог
– субстанция –
природа.
Гносеологическое
первенство идеи актуальной бесконечности
с необходимостью означает в силу
панлогизма Спинозы и первенство
Бога как последней основы бытия
и истинности. Существование Бога
с этой точки зрения более необходимо,
чем существование самого многообразного
мира. «Или ничего не существует, или
существует также и Существо, абсолютно
бесконечное». «Бог… - первая причина
всех вещей, а также причина самого
себя – познается из самого себя».
Вслед за Декартом и даже последовательнее
его Спиноза устанавливает
Философ последовательно
выявляет возможности пантеизма, содержавшееся
как в религиозной, так и в
философской мысли. Спиноза уверяет,
например, что имманентность Бога
природе он утверждает вместе «с древними
евреями», имея в виду Ветхий завет,
где действительно есть пантеистические
высказывания о вездесущии Бога (как
имеются они в любой
Это выразилось не только в последовательной деперсонализации, но даже в дезантропомпорфизации Бога, по Спинозе, можно (и нужно) понимать умственно (intelligere), но его невозможно представить образно (imaginari). Поэтому, подчеркивал философ, «атрибуты, делающие человека совершенным, также мало могут быть применены к Богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла…». С деперсонализацией понятия Бога связана и такая черта пантеизма, как реабилитация материи «телесной субстанции», которая вполне достойна «божественной природы» (с этой чертой пантеизма можно встретиться у Бруно).
Не менее последовательно проводит Спиноза и такой принцип пантеизма, как утверждения имманентности Бога природе. Оно привело нидерландского философа к отвержению деистических представлений о Боге, присущих Декарту, Гоббсу, и множеству других философов этой эпохи. Если сторонникам деизма, по словам автора «Этики», свойственно представлять Бога как «отдаленную причину» всех вещей, то, по убеждению Спинозы, его следует мыслить как их ближайшую причину.
Совершенно безликий
имманентный природе Бог
Натуралистическая суть этой пантеистической формулы во многом зависит от трактовки понятия «природа». С одной стороны, из методологических принципов спинозизма совершенно ясно, что философ разумеет здесь интуитивно постигаемую, умозрительну4ю, а не эмпирическую природу. К.Маркс поэтому однажды характеризовал спинозовскую субстанцию как метафизически переряженную природу «в ее оторванности от человека». Но отождествляя Бога, в принципе остающегося в любом пантеизме бытием sui generis, бытием бестелесным с субстанцией, понимаемой даже максимально обобщенно, натуралистический пантеизм тем не менее не в силах избежать во многих случаях отождествления Бога с конкретными вещами и процессами эмпирической природы.
Но натуралистический характер его пантеизма не менее ярко выявляется в настойчивом отвержении креационизма во всех его формах. Автор «Этики» открывает это главное свое произведение определением субстанции, согласно которому оно характеризуется как причина самой себя (causa sui). Сливающийся с ней Бог не обладает никакими творящими функциями. Спиноза, в частности, поэтому и отверг деистическую трактовку Бога, что она оставляла за ним минимум творящих функций.
Антикреационистская
позиция Спинозы выражалась в
отрицании им божественного всемогущества,
трактуемого как полная свобода
божьей воли. Бог-субстанция, будучи совершенно
свободным, действует, однако, в силу
необходимости собственной
2.Субстанция и единичные вещи.
Ее
модусы и атрибуты.
Онтологическая функция
понятия Бога, в особенности
Трудность решения
этой задачи увеличивалась тем, что
субстанции в качестве неизменного
абсолюта присуща вечность (aeternitas),
то есть выключенность из времени; единичные
же вещи непрерывно меняются во времени,
обычно именуемом автором «Этики»
длительностью (duratio), определяемой как
«неопределенная непрерывность
существования». Бог-субстанция – актуальная
бесконечность, мир единичных вещей
– потенциальная бесконечность,
ибо любая отдельная вещь бывает
(и мыслима) сколь угодно устойчивой
или мгновенно разрушающейся
в отношении времени, сколь угодно
большой или малой в отношении
пространства. К миру единичных вещей
применимы время, мера и число, которые
не имеют никакой силы по отношению
к целокупной, актуально-бесконечной
субстанции. В этом контексте Спиноза
употребляет стародавнее
Несмотря на эти,
на первый взгляд, непреодолимые трудности,
Спиноза утвержден, что на пути действительно
глубокого интуитивно-
Конкретные вещи, мыслимые высшим родом знания в качестве порождений в единой и единственной субстанции, становятся модусами, то есть единичными ее проявлениями. Такие порождения трактуются как ограничения (разумеется, самоограничения) актуально-бесконечного существа, и это ограничение, можно сказать, играет роль принципа индивидуации, в силу которого единичные вещи оборачиваются модусами. Тождественна их онтологическая природа, а различна только гносеологическая. В этой связи нидерландский философ формулирует свое знаменитое диалектическое положение – «ограничение есть отрицание» (determinatio est negatio). Согласно этому положению субстанция, будучи абсолютным бытием, должна претерпеть определенное ограничение в пространстве и времени, но определенность данной конкретной вещи, любого модуса отличает его, отграничивает от определенности любого другого. Поэтому любой вещи, любому модусу присуще как бытие, поскольку он является именно этой вещью, так и небытие, поскольку тем самым исключается его определенность во всех других отношениях. Модусы как проявление единой субстанции выражают могучую монистическую тенденцию спинозовской онтологии, лишающей предметы и явления природы их качественной определенности и стремящийся подменять их лишь количественными характеристиками. Однако лишить вещи всякой качественной определенности не может и такая монистическая доктрина. Единственная субстанция должна содержать в себе такие решающие свойства, которые призваны объяснить самое главное качественное различие единичных вещей, мыслимых как модусы. Такие свойства и выявляют атрибуты субстанции.
Если субстанция характеризуется как абсолютно бесконечное, то атрибут – как бесконечное в своем роде.
Первое определение означает, что вневременная бесконечность субстанции не допускает ее ограничения какими-то определенными атрибутами, сколько бы их не было. Поскольку всякое ограничение есть отрицание, приписывание субстанции конечного числа атрибутов нарушало бы ее статус в качестве причины самой себя. Все остальные атрибуты Бога-субстанции неизвестны. В такой форме Спиноза выразил исконную мистифицирующую сущность понятия Бога, отождествленного с субстанцией. Однако число атрибутов, решающих свойств субстанции, проявляющихся в мире природы и человека, только два. Это протяженность (extensio) и мышление (cogitatio). Именно в аспектах этих двух атрибутов человеческий ум постигает субстанцию в ее конкретности. Две субстанции Декарта были, таким образом, трансформированы Спинозой в два атрибута единой субстанции. Как и для Декарта, протяженность, пространственность означали для него материю, телесность.
Оставив этот атрибут субстанции для последующего рассмотрения, мы сосредоточимся сейчас на другом атрибуте субстанции – «бесконечной способности мышления», объективно существующей в природе. Этот атрибут – одно из главных проявлений органистической традиции в доктрине Спинозы. В ренессансной натурфилософии таким проявлением был гилозоизм. Одна формулировка «Этики», утверждающая, что не только человек, но и все другие индивидуумы природы «хотя и в различных степенях, однако же все одушевлены», тоже свидетельствует о гилозоистических воззрениях ее автора. Но эта формулировка остается изолированной в авторском контексте. Живые индивидуумы природы, кроме человека, Спинозу мало интересуют. В человеке же чувственное знание составляет низший род, подчиненный его высшей Интуитивно-дедуктивной деятельности. Под нее и был подведен Спинозой онтологический фундамент, согласно которому адекватные идеи как высшие достояния познающего ума равным образом укоренены в качестве сущностей вещей в объективном бытии. Тем самым гилозоизм и панпсихизм (здесь можно употребить и недавно возникший термин гилоноизм, выражающий объективность, «материальность» человеческого ума).
Большая трудность
понимания философской системы
Спинозы связана и с тем, что
познаваемость мира он трактует не
только как гносеологический факт,
но и как онтологический принцип,
восходящий к атрибуту мышления субстанции-природы.
Методология, гносеология и онтология
Спинозы сливаются в его
Панлогизм Спинозы
выражается в отождествлении связей
идеальных, логических, и связей материальных,
вещных. Это фундаментальное