Учение Спинозы. Детерминизм и свобода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:02, реферат

Краткое описание

Бенедикт (или евр. Барух) Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. в еврейской семье. Отец — Михаил де Спиноза был купцом, который мечтал видеть своего сына преемником в торговом деле. Годы молодости Барух проводит в еврейском религиозном училище, после окончания которого отец берет его в помощники. Однако любви к торговому делу у Спинозы-младшего нет, он занимается чем угодно, только не торговлей: изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма.

Оглавление

Биография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Цель философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теорема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Атрибут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Модусы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Детерминизм и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Теория познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Файлы: 1 файл

Реф. Учение Спинозы. Детерминизм и свобода.docx

— 28.58 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Биография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Цель философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Теорема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Атрибут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Модусы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Детерминизм и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7

Теория познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  12

 

 

Биография

Бенедикт (или евр. Барух) Спиноза  родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. в еврейской семье. Отец — Михаил де Спиноза был купцом, который  мечтал видеть своего сына преемником в торговом деле. Годы молодости  Барух проводит в еврейском религиозном  училище, после окончания которого отец берет его в помощники. Однако любви к торговому делу у Спинозы-младшего нет, он занимается чем угодно, только не торговлей: изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма.

 

Барух не живет жизнью еврейской  общины, и члены ее несколько раз  пытаются образумить его и вернуть  в общину, но он не слушается, и тогда  его даже грозятся убить. В конце  концов, 27 июля 1656 г. Спинозу отлучают от общины (Голландия была наиболее веротерпимой страной, где евреи  со всей Европы спасались от гонений).

 

Первый трактат Спинозы —  «О Боге, человеке и его счастье». Барух пишет анонимно «Богословско-политический трактат». Основной трактат Спинозы  — «Этика», который увидел свет в 1675 г. «Политический трактат» — одно из последних его произведений, который  Спиноза не успел закончить: 21 февраля 1677 г. он умирает. Кроме названных  работ, стоит отметить трактат «Об  усовершенствовании разума», в котором  Спиноза говорит о своих гносеологических воззрениях, и критическую работу «Основы философии Декарта».

 

Цель философии.

Цель философии, по Спинозе, — счастье. Вообще цель жизни — счастье, и  философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика является главным  разделом в любой философии, и  основную свою работу Спиноза назвал «Этикой».

Для того чтобы определить, что  такое счастье человека, нужно  ответить на вопрос: что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что  такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в  вопрос о субстанции. Поэтому и  начинается «Этика» Спинозы с  рассмотрения этих, казалось бы, далеких  от насущных проблем вопросов: что  такое субстанция? что такое природа? и т.д.

 

Согласно убежденности Спинозы, мир  познаваем, причем познаваться он может  как при помощи чувственных способов, так и при помощи разума. Отличие  этих двух способностей человеческого  познания в том, что идеи, доставляемые при помощи чувств, смутны и недостоверны. Они истинны, но их истинность ограничена, тем более что в силу смутности  идей человек не всегда может увидеть  ту долю истины, которая содержится в идеях, дающихся при помощи органов  чувств. Идеи же, которые даются при помощи разума, истинны и достоверны. Поэтому разум является основным орудием человека при достижении истины. Отсюда и упор Спинозы на рациональные доказательства.

 

Теоремы.

Вот ряд определений, с которых  Спиноза начинает свою «Этику». «Субстанция  есть то, что существует само в себе и представляется само через себя». «Причина самого себя есть то, сущность чего заключает в себе существование» (как и философия Декарта, философия  Спинозы корнями своими уходит в  средневековье). «Бог есть субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов».

 

Исходя из этих определений, Спиноза доказывает ряд теорем:

Первая гласит: не может быть двух или более субстанций одной и  той же природы с одним и  тем же атрибутом, поскольку субстанция представляется сама через себя и  потому всегда является причиной самой  себя. Другой вывод в отношении  субстанции гласит: одна субстанция не может производиться другой субстанцией.

 

Вследствие этого Спиноза доказывает, что природе субстанции присуще  существование, т.е. субстанция необходимо существует, не может не существовать. Спиноза доказывает это так: поскольку  субстанция есть причина самой себя, следовательно, субстанция-сущность заключает  в себе существование, а поскольку  субстанция не может производиться  другой субстанцией, то, следовательно, субстанция необходимо существует. Это  напоминает онтологическое доказательство бытия Бога.

 

Еще одно свойство субстанции, которое  выводит Спиноза: субстанция не может  быть конечной, она необходимо бесконечна. Субстанция одна, и если бы она была конечна, то было бы и еще кое-что  помимо субстанции. По этой же причине  субстанция не может быть и временной, поскольку, если субстанция ограничена во времени, то тогда она сменяет  в своем существовании что-либо другое — иначе мы должны предположить, что существуют две или три  субстанции (чего не может быть). Поэтому  субстанция вечна. Субстанция не изменяется, т.е. не развивается; она неделима.

 

В силу определения, что Бог есть субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, понятно, что все  высказывания Спинозы о субстанции относятся и к понятию о  Боге. То есть Бог, таким образом, есть Существо, необходимо существующее; Бог есть Существо, существующее вечно; Бог есть Существо простое; Бог один; Он неделим, бесконечен и т.д. Отсюда вытекает 14-я теорема Спинозы: кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляемой.

Вывод: существует только Бог и только одна субстанция.

 

Aтрибут

Что такое атрибут? Атрибут есть то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность, т.е. то, каким образом человек мыслит субстанцию; атрибут представляется существенным свойством субстанции — то есть атрибут является тем, без чего субстанция не может быть представлена. Модус есть состояние  субстанции. То есть субстанция всегда представляется нами не сама по себе, а  посредством различных атрибутов. В силу того, что субстанция одна, неделима и бесконечна, человеческий ум не может помыслить субстанцию иначе, чем посредством атрибутов.

 

По Спинозе в Боге существует бесконечное количество атрибутов, в Нем все атрибуты совпадают (поскольку Бог есть существо неделимое  и простое, в Нем нет никаких  различий и Он непротиворечив). Поэтому  в Боге, или в субстанции, все  атрибуты и все модусы совпадают.

 

Хотя атрибутов и бесконечное  множество, но Спиноза называет лишь два атрибута субстанции: протяженность  и мышление. По Спинозе, ни протяженность, ни мышление не могут быть субстанциями, ибо протяженность есть всегда протяженность  чего-то; субстанция не может представляться о чем-то еще, она есть причина  самой себя и, по определению, представляется сама через себя.

 

Доказывая какое-то положение, Спиноза  всегда ссылается на теорему или  определение. Так и здесь: он доказывает, что протяженность не может быть субстанцией, поскольку субстанция всегда представляется сама через себя, а протяженность представляется через какой-то другой носитель протяженности. То же самое и относительно мышления: оно не может быть субстанцией, поскольку  мышление есть всегда мышление о чем-то. Следовательно, протяженность и  мышление есть атрибуты субстанции, а  не сама субстанция.

 

Поскольку субстанция существует реально, то реально существуют и протяженность  и мышление. А поскольку в субстанции совпадают все атрибуты, то, соответственно, совпадают и атрибут мышления, и атрибут протяженности. Поэтому  и оказывается возможным при  помощи мышления постигать мир протяженных  вещей, и ряд идей совпадает с  рядом вещей. Отсюда возникает и  сама возможность познания мира. Таким  образом, Спиноза решает проблему, казавшуюся неразрешимой для многих философов: каким образом оказывается возможным  познать при помощи нематериального  разума материальный мир вещей, ведь подобное познается только подобным.

 

Поскольку протяженность совпадает  с мышлением, а протяженность  сама по себе есть тот мир, в котором  мы живем, называемый природой, то можно  сказать, что и протяженность  и мышление можно назвать природой. Поэтому Спиноза далее говорит как бы через запятую: Бог, или природа. Природа понимается Спинозой не только как ее материальная составляющая; природа существует постольку, поскольку совпадает и с мышлением и с Богом.

 

Модусы

Хотя Спиноза и называет всего  два атрибута (а их существует бесконечное  множество), то модусов существует действительно  бесконечное множество. Модус есть состояние субстанции, т.е. конкретная реальная вещь, как мы ее представляем и наблюдаем в мире. Модусы бывают простые и сложные. Простые модусы — это длина, ширина (то, что представляется само через себя).

 

Сложный модус — это, например, модус пространства (пространство состоит  из длины, ширины и др. составляющих). Один из видов модуса — тело; это  есть модус протяжения, а поскольку  субстанция существует реально и  протяженность как атрибут субстанции существует реально, то и тело как  модус протяженности также существует реально. Поэтому нет смысла сомневаться  в существовании чувственного мира, как это делали скептики или Декарт.

 

То есть Спиноза сначала доказал  возможность и необходимость  познания при помощи разума мира вещей, а потом доказывает существование  мира вещей, реальность существования  мира. Но поскольку протяженность  в Боге совпадает с мышлением (другим атрибутом Бога), то тело как  модус протяжения совпадает с  душой как модусом мышления. Душа, по мнению Спинозы, есть не что иное, как идея тела: человек мыслит свое тело и таким образом имеет  понятие о теле, и это есть его  душа. Но это еще не вся душа, потому что кроме такого понятия о  душе есть еще понятие о самосознающей душе. Это есть идея идеи тела, идея души.

 

Кроме конечных модусов, каковыми являются душа и тело и все многообразие вещей в мире, есть бесконечные  модусы. Их всего два. Один — движение и покой (бесконечный модус, относящийся  к атрибуту протяжения), а другой — бесконечный разум (модус, относящийся  к атрибуту мышления). Эти модусы являются бесконечными, поскольку нет  ни одной вещи, относящейся или  к протяжению, или к разуму, которая  не имела бы этих модусов. Нельзя представить  себе ни одну материальную вещь, которая  не находилась бы в состоянии движения или покоя.

 

С другой стороны, нельзя представить  себе ни одной мыслящей вещи, которая  не обладала бы мышлением, а все мыслящие вещи объединяются бесконечным разумом. Благодаря движению, этому бесконечному модусу, все в мире связано. Таким  образом, в мире господствует полный детерминизм (объективная закономерность и причинная обусловленность  всех явлений природы).

 

Модус бесконечного разума есть посредник  между бесконечным Божественным разумом, атрибутом мышления, и нашими конечными душами, конечными мышлениями. При помощи бесконечного разума все люди мыслят одинаково, а не так, что у каждого человека есть своя логика и свои законы мышления. Как любая материальная вещь находится в движении или в покое и это есть бесконечный модус, присущий всем материальным вещам, так и бесконечный разум присущ каждому индивидуальному разуму, каждой душе.

 

В силу этого каждая индивидуальная душа мыслит одинаково со всеми остальными душами. Этот модус бесконечного разума позволяет нам понимать друг друга, познавать мир и сознавать  самих себя как часть природы. Человек, по Спинозе, есть действительно  часть природы, а не ее венец или  центр вселенной. Он подчиняется  всем законам природы, а не диктует  их.

 

Согласно Спинозе, нет ни одного события в мире, которое происходило  бы случайно или своевольно. Причиной самой себя является только субстанция, только Бог, все остальное действует  постольку, поскольку причастно  субстанции и существует в субстанции, т.е. в Боге. Обычно из этого учения Спинозы о детерминизме выводят  и его учение о фатализме —  признании неизбежности того, что  все события в мире будут протекать  именно так, а не иначе, и неспособности  человека повлиять на эти события. Однако сам Спиноза, хотя и был детерминистом, все же стремился к опровержению фатализма и доказательству того, что человек есть существо свободное.

 

Здесь и возникает одна из основных сложностей философии Спинозы: каким  образом доказать и обосновать свободу  человека в рамках этого детерминизма (а детерминизм охватывает собою  все модусы, т.е. не только модус протяжения, но и модус мышления, что говорит  о том, что все события, протекающие  как в материальном, так и в  духовном мире, как среди вещей, так  и среди мыслей, обусловлены единственно Богом: ни одна наша мысль, ни одно наше представление, ни одна наша идея не имеют причины в самой себе или в другой идее; все мысли, представления и идеи восходят к субстанции, т.е. к Богу).

 

Детерминизм и свобода

Анализу человеческой свободы Спиноза  посвящает две последние главы  своей «Этики». И если 4-я глава  называется «О человеческом рабстве, или  «О силах аффектов», то 5-я глава  называется «О могуществе разума», или «О человеческой свободе». Рассмотрим, каким образом Спиноза совмещает представление о детерминизме, о человеческом рабстве, с уверенностью в человеческой свободе.

 

Во-первых, Спиноза дает определение  того, что такое свобода: свобода  есть то, что само определяет себя к  действию или действует в соответствии с необходимостью только своей собственной  природы. То есть свобода противопоставляется  не необходимости, а принуждению. Свободным  является тот, кто сам определяет себя в своем собственном действии. Поэтому понятно, что свободным в собственном смысле является только Бог. Только Бог, или субстанция, является причиной самой себя; только Бог сам определяет Себя к действию и действует в соответствии с необходимостью только своей собственной природы.

 

Информация о работе Учение Спинозы. Детерминизм и свобода