Учение Спинозы о субстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:34, доклад

Краткое описание

Гносеологическое первенство идеи актуальной бесконечности с необходимостью означает в силу панлогизма Спинозы и первенство Бога как последней основы бытия и истинности. Существование Бога с этой точки зрения более необходимо, чем существование самого многообразного мира. «Или ничего не существует, или существует также и Существо, абсолютно бесконечное». «Бог… - первая причина всех вещей, а также причина самого себя – познается из самого себя».

Оглавление

1. Натурализм спинозовского пантеизма.
Бог-субстанция-природа.

2. Субстанция и единичные вещи.
Ее модусы и атрибуты.

3. Протяженно-телесный атрибут субстанции.

4. Электронные ресурсы

Файлы: 1 файл

Учение спинозы о субстанции.docx

— 26.42 Кб (Скачать)

Это убеждение выражено в метафизике Спинозы также понятием бесконечного интеллекта (intellectus infinitus). Его определяющее свойство – познавать  всегда все ясно и отчетливо. Бесконечный  интеллект представляет собой онтологизацию  высшей интуитивно-дедуктивной способности  и деятельности человеческого духа. Такой разум Спиноза относит  к сфере порожденной, произведенной  природы, следовательно, к миру модусов, то есть в данном случае – к миру конечных человеческих духов. Но это  особый, бесконечный модус, которому отведена роль своего рода связующего звена между атрибутом мышления и конкретным мышлением любого человека. Его можно понимать и как совокупность всех идей, развертывающихся в природе  параллельно детерминирующимся  вещам.    

Понятия атрибута мышления и зависящего от него бесконечного разума, в котором от века реализована  познаваемость мира, можно считать, доводят до предела интеллектуализирующую  сторону и перечеркивают мистифицирующую  функцию понятия Бога. Она, так  сказать, вынесена за скобки в утверждении  о бесчисленности атрибутов Бога-субстанции-природы. Исконная мистифицирующая функция  понятия Бога фактически не играет никакой роли в познании реального  мира. Когда несведущие люди ссылаются  здесь на Бога, он выступает лишь убежищем незнания (asylum ignorantiae). Поднимаясь от чувственно-абстрактного познания к интуитивно-дедуктивному, мы полностью  вырываемся из этого убежища. 
 

3. Протяженно-телесный  атрибут субстанции.     

По примеру Декарта  Спиноза отождествлял материальность с протяженностью, пространством. Он тоже представлял его как континуум  и должен был объяснить, каким  образом этот континуум порождает  бесчисленные конкретные конфигурации тел, найти то общее начало, посредством  которого осуществляется индивидуация бесконечно-пространственной субстанции в конкретно-пространственные модусы ее. Таким началом индивидуации являются движение и покой, ибо различие тел  в качестве модусов протяженности  происходит только вследствие изменения  пропорции движения и покоя. Покой  здесь уравнен с движением. Поскольку  же ими обладают все предметы «порожденной природы», движение и покой трактуются как другой бесконечный модус, являющийся онтологическим посредствующим звеном между протяженностью как атрибутом  субстанции и миром конкретных телесных вещей. Следовательно, движение исключено  из числа атрибутов субстанции. В  учении о протяженно-телесной атрибуте Спиноза – механицист, фактически не отличающийся от Декарта. 

                4Электронный ресурсы

1. Интернет. Сайты: http://www.referat.ru/referats/view/13840 
 
 
 
 
 

                   Министерство здравоохранения и социального развития РФ

                    ГОУ ВПО

            Пятигорская Государственная  Фармацевтическая  академия 
 
 
 
 

                              Доклад по философии

     Тема: Учение Б. Спинозы  о субстанции 
 

                           

                                           

                                                  Выполнила: студентка 120 группы                               

                       Тонян Эмма

                                        Проверил: Шпунтов В.И.

Информация о работе Учение Спинозы о субстанции