Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:10, реферат
Бенедикт(Барух )Спиноза родился 24 ноября 1632 г. в Амстердаме, умер 21 февраля 1677 г. От туберкулеза в Гааге. Во время и жизни и даже после его обвиняли в безнравственности, будучи евреем, он был отлучен от еврейской церкви, но недолюбливали его и христиане. Вся его философия пропитана идей Бога, но он был осужден в атеизме.
Аналитическая работа
Б.Спиноза «Этикет»
Группа:Э-121
2011г.
Бенедикт(Барух )Спиноза родился 24 ноября 1632 г. в Амстердаме, умер 21 февраля 1677 г. От туберкулеза в Гааге. Во время и жизни и даже после его обвиняли в безнравственности, будучи евреем, он был отлучен от еврейской церкви, но недолюбливали его и христиане. Вся его философия пропитана идей Бога, но он был осужден в атеизме.
Ему принадлежат такие работы как:
Большинство работ не были опубликованы во время жизни Спинозы.
«Этика» представляет собой труд, содержащий все положение философии Спинозы только в систематизированном порядке. Он исследует первоначалом природы реальности, мира, бытия, Бога и человека, затрагивает тему психологии и, конечно же, этику.
Произведение написано в геометрическом порядке, т.е. определения формулируют аксиомы, они в свою очередь выводят теоремы. Из теорем следуют королларии и схолии, каждые имеют собственные доказательства, следующие из определений и аксиом.
Работа раскрывает понятие души, разума, тела, чувств, поднимая проблему этических и моральных норм.
Существует только одна субстанция - и это Бог, который бесконечен. Вопреки христианству, Спиноза считает, что душа не вечна, не бессмертна, но следует стремиться к единству с божественным Существом.
Сама по себе субстанция неделима, а то, что делимо, является частью субстанции (человек, неодушевленные предметы, животные). Все стремиться к существованию и сохранять себя до бесконечности, пока не сталкивается с препятствием, превосходящим по силе.
Спиноза утверждает, что субстанции неограниченны и неповторимы, они не могут породить другую субстанцию из себя - это еще раз подтверждает, что субстанция Бога единственна. Невозможно, чтобы что-то происходило само по себе, случайностей не существует, все зависит от природы Бога, события не могут быть иными от тех, которые есть (т.33). Понятие греха, в принципе, нет, если рассматривать все, как часть целого.
Такие понятия, как атрибуты и модусы, помогают раскрыть связь между Богом и остальным миром, как материального, так и духовного. Нужно заметить, что атрибуты совершенно независимы, они не могут влиять друг на друга,но они могут согласоваться. Человек не может познать все, лишь частично, в чем ему помогают важные атрибуты мышление и протяженность. Человек стремиться найти конец всему, что невозможно.
Мышление – вещь, природа создающая и природа созданная (чувства и разум). По Спинозе все обладает разумом, не только живое. Отдельные мысли и отдельные тела являются модусами (способ существования)
Протяженность - физическая характеристика вещей.
Два этих атрибута составляют душу и тело человека, они составляют бытие человека. Тело изменяется из-за внешних факторов, либо из-за внутренних причин, душа меняется вместе с телом, и наоборот, происходит взаимодействие двух объектов.
Спиноза отрицает свободу воли: «Свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают». Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, Творец. Желание жить в соответствии с порядком и связью вещей и есть любовь к Богу, приносящее человеку спасение, или человеческую меру свободы. Добродетель – состояние свободы.
Спиноза старается показать, что у всех счастий и несчастий есть своя причина. Важно упомянуть понятия «внешняя» и «внутренняя помощь Бога». Равновесие между внутренним и внешним, окружающим миром человека и развитое самосознание.
В «Этике» Спиноза раскрывает эмоции (психологически), как силы, выходящие из трех аффектов (эмоций): удовольствия (радости), неудовольствия и желания. «Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.»1
1. Соловьев В.С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы). – Вопросы
философии и психологии, кн. 38, 1897
Человеку следует уметь радоваться и наслаждаться жизнью, так считает Спиноза, вместо подготовки к загробной жизни, раскаянии в грехах, печали и чувстве вины – это главная философия. Человек должен понять человеческую природу, должен сосуществовать с ней, уметь управлять. Мудрость состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
Когда человек реализует свое существование в большей степени, он испытывает радость. А когда наоборот уменьшает свою способность к существованию, он ощущает печаль, подталкивает на реализацию существование-желание.
Три аффекта проявляются в формах любви и ненависти. "Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью"
Но высшей
точкой является счастье, когда человек
доволен собой в крайней
Исключением являются аффекты, которые являются «страстями» - аффекты, при которых мы пассивны, полагаемся на внешние аспекты. "Аффект, являющийся страстью, перестает быть ею, как только мы образуем ясную и отчетливую идею его"
"Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты"
Все события связаны с Богом, т.к. все является частью Бога. Чем ближе наши действия к идее Бога тем быстрее наша душа становится ближе к этой идее.
Спиноза продолжает рационализм Декарта, но следует отметить главные отличия позиций этих двух философов. Для обоих, разум – одна из важнейших основ, цель бытия – познание природы.
Однако Декарт верит в сосуществование нескольких субстанция, а у Спинозы она единственна в своем роде. Философская система Декарта начинается с «Я», у Спинозы с объективного мира.
Работа сложна для чтения, т.к. все доказывается кратко или раскрыто, дедуктивным способом . Возможно, потому что я не могу полностью принять идею Спинозы: факты не подтверждены наглядно, только в мыслях.
Но цель «Этики» - это попытка помочь человеку найти верное направление для существования, согласование желаний и стремление к радости.
В чем я точно могу разделить позицию автора, так это в том, что бессмысленно бояться смерти. Мы никак не можем избежать ее, никак не можем стать бессмертными. Разве есть смысл, всю жизнь мучится в страхе о ее приходе, эти мысли порабощают разум. «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти» - Спиноза абсолютно прав, к этому следует стремиться.