Бенедикт Спиноза «Этикет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Бенедикт(Барух )Спиноза родился 24 ноября 1632 г. в Амстердаме, умер 21 февраля 1677 г. От туберкулеза в Гааге. Во время и жизни и даже после его обвиняли в безнравственности, будучи евреем, он был отлучен от еврейской церкви, но недолюбливали его и христиане. Вся его философия пропитана идей Бога, но он был осужден в атеизме.

Файлы: 1 файл

Аналитическая работа.docx

— 21.39 Кб (Скачать)

Бенедикт  Спиноза «Этикет»

Аналитическая работа

Б.Спиноза  «Этикет»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Тян Ольга

Группа:Э-121

2011г.

 

 

 

 

 

 

 

Бенедикт(Барух )Спиноза родился  24 ноября 1632 г. в Амстердаме, умер 21 февраля 1677 г. От туберкулеза в Гааге. Во время и жизни и даже после его обвиняли в безнравственности, будучи евреем, он был отлучен от еврейской церкви, но недолюбливали его и христиане. Вся его философия пропитана идей Бога, но он был осужден в атеизме.

Ему принадлежат такие работы как:

  • Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье
  • Трактат об усовершенствовании разума
  • Основы философии Декарта
  • Метафизические размышления
  • Теолого-политический трактат
  • Этика

Большинство работ не были опубликованы во время жизни Спинозы.

«Этика» представляет собой труд, содержащий все положение философии  Спинозы только в систематизированном  порядке. Он  исследует первоначалом природы реальности, мира, бытия, Бога и человека, затрагивает тему психологии и, конечно же, этику.

Произведение написано в геометрическом порядке, т.е. определения формулируют  аксиомы, они в свою очередь выводят  теоремы. Из теорем следуют королларии и схолии, каждые имеют собственные  доказательства, следующие из  определений  и аксиом.

Работа раскрывает понятие души, разума, тела, чувств, поднимая проблему этических и моральных норм.

Существует только одна субстанция - и это Бог, который бесконечен. Вопреки христианству, Спиноза считает, что душа не вечна, не бессмертна, но следует стремиться к единству с божественным Существом.

Сама по себе субстанция неделима, а то, что делимо, является частью субстанции (человек, неодушевленные предметы, животные). Все стремиться к существованию и сохранять себя до бесконечности, пока не сталкивается с препятствием, превосходящим по силе.

Спиноза утверждает, что субстанции неограниченны и неповторимы, они  не могут породить другую субстанцию из себя - это еще раз подтверждает, что субстанция Бога единственна. Невозможно, чтобы что-то происходило само по себе, случайностей не существует, все зависит от природы Бога, события не могут быть иными от тех, которые есть (т.33). Понятие греха, в принципе, нет, если рассматривать все, как  часть целого.

Такие понятия, как атрибуты и модусы, помогают раскрыть связь между Богом  и остальным миром, как материального, так и духовного. Нужно заметить, что атрибуты совершенно независимы, они не могут влиять друг на друга,но они могут согласоваться. Человек не может познать все, лишь частично, в чем ему помогают важные атрибуты мышление и протяженность. Человек стремиться найти конец всему, что невозможно.

Мышление – вещь, природа создающая  и природа созданная (чувства  и разум). По Спинозе все обладает разумом, не только живое. Отдельные мысли и отдельные тела являются модусами (способ существования)

Протяженность - физическая характеристика вещей.

Два этих атрибута составляют душу и  тело человека, они составляют бытие человека. Тело изменяется из-за внешних факторов, либо из-за внутренних причин, душа меняется вместе с телом, и наоборот, происходит взаимодействие двух объектов.

Спиноза отрицает свободу  воли: «Свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают». Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, Творец. Желание жить в соответствии с порядком и связью вещей и есть любовь к Богу, приносящее человеку спасение, или человеческую меру свободы. Добродетель – состояние свободы.


Спиноза старается показать, что у всех счастий и несчастий есть своя причина. Важно упомянуть понятия «внешняя» и «внутренняя помощь Бога». Равновесие между внутренним и внешним, окружающим миром человека и развитое самосознание.

В «Этике» Спиноза раскрывает эмоции (психологически), как силы, выходящие из трех аффектов (эмоций): удовольствия (радости), неудовольствия и желания. «Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.»1

1. Соловьев В.С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы). – Вопросы философии и психологии, кн. 38, 1897 

 

Человеку  следует уметь радоваться и наслаждаться жизнью, так считает Спиноза, вместо подготовки к загробной жизни, раскаянии  в грехах, печали и чувстве вины – это главная философия. Человек  должен понять человеческую природу, должен сосуществовать с ней, уметь управлять. Мудрость состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Когда человек  реализует свое существование в  большей степени, он испытывает радость. А когда наоборот уменьшает свою способность к существованию, он ощущает печаль, подталкивает на реализацию существование-желание.

Три аффекта  проявляются в формах любви и  ненависти. "Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью"

Но высшей точкой является счастье, когда человек  доволен собой в крайней стадии, которая дает силы на существование.

Исключением являются аффекты, которые  являются «страстями» - аффекты, при которых мы пассивны, полагаемся на внешние аспекты. "Аффект, являющийся страстью, перестает быть ею, как только мы образуем ясную и отчетливую идею его"

"Познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога, и тем больше, чем больше он познает себя и свои аффекты"

Все события связаны с  Богом, т.к. все является частью Бога. Чем ближе наши действия к идее Бога тем быстрее наша душа становится ближе к этой идее.

Спиноза продолжает рационализм Декарта, но следует отметить главные отличия  позиций этих двух философов. Для  обоих, разум – одна из важнейших  основ, цель бытия – познание природы.

Однако Декарт верит в сосуществование  нескольких субстанция, а у Спинозы  она единственна в своем роде. Философская система Декарта  начинается с «Я», у Спинозы с  объективного мира.

Работа сложна для чтения, т.к. все  доказывается кратко или раскрыто, дедуктивным способом . Возможно, потому что я не могу полностью принять  идею Спинозы: факты не подтверждены наглядно, только в мыслях.

Но цель «Этики» - это попытка  помочь человеку найти верное направление  для существования, согласование желаний  и стремление к радости.

В чем я точно могу разделить  позицию автора, так это в том, что бессмысленно бояться смерти. Мы никак не можем избежать ее, никак  не можем стать бессмертными. Разве  есть смысл, всю жизнь мучится  в страхе о ее приходе, эти мысли порабощают разум. «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти» - Спиноза абсолютно прав, к этому следует стремиться.


Информация о работе Бенедикт Спиноза «Этикет»