Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:58, реферат
Спиноза - самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.
БУРЯТСКИЙ
ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И
ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
Реферат
по дисциплине «Основы философии»
Тема: Бенедикт
Спиноза
Улан-Удэ- 2010
Введение
Спиноза
- самый благородный и
Основное
положение его метафизики состоит
в том, что есть только одна субстанция
– Бог или природа, атрибутами
которой являются мышление и протяжение.
Субстанция и ее атрибуты бесконечны
и существуют с необходимостью, а
все конечные вещи представляют собой
лишь модусы или акциденции субстанции
– ее случайные, преходящие состояния,
без следа исчезающие в субстанции.
Бенедикт Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился в Амстердаме в 1632 г. в состоятельной семье испанских евреев (вынужденных скрываться от преследований инквизиции и принять христианство, втайне сохраняя верность своей прежней вере). Семья переехала из Португалии в Голландию, чтобы укрыться (евреев и мавров, вынужденных отречься от своей веры, в Испании называли презрительным словом "марраны"). В школе еврейской общины в Амстердаме Спиноза выучил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом.
Между 1652 и 1656 гг. он посещал школу Франциска ван ден Эндена (ученого католической формации, ставшего позднее независимым мыслителем), изучал латинский язык и науки. Знание латыни открыло мир классики (а среди них Цицерона и Сенеку), Возрождения и современных философов, в особенности Декарта, Бэкона и Гоббса.
По
мере того как складывалось мышление
Спинозы, все отчетливее становилось
его неприятие принципов
В 1656 г. Спиноза отлучен от синагоги, проклят и изгнан из общины, друзья-евреи и родственники покинули его. Сестра оспаривала право на отцовское наследство. В судебном процессе он выиграл дело, однако наследства не принял, поскольку возбудил тяжбу только ради защиты права как такового, а не из-за имущества.
После изгнания из общины Спиноза нашел приют в небольшой деревне в окрестностях Амстердама, где сочинил "Апологию" в защиту собственной позиции. Позднее он перебрался в Рейнсбург вблизи Лейдена, оттуда - в Ворбург, в окрестностях Гааги, где жил в меблированных комнатах, а с 1670 г. поселился в Гааге в доме художника Ван дер Спика.
Как
и на какие средства жил Спиноза?
Он научился шлифовать оптические стекла,
и доходы от этой работы покрывали
большую часть его
Отлучение от синагоги, имевшее юридические и социальные последствия, изолировало его от евреев, но не отделило от христиан (к вере которых тем не менее Спиноза не примкнул). Он был принят в среде христиан, склонных к открытости и религиозной терпимости. Спиноза познакомился с такими влиятельными лицами, как братья де Витт (они возглавляли демократическую партию), Гюйгенс, - ему покровительствовавшими, другими образованными и прославленными людьми.
В 1673 г. философу предложили занять университетскую кафедру в Гейдельберге, однако он вежливо, но твердо отказался, опасаясь, что официальный пост университетского профессора ограничит его свободу как мыслителя.
Он
умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте
44 лет.
Первое сочинение Спинозы - "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье", написанный, скорее всего, в 1660 г. (он оставался неизданным до прошлого века). К 1661(1662) г. относится "Трактат об усовершенствовании разума". Шедевр, ставший итогом всей жизни, - "Этика", начат примерно в 1661 г. - опубликован после смерти Спинозы в 1677 г. вместе с "Трактатом об усовершенствовании разума", "Политическим трактатом" и "Перепиской".
Единственным сочинением, опубликованным при жизни Спинозы под его собственным именем, были "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением "Метафизических размышлений" (1663г.)
"Богословско-политический
трактат" и "Политический трактат".
Первый является любопытной комбинацией
критики Библии и политической теории;
последний связан только с политической
теорией. В критике Библии Спиноза частично
предвосхищает современные взгляды, в
частности определяя более поздние даты
различных книг Ветхого завета по сравнению
со сроками, указанными легендой.
Основное положение его метафизики состоит в том, что есть только одна субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и существуют с необходимостью, а все конечные вещи представляют собой лишь модусы или акциденции субстанции – ее случайные, преходящие состояния, без следа исчезающие в субстанции.
Спиноза начинает изложение своей философии с определения субстанции как causa sui (лат.) – причины себя самой. «Под причиной себя самой я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, что по своей природе не может мыслиться иначе, чем существующим» (Спиноза Б. Этика//Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. М., 1957. С.361). Это определение причины разрушает обычное представление о причине как чем-то отличном от действия.Causa sui есть такая действующая причина, которая, действуя, производит не что-то иное, а только себя саму и именно поэтому не может быть и мыслиться несуществующей. Это и есть субстанция. Она существует исключительно благодаря себе самой и может быть понята только из себя самой, а не из других вещей. Следуя за Декартом, Спиноза говорит только о двух атрибутах субстанции – протяженности и мышлении.
Конечные, преходящие состояния бесконечной, вечной субстанции Спиноза именует модусами: «Под модусом я разумею состояние субстанции, т.е. то, что существует в ином и постигается через это иное» (Там же). Эти единичные модификации существуют, стало быть, не сами по себе, а лишь благодаря субстанции. Поэтому они и не могут быть познаны сами по себе, а только через всеобщее понятие субстанции и ее особенные атрибуты, мышление и протяженность.
Политическая
теория Спинозы в основном идет от
Гоббса, несмотря на огромную разницу
в характере этих людей. Он считает,
что в естественном состоянии
не существует правильного и неправильного,
так как неправильное заключается в неповиновении
закону. Он считает, что суверен не может
поступать неправильно, и согласен с Гоббсом,
что церковь должна быть полностью подчинена
государству. Он против всякого восстания,
даже направленного против плохого правительства,
и приводит примеры бедствий в Англии
в доказательство вреда, который происходит
от насильственного сопротивления властям.
Но он не согласен с той мыслью Гоббса,
что монархия является наиболее естественной
формой правления. Он не согласен также
и с тем, что подданные должны жертвовать
всеми своими правами в пользу правителя.
В частности, он считает важной свободу
мнений.
В своей работе "Этика" Спиноза рассматривает три отдельных вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Спиноза в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу.
Метафизическая система Спинозы принадлежит к типу, начало которому положил Парменид. Существует только одна субстанция:"Бог или природа", - и ничто, что ограничено, не является самосуществующим. Мышление и протяженность были атрибутами Бога. Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Это ведет к трудностям в отношении греха, на что не замедлили указать критики. Один из них, отмечая, что, согласно Спинозе, все идет от Бога и поэтому является благом, негодующе спрашивает: было ли благом то, что Нерон убил свою мать? Было ли благом то, что Адам съел яблоко? Спиноза отвечал, что то, что было положительным в этих действиях, было благом, и только то, что было отрицательным, было злом; но отрицательное существует только с точки зрения конечных созданий. В Боге же, кто единственно полностью реален, нет отрицательного, и поэтому зла, которым нам кажутся грехи, не существует, когда их рассматривают как часть целого.
Это
учение, хотя оно в той или иной
форме поддерживалось большинством
мистиков, очевидно, не может совпасть
с официальным церковным
"Этика"
излагается в стиле геометрии
Евклида, с определениями,
За
метафизическим обсуждением природы
и происхождения ума следует
теория аффектов Спинозы, которая приводит
к удивительной теореме о том,
что "человеческий ум имеет адекватное
познание вечной и бесконечной сущности
Бога". Но страсти, которые обсуждаются
в третьей части "Этики", отвлекают
нас и мешают нашему интеллектуальному
видению целого. Нам сообщается,
что "всякая вещь, насколько она
является сама собой, стремится пребывать
в своем существовании (бытии)".
Отсюда возникают любовь, ненависть
и борьба. Психология в части третьей
целиком эгоистична: "Кто увидит,
что то, что он ненавидит, уничтожается,
будет чувствовать
Аффекты.
Учение об эмоциях, или аффектах, играет
для самого Спинозы первостепенную роль
в философии (доказать способность разума
сопротивляться аффектам — основная задача
«Этики»). Аффектом называется как состояние
человеческой души, имеющей смутные или
неясные идеи, так и связанное с этим состояние
человеческого тела. Основных аффектов,
переживаемых человеком, три: удовольствие,
неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув
от тех или иных причин, могут слагаться
друг с другом многочисленными способами,
образуя все новые и новые разновидности
аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается
не только природой того или иного объекта,
но и природой самого человека. Власть
аффектов над людьми увеличивается вследствие
всеобщего предрассудка, будто люди свободно
владеют своими страстями и могут в любой
момент от них избавиться. Аффекты-страсти
могут заполнять все сознание человека,
упорно преследовать его, вплоть до того,
что находящийся под их воздействием человек,
даже видя перед собой лучшее, будет вынужден
следовать худшему. Бессилие человека
в борьбе со своими страстями Спиноза
называет рабством.