Влияние деловой этики компании на эффективность ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Этика и мораль относятся к категории философских, а не экономических понятий. Однако попытки увязать морально-этические критерии и деловую практику предпринимаются постоянно. Международный Институт Деловой Этики (International Business Ethics Institute) сформулировал четыре сферы, в которых должны действовать компании, дабы упрочить свою репутацию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Цели…………………………………………………………………………
Актуальность вопросов деловой этики для российских компаний и ее влияние на эффективность деятельности…………………………………
Задачи………………………………………………………………………
Глава.1. Деловая этика. Универсальные принципы……………………………

1.1Определения……………………………………………………………………..

1.2. Этические традиции предпринимательства в России…………………

1.3. Российские факторы, влияющие на внедрение этики в деловую среду…...

1.4.Универсальные принципы деловой этики……………………………………

1.4.1. Всеобщие (основополагающие) этические принципы делового поведения……………………………………………………………………….

1.4.2. Международные этические принципы бизнеса………………………...

1.4.3. Честность, порядочность и надежность………………………………..

1.4.4. Уважение прав собственности………………………………………….

1.4.5. Коллегиальность…………………………………………………………

1.4.6. Критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность……...

1.4.7. Экологический принцип………………………………………………...

1.4.8. Гедонистический принцип……………………………………………...

1.4.9. Благотворительность…………………………………………………….

1.4.10. Корпоративная социальная ответственность…………………………

1.4.11. Профессионализм, компетентность и информированность…………

1.4.12. Информированное согласие…………………………………………...

1.4.13. Раскрытие информации………………………………………………

1.4.14. Конфиденциальность и профессиональная тайна……………………

1.4.15. Действия при конфликте интересов…………………………………..

1.4.16. Защита и надлежащее использование активов корпорации……….

1.4.17. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона иных правовых норм…………………………………………………………

1.4.18. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном

поведении в руководящие органы компании или в государственные органы…………………………………………………………………………...

1.4.19. Борьба с коррупцией…………………………………………………...

1.4.19.1.Прозрачность (трансперность)…………………………….

1.4.19.2.Борьба с правонарушениями против интересов службы в коммерческих организациях……………………………………...

1.5. Вывод………………………………………………………………………….

Глава.2. Понятие эффективности работы предприятия и методы ее оценки…..

2.1.Определение……………………………………………………………………

2.2.Оценка эффективности работы предприятия………………………………..

2.2.1Рентабельность инвестиций. Методика расчета. Преимущества и недостатки………………………………………………………………………

2.2.2.Остаточный доход. Методика расчета. Преимущества и недостатки.

2.2.3.Экономическая добавленная стоимость. Методика расчета. Преимущества и недостатки…………………………………………………..

2.2.4.Рыночная стоимость. Методика расчета. Преимущества и недостатки………………………………………………………………………

2.2.5. Некоторые замечания……………………………………………………

2.3. Вывод…………………………………………………………………………

Глава.3. Влияние деловой этики на эффективность деятельности предприятия………………………………………………………………………..

3.1.Два подхода к пониманию социальной ответственности и деловой этики в целом………………………………………………………………………………..

3.2. Статистические денные……………………………………………………….

3.3. Влияние деловой этики на стоимость компании…………………………….

3.4.Вывод…………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

К основным преимуществам использования показателя экономической добавленной стоимости  можно отнести то, что этот показатель, как и RОI, учитывает стоимость  инвестированного капитала. Помимо этого  при расчете EVA необходимо учитывать те активы, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет оценить эффективность использования новых технологий, патентов, лицензий, ноу-хау и т. д., то есть учитывает большее количество факторов, влияющих на эффективность работ подразделения. К недостаткам использования этого показателя на практике можно отнести необходимость расчета двух различных показателей для целей мотивации менеджеров и для оценки эффективности работы подразделения, что значительно повысит трудоемкость расчетов. В первом случае из расчета показателя EVA следует исключить те активы, которыми менеджмент не может управлять в силу определенных полномочий.

2.2.4.Рыночная стоимость. Методика расчета. Преимущества и недостатки. Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (market value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности компании со стороны акционеров.

При определении  стоимости компании, как правило, используется два основных подхода:

  • Рыночная стоимость определяется как произведение акций компании на их справедливую рыночную цену, за которую участники фондового рынка готовы приобрести эти акции.
  • Стоимость компании исчисляется на основании денежных потоков, которые, по прогнозам экспертов, она способна генерировать на протяжении длительного времени.

Основной  и наиболее существенный недостаток показателя рыночной стоимости компании - большое количество допущений и  прогнозов, которые приходится использовать при его расчете. Вместе с тем  этот показатель позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия. 

2.2.5. Некоторые замечания.

Для того чтобы достоверно и надежно оценить результаты деятельности компании, необходимо учесть следующие важные особенности использования различных финансовых показателей, а именно:

1) многие  финансовые коэффициенты и показатели  не позволяют получить полную  достоверную картину финансового  состояния предприятия. К примеру,  в одной из крупных розничных  компаний решение по ассортименту товаров принималось на основании показателя рентабельности отдельных видов продукции. Иными словами, предпочтение отдавали товарам, обладающим большей рентабельностью по сравнению с остальными. С момента создания компания специализировалась на розничной продаже продуктов питания. В дальнейшем было принято решение об увеличение доли "посуды" в товарном ассортименте, так как этот вид товаров обладал большей рентабельностью. Через полгода предприятие столкнулось с тем, что прибыль компании стала сокращаться. Анализ сложившейся ситуации показал, что не был учтен показатель оборачиваемости "посуды", который был в несколько раз ниже, чем у продуктов питания;

2) в  расчете отдельных показателей  применяется историческая стоимость  различных активов и пассивов, тогда как реальные условия ведения бизнеса требуют использования справедливых рыночных цен. Типичная ситуация, когда компания создает амортизационный фонд основных средств исходя из стоимости приобретения (исторической стоимости) зданий и оборудования. Если не делать необходимые корректировки для начисляемых сумм амортизации, очевидно, что сформированного фонда амортизации не хватит на модернизацию парка машин и оборудования, так как стоимость последних под действием инфляции значительно увеличилась. Следует также отметить, что использование для оценки результативности работы компании только финансовых показателей не позволит заранее диагностировать многие проблемы, к примеру снижение качества выпускаемой продукции, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления персоналом. В заключение отмечу, что перечисленные показатели, применяемые для оценки эффективности, могут с успехом применяться при разработке системы сбалансированных показателей - перспективы "Финансы". Но для того чтобы иметь возможность интерпретировать полученные расчетные значения показателей, крайне важно понимать, какая информация послужила основой для расчета.

2.3. Вывод.

В данной главе рассматривались различные методы вычисления производственной эффективности, и не случайно. Ведь  понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждый предприниматель крайне заинтересован в эффективном ведении хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования. 

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности.  
Основной целью оценки эффективности деятельности предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.

Глава.3.Влияние  деловой этики  на эффективность  деятельности предприятия.

3.1.Два  подхода к пониманию  социальной ответственности  и деловой этики в целом.

Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и деловой этики :

Традиционный  (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры. участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.

Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором  социологии, признанным «гуру» менеджмента  Питером Друкером. Сущность этого  подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.

Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.

Сторонники  традиционного подхода выдвигают  аргументы против широкой социальной ответственности, а соответственно и деловой этики вцелом:

  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.

В то же время, преследуя только экономические  цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:

  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.

Таким образом, организация вовлечена  в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в  вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов за социальную ответственность, использование всех принципов деловой этики:

  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.

3.2. Статистические денные.

Репутация компании и ее руководителей играет огромную роль в современном бизнесе. Более того, существует четкая зависимость: чем лучше репутация той или  иной фирмы, тем более успешно  идут у нее дела. Многие крупные бизнесмены понимают, что придерживаться этических норм крайне важно для бизнеса, что верное с этической точки зрения решение одновременно оказывается и наиболее правильным с коммерческой точки зрения. Джон Коттер (John Kotter) и Джеймс Хескетт (James Heskett), профессора бизнес-школы Гарвардского Университета (Harvard Business School), авторы книги «Корпоративная культура и коэффициент полезного действия» (Corporate Culture and Performance) проанализировали результаты, которые демонстрировали компании с различными традициями в бизнес-этике. Исследование показало, что за 11 лет «высокоморальные» фирмы повысили свой доход на 682%, а «обычные» — на 166%. «Высокоморальные» фирмы увеличили численность своих сотрудников на 282%, а их не столь этичные конкуренты — на 36%, стоимость их акций на бирже выросла на 901% (соответственно, 74%), а чистый доход увеличился на 756% (1%). Таким образом, считается доказанным наличие четкой связи между моралью и бизнесом — чем честнее и порядочней ведет себя компания и ее руководители, тем лучшие результаты она демонстрирует.

Информация о работе Влияние деловой этики компании на эффективность ее деятельности