Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:10, контрольная работа
В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.
Введение----------------------------------------------------------------2
Многообразие форм эстетической деятельности------------3
Эстетика в правоохранительной деятельности---------------8
Список литературы--------------------------------------------------18
Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.
Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По массовости и силе эстетического воздействия он превосходит даже телевидение. Ведь чтобы стать телезрителем, необходимо обладать телевизором и иметь досуг. А чтобы испытывать воздействие дизайна, достаточно быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи и обойтись без мебели, посуды, средств транспорта, создаваемых дизайном. Форма ложки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности.
Дизайн — это эстетический и научно-технический
уровень общества, воплощенный в товарах
широкого потребления и орудиях труда;
это секреты производства (технология
создания продукта в промышленном масштабе),
воплощенные в эстетически совершенной
и удобной вещи; это массовая коммуникация
внутри общества, объединяющая людей индустриально-эстетическими
продуктами потребления, единой стилистикой,
единым образом жизни. Дизайн связывает
в единый узел духовную и материальную,
научно-техническую и технологическую,
гуманитарную и индустриальную культуру.
Он — фокус их пересечения. Тем самым он
обеспечивает культурную целостность
современной цивилизации.
ЭСТЕТИКА
В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством. Советский военачальник М.В. Фрунзе, отмечал «армия с устойчивой моралью будет армией непобедимой». Его слова мог бы поддержать Ганнибал столкнувшийся с тем, что в течение одного месяца, в Капуе, его войско занимаясь грабежами, разбоями и увеселениями морально разложилось превратившись в вооруженный сброд, что предопределило победу римлян. Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъекта культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слон, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенны» требованиям и нормам. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в яичных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась. Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Правда, верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили и тот факт, что многие из них на деле показали свою высокую нравственную культуру, свои прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества самое дорогое - свою жизнь. В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок, С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура - это духовный потенциал личности в действии.
В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности. Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств. Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны, и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль. Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь. Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы. Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в отношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действительное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпимость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время. Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной деформации сотрудника. Выделяются качества, характеризующее культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может простить рабочему, студенту, продавцу, представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах. Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически- не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме, и по способу связи между людьми.
Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного гражданина она превратится в преступника. То же относится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобладать негативные нравственные ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных установок. В конечном счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»). Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально - нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами - показателями морально-психологического климата в служебного коллективе: · скрытая критика условий труда; · неточное выполнение приказаний; · групповые сборища во время работы; · опоздания и длительное отсутствие во время работы; · уход с работы ранее положенного времени; · распространение слухов; · небрежное обращение с оборудованием и техникой.
Появление факторов - показателей негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы красными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива. Эта деформация характеризуется следующими показателями: · формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным) · злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия); · терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга; · формализм и упрощенчество при оформлении документации; · нарушения процессуального кодекса; · психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений); · приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности; · неразборчивость в средствах; · формирование атмосферы круговой поруки; · грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем; · бытовое разложение, пьянство. · грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива; · разглашение служебной тайны; · сращивание с преступным миром; · групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).
Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):
· негативный пример руководства; · перегруженность работой; · низкая нравственная воспитанность коллектива; · низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий уровень · низкий социальный престиж правоохранительных органов; · воспитательной работы; · негативное воздействие семьи (там, где это есть); · изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов;
Подводя итог сказанному, выделим: невнимание к нравственной культуре, к нравственно психологическому климату служебного коллектива ведет не только к снижению качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его полному развалу.
Традиционно к числу наиболее важных черт оперативна розыскной деятельности принято относить то, что ее содержание составляют преимущественно негласные оперативно-розыскные мероприятия, имеющие как нейтральный характер, так и включающие в себя некоторые элементы принуждения и властных отношений, связанные с ограничением конституционных прав граждан. Данное обстоятельство (в ряду других, подобных, - прежде всего) оставляет место для циничных утверждений о том, что «вопроса морали и этики для профессионального оперативного работника к существует». Подобная позиция является результатом отражения поверхностного взгляда на существо оперативно-розыскной деятельности. Действительно: · характер оперативно-розыскной деятельности обозначены законе лишь в общих чертах; · подзаконные нормативные акты, регламентирующие оперативно розыскную деятельность, содержат предписания размытого характера поведения оперативного работника; · практика оперативно-розыскной деятельности связана с необходимостью общения оперативного работника с людьми далеко не безупречной нравственности, что может повлечь профессиональную деформацию; · специфичность средств и методов оперативно-розыскной деятельности внешне обуславливает как бы наличествующее нравственное противоречие между «благой» целью и «низкими» средствами ее достижения.
Внимательный анализ приведенных положений не только не ставит под сомнение, но, наоборот, подчеркивает высоконравственный характер оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем вопрос о нравственном содержании оперативно-розыскной деятельного является весьма острым, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом реально существующих обстоятельств. Законодательство, пусть и в наиболее общих чертах, но закрепляет принципиальные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности. Так, оперативно-розыскная деятельность, хотя и осуществляется путем проведения преимущественно негласных мероприятий, тем не менее, применяется только в исключительных случаях (когда возможности решить задачу гласным путем исчерпаны), в исключительных целях (только борьба с преступностью) и органами, должностными лицами, к исключительной компетенции которых ее ведение относится. Таким образом с формально-логических позиций оперативно-розыскная деятельность, будучи предусмотрена законом, уже нравственна, поскольку закон высшая форма общественной морали. Вместе с тем декларирование полного соответствия оперативно розыскной деятельности принципам и нормам общественной морали было бы упрощением сложной проблемы. Для морали не приемлемы такие средства достижения цели, как насилие, ложь, обман, предательство и т.п. Но хорошо известно, что, осуществляя оперативно-розыскные меры, оперативный работник так или иначе пользуется методом принуждения и даже насилия (постановка лица на учет, задержание), дезинформирует разрабатываемое лицо, морально маскируется или побуждает к этому другого человека. В этой связи правомерно поставить вопрос, есть ли таким средствам объяснение или оправдание с позиций этики или они должны быть отвергнуты как аморальные. Ни извратит ли их применение сущности самой цели. В данном случае налицо одно из основных положений, определяющих нравственные основы оперативно розыскной деятельности, а именно: соотношение целей стоящих перед ОРД, и средств, применяемых для ее достижения. Одно из фундаментальных положений научной этики является то, что нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. Но при этом она предписывает действовать по принципу: «цель определяет, а не оправдывает средства». Таким образом, любому оперативному сотруднику, следует осуществлять подбор средства, имея в виду определенные параметры. К их числу могут быть отнесены следующие: · Средство должно быть адекватно, условиям стоящей задачи. Иными словами, если можно бежать напрямик, не надо поворачивать по тропинке, через забор, ползком и наконец совершить подвиг. · Средство должно быть достаточным для достижения поставленной цели. Применение выбранного средства должно позволить эффективно решить стоящую задачу, не привлекая к этому другие средства. · Средство, выбранное для решения стоящей задачи, не должно уничтожать нравственного характера цели, более высокой по сравнению с той, которая соответствует решаемой задаче.
Информация о работе Специфика эстетического освоения действительности