Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, шпаргалка

Краткое описание

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

Файлы: 1 файл

Шпоры Профессиональная этика.docx

— 81.83 Кб (Скачать)

Биологический – рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

Психологический – раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

Социологический – выясняет общественные условия, в  которых складываются нравы и  роль морали для поддержания устойчивости общества;

Нормативный – формулирует мораль как систему  обязанностей, предписаний, идеалов;

Личностный  – видит те же идеальные представления  в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционизма;

Философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Таким образом, рассматривая мораль с одной  стороны, приходится учитывать и  другие аспекты. Следовательно, структурирование морали весьма условно.

В то же время простой вариант структуры  морали был намечен еще в древности. Ведь с оной стороны мораль –  понятия, убеждения, намерения, а с  другой – поступки, что позволяет  выделить в качестве структуры морали: моральное сознание и моральную  практику.

Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении  и нравственной культуре.

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии  поведения).

Третий  тип структурирования морали учитывает  степень сложности регулятивного  воздействия, оказываемого теми или  иными нравственными представлениями.  Простейшая форма морали – норма, которая определяет поведение, и  сообщаются с детства. Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать  в душу человека и там приобретать  нравственные качества (благоразумие, щедрость и пр). Далее следует  нравственный принцип (эгоизм, альтруизм  и т.д.). Верность избранной моральной  системе (принципиальность) издавна  считалась достоинством личности. Однако, сам принцип абстрактен, поэтому  на следующей ступени моральной  структуры стоит – идеал как  конечная цель, к которой направленно  нравственное развитие.

По  отношению ко всем этим уровням  верховным регулятором служат понятия  о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Итак, все компоненты морали связываются  между собой, в зависимости от выполненных нравственных задач  они складываются во все новые  структуры. Таким образом, мораль является функциональным образованием.

Функции морали. Наиболее полно сущность и специфика морали раскрывается в ее регулятивном функционировании.  Среди функций морали принято выделять: воспитательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную, познавательную, регулятивную, гуманизирующюю  и др. Каждая из этих функций реализуется посредством различных этических компонентов. Так нормативно-регулятивная реализуется через моральные нормы, принципы, кодексы; ценностно-регулятивная – через представления о ценном и неценном в поведении о нравственном идеале; познавательная – осуществляется адекватным, истинным познанием существующих норм, ценностей, закономерностей; воспитательная развивается в процессе освоения личностью нравственного опыта, формирования положительных нравственных качеств, чувств, убеждений, привычек при помощи специфических приемов убеждения, принуждения, самодисциплины и самовоспитания.

  1. Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.

Профессиональная  этика юриста или юридическая  этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.Рассуждая о сущности юридической этики, необходимо коснуться вопроса о ее задачах. Их можно выделить несколько, как это делают Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов . Так, по мнению учёных, к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:

Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих  принципов и норм морали в уголовный  процесс; разработка проблем регулирования  профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными  основами судопроизводства; выявление  и определение нравственных принципов  и норм деятельности юриста в уголовном  процессе; создание учения о его  профессиональном долге.

Всестороннее  раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального  закона; содействие дальнейшему совершенствованию  процессуальных норм.

Исследование  роли нравственных начал в обеспечении  законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного  смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.

Исследование  нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение  должных взаимоотношений между  всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном  судопроизводстве.

Разработка  требований, которым должно соответствовать  нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии  нравственных черт; предупреждению и  искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного  выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой  общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.

Изучение  проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе.

Исследование  проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном  процессе.

В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно  назвать отцом судебной этики  в России. В советский период юридическая  этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным  противником был Вышинский. Идейное  «обоснование» ненужности и несостоятельности  исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском  обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И . Т. Голяков в предисловии  к книге «Адвокат в советском  уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились  первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может  быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

Наряду  с мнением, что юридическая этика  представляет собой применение общих  понятий о нравственности в сфере  юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические  нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения  юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться  некоторые принципиальные позиции.

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий  распространяются на представителей юридической  профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в  сфере служебной деятельности, так  и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне  выполнения должностных функций  остаются судьей, прокурором, следователем. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными  ситуациями, которые обычно не встречаются  в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* форме разглашать тайну совещания  судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный  на суде лживо настаивает на своей  невиновности, не вправе выступить  свидетелем против подсудимого и  т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические  нравственные нормы, определяющие поведение  людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические  нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут  противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они  лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической  деятельности.

  1. Мораль и право: их единство, взаимодействие и противоречия.

Нормы морали - это правила поведения  общего характера, регулирующие отношения  между людьми с позиций исторически  складывающихся представлений о  добре и зле, справедливости и  несправедливости.

 Их единство обусловлено:

 общей  системой экономических, политических, культурных и иных детерминирующих  факторов, обеспечивающих национальную  и формационную однотипность  данных явлений, ибо они исходят  из единых общечеловеческих социальных  ценностей и представлений о  добре, справедливости, равноправии  и т. д.;

 нормативно-регулятивной  природой, так как и мораль, и  право - это образцы, определяющие  границы поведения людей в  типичных жизненных ситуациях;

 конечными  целями, которые состоят в достижении  сбалансированного, социально полезного  и прогрессивного общественного  развития;

 показателями  уровня социально-культурного развития  общественно-политической системы.

 Их различия выражаются в:

 способах  и субъектах формирования. Моральные  нормы создаются в стихии жизненного  бытия и повседневной практики  всего общества, а право - в  особом процессуальном порядке  непосредственно или с санкции  государства. Государство формирует  одну национальную систему права,  а мораль, отражая сложную структуру  общества, выражает не только  общечеловеческие, но и групповые  ценности и интересы. Поэтому  наряду с общечеловеческой моралью  существует мораль бедных и  мораль богатых;

 характере  воздействия на сознание и  поведение людей. Мораль эффективна  лишь тогда, когда добровольно  соблюдается человеком. Нормы  морали непосредственно связаны  с духовной жизнью людей. Поэтому  в отличие от правовых моральные  нормы являются не столько  внешним, сколько внутренним регулятором  поведения человека. Они действуют  тогда, когда устойчиво внедрились  в общественное и личное сознание. Отражают глубину личного осознания  общественного долга, способность  человека к объективной самооценке.

Правовые  нормы официально-письменно закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях и  проч.). Они отличаются не только формальной определенностью, но и четкостью, детальностью регламентации поведения участников общественных отношений с помощью  взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

 уровне  требований и оценочных критериях.  Нормы морали, регулируя духовную  жизнь общества, предъявляют к  человеку более высокие требования. Они оценивают его поведение  с позиций добра и зла, чести  и бесчестья, справедливости и  несправедливости, мораль оценивает  не только поведение, но и  личность контрагента. Нормы права,  обеспечивая стабильность и предсказуемость  поведения, регулируют и квалифицируют  лишь внешние поступки человека. Эти поступки оцениваются с  позиции правомерного и неправомерного, соответствия или нарушения закона. Если мораль осуждает всяческие  антиобщественные поступки и  требует от человека самопожертвования,  то право, регулируя лишь наиболее  важные общественные отношения,  наказывает лишь за наиболее  опасные;

 методах  и средствах обеспечения реализации. Мораль - это всегда обращение  к долгу, к должному, а не  к возможному поведению. Она  может предоставить возможность  выбора норм поведения, но не  отказаться от них вообще.

 Взаимодействие права и морали. Право и мораль - различные, но не антагонистические явления. Преувеличение их особенностей приводит к правовому нигилизму, с одной стороны, и к освобождению от моральных принципов государства, правосудия и т. д. - с другой. Право как мера свободы объективно нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль - в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности.

 Нравственность - это реально практикуемые нормы  поведения, нравы общества.

 Определяя  поведение человека, право и мораль  активно взаимодействуют друг  с другом, обеспечивая воспитание  у него гражданских качеств  и поддерживая надлежащую реализацию  норм. Это взаимодействие проявляется  в различных формах.

 В  свою очередь, право влияет  на формирование, развитие и защиту  моральных норм. Фактическое воплощение  их в реальную действительность  во многом зависит от того, насколько действенными стали  правовые установления, насколько  высок уровень правопорядка. Здесь,  однако, наряду с позитивными  возникают и негативные моменты.  Так, принятие приватизационных  законов, переход к рыночным  отношениям повлекли за собой  деформацию нравственных ценностей  у многих молодых людей. Взаимодействие между правом и моралью может выражаться и в форме противоречий, которые вместе с тем не носят непримиримого, однозначного характера. Они связаны прежде всего со спецификой самих названных феноменов и противоречиями общественной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"