Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, шпаргалка
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.
Биологический – рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции;
Психологический – раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;
Социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы и роль морали для поддержания устойчивости общества;
Нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;
Личностный
– видит те же идеальные представления
в личностном преломлении, в качестве
факта индивидуального
Философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.
Таким образом, рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие аспекты. Следовательно, структурирование морали весьма условно.
В то
же время простой вариант
Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре.
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).
Третий
тип структурирования морали учитывает
степень сложности
По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).
Итак, все компоненты морали связываются между собой, в зависимости от выполненных нравственных задач они складываются во все новые структуры. Таким образом, мораль является функциональным образованием.
Функции морали. Наиболее полно сущность и специфика морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Среди функций морали принято выделять: воспитательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную, познавательную, регулятивную, гуманизирующюю и др. Каждая из этих функций реализуется посредством различных этических компонентов. Так нормативно-регулятивная реализуется через моральные нормы, принципы, кодексы; ценностно-регулятивная – через представления о ценном и неценном в поведении о нравственном идеале; познавательная – осуществляется адекватным, истинным познанием существующих норм, ценностей, закономерностей; воспитательная развивается в процессе освоения личностью нравственного опыта, формирования положительных нравственных качеств, чувств, убеждений, привычек при помощи специфических приемов убеждения, принуждения, самодисциплины и самовоспитания.
Профессиональная
этика юриста или юридическая
этика является специфической формой
проявления морали в целом. В данном
случае речь идёт о совокупности конкретизированных
общих нравственных принципов, норм
применительно к
Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.
Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.
Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.
Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве.
Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.
Изучение
проблем, связанных с повышением
эффективности нравственного
Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.
В России
начало основательной разработке судебной
этики и ее преподаванию было А. Ф.
Кони в 1902 г. Его по праву можно
назвать отцом судебной этики
в России. В советский период юридическая
этика длительное время не разрабатывалась.
Ее последовательным и влиятельным
противником был Вышинский. Идейное
«обоснование» ненужности и несостоятельности
исследования нравственных особенностей
юридической профессии состояло
в том, что «этика в советском
обществе едина, это социалистическая
этика» (такой аргумент использовал,
в частности, И . Т. Голяков в предисловии
к книге «Адвокат в советском
уголовном процессе», изданной в 1954
году). Однако в 70-е годы появились
первые монографические работы по судебной
этике. Сегодня необходимость
Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции.
Все требования
морали, присущей данному обществу,
полностью, без каких-либо изъятий
распространяются на представителей юридической
профессии. Эти требования определяют
все поведение юриста как в
сфере служебной деятельности, так
и в повседневной внеслужебной жизни.
Судья, прокурор, следователь и вне
выполнения должностных функций
остаются судьей, прокурором, следователем.
Специфика профессиональной деятельности
судьи, прокурора, следователя, адвоката
сопряжена с особыми
Нормы морали - это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми с позиций исторически складывающихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Их единство обусловлено:
общей
системой экономических,
нормативно-регулятивной природой, так как и мораль, и право - это образцы, определяющие границы поведения людей в типичных жизненных ситуациях;
конечными
целями, которые состоят в достижении
сбалансированного, социально
показателями
уровня социально-культурного
Их различия выражаются в:
способах
и субъектах формирования. Моральные
нормы создаются в стихии
характере
воздействия на сознание и
поведение людей. Мораль
Правовые
нормы официально-письменно
уровне
требований и оценочных
методах
и средствах обеспечения
Взаимодействие права и морали
Нравственность
- это реально практикуемые
Определяя
поведение человека, право и мораль
активно взаимодействуют друг
с другом, обеспечивая воспитание
у него гражданских качеств
и поддерживая надлежащую
В
свою очередь, право влияет
на формирование, развитие и защиту
моральных норм. Фактическое воплощение
их в реальную
Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"