Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, шпаргалка

Краткое описание

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

Файлы: 1 файл

Шпоры Профессиональная этика.docx

— 81.83 Кб (Скачать)
  1. Понятие и предмет этики.

Термин "этика" впервые был  употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего  собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого  понятия связана с древнегреческим  словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к  нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким  образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

     Этика изучает генезис,  сущность, специфику морали; раскрывает  ее место и роль в жизни  общества, выявляет механизмы нравственного  регулирования человеческой жизнедеятельности,  критерии нравственного прогресса,  рассматривает структуру нравственного  сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл  таких категорий, как добро  и зло, справедливость, долг, честь,  совесть, свобода и ответственность,  счастье, смысл жизни.       

  Задачи этики:

     1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние  нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной  культурой общества;

      2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности  морали в ее "должном" и  "сущем" вариантах;

     3) учить морали - давать  людям необходимые знания о  добре и зле, способствуя самосовершенствованию  человека и выработке им собственной  стратегии "правильной жизни"

  1. Основные этапы исторического развития этическх учений.

Обращение к основным этапам развития этики  обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться  в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначения, функций в  жизни и закономерностей развития.

 Этика  зарождается в глубокой древности  в эпоху становления классового  общества и разделения труда,  отделения духовно-теоретической  деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической  деятельности отделяется от стихийно  формирующегося нравственного сознания  масс и становится способом  теоретического рассмотрения практических  нравственных проблем, встающих  перед человеком в обыденной  жизни: что есть добро и зло?  как следует жить и почему? к чему следует стремиться  и чего избегать? в чем состоит  назначение человека и имеет  ли жизнь смысл? Практические  жизненные вопросы осмысливаются  этикой как учением о природе  добра и зла, идеала и долга,  принципов и норм поведения  человека, назначения и смысла  его жизни.

 Но  для того, чтобы убедительно обосновать  ответы на эти важнейшие смысложизненные  и нормативные вопросы, этика  стремилась постичь природу морали  и человека, источник и содержание  нравственного долженствования,  сущность моральных ценностей.

 Проще  говоря, для того чтобы научить  человека, как следует жить и  поступать, к чему стремиться  и во что верить, этика должна  была разрешить и собственно  теоретические вопросы о происхождении  и сущности морали, о природе  нравственной идеализации, о закономерностях  развития морали, о способности  че­ловека быть субъектом морали  и другие. А для ответа на  эти вопросы необходимо было  понять, что такое человек и  общество, что представляет собой  мир, в котором живет человек,  как он устроен, как он развивается  и как человек осознает себя  в этом мире.

 То  есть потребность в этических  знаниях как бы вызывала к  жизни учения о том, что собой  представляет мир, какова его  природа, какое место занимает  в нем человек и как он  познает окружающий мир. Этика  как «практическая философия»  предполагала в качестве основания  философию «теоретическую» —учение  о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама же  этика как бы завершает пирамиду  философского знания, рассматривая  ценностные и смысложизненные  проблемы человеческой жизни  и стремясь научить человека  достойной и правильной жизни.

 Таким  образом, в развитом виде этика  состоит из теоретической части  —учения о морали, ее происхождении,  сущности и функциях и практической  —нор­мативной этики, формулирующей  цели и принципы человеческой  жизни.

 Зачатки  же первых этических представлений  относятся к очень раннему  периоду развития общества и  связаны они с разложением  первобытнообщинного строя и  становлением классового общества. Тогдашние представления людей  о хорошем и плохом, добре и  зле, счастье и несчастье, о  смысле жизни, смерти и бессмертии  первоначально воплощались в  продуктах коллективного творчества  — в мифах и легендах, в преданиях  и сказаниях. Как известно, и  до сих пор сказки являются  для детей школой нравственных  представлений.

 Первые  же авторские размышления на  этические темы, дошедшие до нас,  возникают в странах Древнего  Востока и относятся к III-II тысячелетиям  до н. э. («Песня арфиста», «Разговор  разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба»  и др.). Размышления эти отражали  воззрения древних на мир, будучи  проявлением религиозно-мифологического  мировоззрения или сомнений в  его правильности.

 Появление  же этических учений и школ  в странах Древнего Востока  — Индии и Китае — относится  к I тысячелетию до н. э. Учения  брахманизма, буддизма, конфуцианства  намечают уже собственно этическую  проблематику, вычленяя ее из  космологического взгляда на  мир. На европейской почве собственно  смысложизненные и поведенческие  проблемы становятся предметом  рассмотрения начиная с софистов  и Сократа — V в. до н. э.

 В  более поздних воззрениях Древнего  Востока, досократовской Греции  этическая проблематика была  еще растворена в космологических  и натурфилософских взглядах  на устройство мира. Этим воззрениям  было свойственно характерное  для мифологического сознания  истолкование космоса посредством  перенесения на устройство мироздания  человеческих характеристик и  жизненных представлений.

 Поэтому  моральные феномены рассматривались  древними как свойства всего  мироздания, отчего последнее наполнялось  животворящей духовностью, а добро,  справедливость, любовь начинали  трактоваться как высший закон  мироздания, обеспечивающий всеобщую  гармонию.

 При  этом только древнегреческой  философии удалось сделать решительный  шаг от мифологического к научному, логическому пониманию морали  и челове­ка, дать толчок к  развитию этики. Философско-этическая  мысль Древнего Востока по  сути дела на протяжении многих  веков оставалась верной изначальным  традиционным представлениям.

 Поэтому  в историко-этическом процecce можно  выделить следующие основные  этапы: этические учения Древнего  Востока, античная этика, средневековая  этика, этика Нового времени  и современные этические теории.

  1. Мотивы человеческих поступков. «Этический квадрат».

Во-первых, определение мотивов, приведенное  в начале, является неполным и нуждается  в уточнении, во-вторых, мотивы подразделяются на сознательные и бессознательные, причем сознательные мотивы существуют только в рациональном виде, в то время как бессознательные мотивы могут носить как рациональный, так  и иррациональный характер. Вот как  выглядит наше определение мотивов: Мотив это сознательное или бессознательное, рационально постигаемое или  непостигаемое данным человеком  побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив  представляет ее более или менее  адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием  волевого действия, показывает отношение  человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них  зависит, какой субъективный смысл  имеет действие для данного человека.

  1. Основные идеи эпикуреизма и эвдемонизма.

материалистич. направление в др.-греч. и рим.философии, названное по имени его основателя Эпикура. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру и  завещанном им его школе (Диоген Лаэртий X 16—18), которая часто называлась в древности «Садом». Самым видным учеником Эпикура был Метродор из Лампсака, скончавшийся раньше учителя (Диоген Лаэртий X 22—24); в полемически  заострённой форме он подчёркивал, что источни-ком всех благ являются телесные наслаждения (Плутарх, Против Колота 30, 1125В; Цицерон, О природе  богов I 113). Преемником Эпикура был  Эрмарх из Митилены (Диоген Лаэртий X 15—17; 24—25), настаивавший на том, что целесообразность лежит в основе всех законов (Porph., De abst. I 7—12). Преемник Эрмарха по руководству школой Полистрат в соч. «О безосноват. пренебрежении ходячими мнениями» доказывал, что нравств. принципы были приняты по согласию людей для общей пользы. Систематизатором Э. был Филодем из Гадары (1в. до н. э.).

        В конце 2 в. до н. э. появляются  последователи Эпикура среди  римлян (Cic., Acad. post. I 5; Цицерон, Tycкуланские  беседы IV 6—7), самым выдающимся из  которых был Лукреций (1в. до  н. э.). Судя по той полемике, которую вели с ним его противники, Э. имел немало сторонников  ещё во 2 в. н. э. В кон. 2 в.  Диоген, житель города Эноанды  в М. Азии, изложил основы учения  Э. в виде огромной надписи,  большие отрывки которой дошли  до нас.

        В 17 в. традиция Э. была возрождена  во Франции Гассенди. учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

(от  греч. — счастье, блаженство), антич.  принцип жизнепонимания, позднее  в этике — принцип истолкования  и обоснования морали, согласно  которому счастье (блаженство) является  высшей целью человеч. жизни.  Предпосылкой антич. Э. является  сократовская идея внутр. свободы,  достигаемой благодаря самосознанию  личности и её независимости  от внеш. мира. Хотя Э. возник  одновременно и в тесной связи  с гедонизмом, они в известном  смысле противостояли друг другу:  счастье есть не просто длительное  и гармония. удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления  к чувств. наслаждениям путём  самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей  к внеш. миру и его благам  и достигаемая при этом свобода  от внеш. необходимости и превратностей  судьбы; это разумность, тождественная  подлинной добродетели. Киники  выставляют в качестве жизненного  принципа борьбу со страстями,  порабощающими человека. Киренаики  в сущности развивают те же  мотивы: счастье зависит не от  внеш. обстоятельств, а от выработки  правильного отношения к ним.  Стоицизм характеризует внутр.  свободу человека как радостную  покорность судьбе, ибо значение  для него имеет только то, что  зависит от его отношения к  внеш. обстоятельствам, а не от  превратностей судьбы.

        В новое время этот идеал  внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, который  с исключит. остротой поставил  антитезу разумного познания  и чувств. страстей и выдвинул  чисто интеллектуальное понимание  блаженства («интеллектуальная любовь  к богу», amor dei intellectualis).

        Франц. материалисты (Гельвеций,  Гольбах и др.) придали понятию  счастья откровенно гедонистич. характер; в Э. получили преобладание  натуралистич. мотивы, что особенно  характерно для англ. Утилитаризма.

  1. Освновные идеи утилитаристской и деонтологической этики.

Утилитаризм, безусловно, обладает некоторыми привлекательными чертами. Одна из них — простота и очевидность его основного  принципа: всегда стремиться максимизировать  удовольствие и минимизировать страдание  для возможно большего числа людей. Любой человек согласится с тем, что стремление предусмотреть последствия  действий человека с целью увеличения удовольствия и уменьшения боли —  это обычное дело. Более того, стремление максимизировать удовольствие нетолько для самого себя, но и для  наибольшего числа своих ближних  является исключительно похвальным поведением в обществе. Кроме того, оно может заключать в себе героическое самопожертвование. Если единственный способ максимизировать  удовольствие для возможно большого числа моих сограждан — это  отказаться от собственного удовольствия, взять на себя боль и страдания  других, то утилитаристский принцип  обязывает меня это сделать. И, наконец, привычка тщательно анализировать  результаты своих действий превращает нас в ответственных и предусмотрительных людей.

Однако  утилитаризм сталкивается и с  серьезными проблемами. Поэтому среди  философов много тех, кто категорически  отвергает утилитаризм, тогда как  его сторонники, не удовлетворенные  возможными последствиями, занимаются его постоянным видоизменением. В  результате их усилий складываются теории, которые трудно отнести к утилитаристским.

деонтологическая  этика

Этические теории, которые считают, что моральная  правильность или неправильность поступка зависит от его внутренних качеств, а не от природы его последствий (как это утверждается в консеквенциализме). Деонтологическая этика считает, что, по крайней мере, некоторые поступки являются морально неправильными сами по себе (напр., ложь, невыполнение обещаний, наказание невиновного, убийство). Такая  позиция часто находит выражение  в лозунгах типа «Долг ради самого долга». Деонтологические теории часто  формулировались таким образом, что правильность поступка определялась его соответствием моральному правилу  или требованию, например: «Не давай  ложных показаний». Самым значительным примером деонтологической этики является этика Иммануила Канта.

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"