Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, шпаргалка
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро
– категория этики, объединяющая
все, имеющее положительное
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь-
но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"[1].
Религиозная
этика видит добро как
Зло –
категория этики, по своему содержанию
противоположная добру, обобщенно
выражающая представление о
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Происхождение
зла объясняется по-разному. В
религиозных учениях зло –
фатальная неизбежность человеческого
существования. Иммануил Кант считал зло
необходимым следствием чувственной
природы человека. Французские просветители
объясняли зло результатом
Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.
Вот о
чем спорили образованные молодые
люди начала прошлого века (Онегин и
Ленский во второй главе "Евгения
Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними
все рождало споры И к
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности.
Справедливость
в обществе понимается в различных
аспектах. Это категория морально-
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".
Справедливость – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость
считают синонимом правосудия. Правосудие
с древних времен изображали с
повязкой на глазах, с весами и мечом.
Это означает, что судящий должен
быть беспристрастен, что прежде, чем
решить, он обязан точно взвесить все
"за" и "против", а решив
непреклонно проводить
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.
В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.
Судья,
впервые избранный на должность,
приносит присягу (см. ст. 8 Закона о
статусе судей в Российской Федерации),
а которой торжественно клянется
быть беспристрастным и
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Совесть
– категория этики, характеризующая
способность человека осуществлять
нравственный самоконтроль, внутреннюю
самооценку с позиций соответствия
своего поведения требованиям
Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьмивыступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.
Роль
совести особенно важна, когда человек
находится перед моральным
Юрист,
ведя производство по делу или выполняя
другие функции, действует в сфере,
затрагивающей жизненно важные блага
людей, сталкивается со многими коллизиями,
оказывается перед
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически
честь в моральном сознании общества
появилась в виде представлений
о родовой и сословной чести,
предписывающей человеку определенный
образ жизни, деятельности, поведения,
не унижающий достоинства
Таковы
были представления об офицерской чести
в условиях, когда офицерский корпус
комплектовался в основном из дворянства.
Они были связаны с особой щепетильностью
в отношении действий, которые
затрагивали или могли
Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
Мораль
– это специфический способ духовно-практического
освоения мира, предполагающий особое
ценностно-императивное отношение
к нему. Сущность морали состоит
в том, чтобы обеспечить баланс личного
и общественного блага, регулируя
и регламентируя поведение
Специфика
морального способа регуляции
заключается в следующем.
Мораль
действует не в какой-то
Мораль
отличается подчеркнуто
Свойство
морали – требовать
Какие
же требования предъявляет
Сущность
и специфика морали проявляют
себя в системе моральных
Структура морали. Мораль, являясь сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности и правила и достоинства и т.д. из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусна и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов раскрытия ее структуры:
Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"