Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, шпаргалка

Краткое описание

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

Файлы: 1 файл

Шпоры Профессиональная этика.docx

— 81.83 Кб (Скачать)
  1. Категории добра и зла в этике.

Добро и зло – наиболее общие формы  моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного  от безнравственного, противостоящего  злу.

Со  времен древности добро и зло  истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления  о добре и зле так силь-

но  менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили  одно другому"[1].

Религиозная этика видит добро как выражение  разума или воли Бога. В различных  учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или  мировой идеи и т. д. Само определение  добра достаточно сложно. Некоторые  ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что  это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло –  категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно  выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая  абстрактная характеристика отрицательных  моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Моральное  зло имеет место тогда, когда  оно – проявление воли определенного  лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают  отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В  религиозных учениях зло –  фатальная неизбежность человеческого  существования. Иммануил Кант считал зло  необходимым следствием чувственной  природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания  человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с  антогонистическим устройством  общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Вот о  чем спорили образованные молодые  люди начала прошлого века (Онегин и  Ленский во второй главе "Евгения  Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало споры И к размышлению  влекло: Племен минувших договоры, Плоды  наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все  подвергалось их суду".

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности.

  1. Понятие и содержание категорий этики: справедливость и долг.

Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

Аристотель  впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты  справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а  блага, воздаяние за добро и зло  распределяются непропорционально.

Справедливость  главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель  справедливости".

Справедливость  – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется  этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный  долг.

 

Справедливость  считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с  повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив  непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической  деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать  ситуации, когда решение, формально  соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому  необходимо своевременно отражать в  законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность  выбора решений в зависимости  от обстоятельств дела (например, процесс  смягчить наказание или вовсе  от него освободить). Уже созданы  суды присяжных, правомочных принять  решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг  представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует  для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это  личная задача конкретного лица в  конкретной ситуации.

Долг  может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и  пр.

Успешно выполнять свои функции работники  судов и прокуратуры могут  только тогда, когда они глубоко  осознали социальное значение своей  деятельности и обладают высоким  чувством долга, готовы до конца, вопреки  всем трудностям и препятствиям, его  выполнить. Судья, прокурор, следователь  не может мириться с нарушениями  законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь  – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать  таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать  законы. Необходимы еще соответствующие  нравственные качества, позволяющие  твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о  статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и  его совесть.

  1. Понятие и содержание категорий этики: честь, совесть, репутация.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая  способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для  себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью  своего долга и ответственности  перед обществом, другими людьмивыступающее  как долг и ответственность перед  самим собой.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко  апеллируют к собственной совести  и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

Роль  совести особенно важна, когда человек  находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны  общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага  людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных  ситуациях. И только работники с  развитым чувством совести, способные  правильно, самокритично и принципиально  судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж  своей профессии и личности.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства  всех людей, честь оценивает людей  дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений  о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы  были представления об офицерской чести  в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые  затрагивали или могли затронуть  честь офицера и дворянина.

Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс  чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью  в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей  чести, избегать всего, что могло  бы причинить ущерб репутации.

  1. Понятие и сущьность морального отношения.

Мораль  – это специфический способ духовно-практического  освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение  к нему. Сущность морали состоит  в том, чтобы обеспечить баланс личного  и общественного блага, регулируя  и регламентируя поведение людей  в обществе. Специфика  моральной  регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного  воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «самозаконодательство  воли» (Кант), свободный выбор человеком  тех или иных нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и  т.д.), т.е. саморгуляция.

 Специфика  морального способа регуляции  заключается в следующем. Мораль  проявляет себя как единство  духовного и практического: с  одной стороны, она служит основой  духовной культуры личности и  показателем меры человеческого  в человеке; с другой – вся  практическая деятельность человека  и его поведение определяются  и организуются сложившимися  в обществе моральными представлениями. 

 Мораль  действует не в какой-то определенной  области, а пронизывает собой  все без исключения сферы жизни  и поэтому носит универсальный  характер.

 Мораль  отличается подчеркнуто оценочным,  а зачастую и субъективным  характером: все явления мира  и человеческие действия она  рассматривает сквозь призму  ценностей и оценок.

 Свойство  морали – требовать определенного  поведения называется императивностью  (от лат. imperative - повелевать). Мораль  вырабатывает предписания, требующие  от людей особенного – морального  типа поведения, в чем проявляется  ее императивный (повелительный)  характер, что делает ее регулятором  отношений человека с природой  и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное  соотношение интересов личности  и общества, необходимый баланс  Я и не- Я .

 Какие  же требования предъявляет мораль? От самых простых: уступи место  старшему, подними упавшего, до обобщенных: поступай по отношению к другим  так, как хотел бы, чтобы они  поступали по отношению к тебе. И до вовсе абстрактных: делай  добро! Решать, что такое добро  и как, собственно, его сделать,  надо всякий раз конкретно  и самому. Потому что большинство  заповедей морали носит обобщенный, мировоззренческий характер. Это  только обычай, который регламентирует  все детали поведения. Это право,  как известно, стремится сформулировать  свои статьи предельно четко  и строго, не оставляя лазеек  ни для кого.

 Сущность  и специфика морали проявляют  себя в системе моральных принципов,  ценностей, норм и идеалов,  составляющих ее содержание.

  1. Структура и функции морали.

Структура морали. Мораль, являясь сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности и правила и достоинства и т.д. из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусна и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов раскрытия ее структуры:

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика юриста"