Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 08:01, реферат
Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
1Понятие этикета
2Функции этикета
3Виды этикета
4Список литературы
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный агротехнологический университет
Технологический факультет
Кафедра гуманитарных наук и социальных технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Этикет застолья и обслуживания стола»
на тему: «Понятие этикета, функции этикета, виды этикета»
Выполнил: студент 1 курса,
1 группы технологического факультета
направления подготовки «Технология продукции и организация общественного питания»
Проверил: доцент кафедры Гуманитарных наук и социальных технологий
1Понятие этикета
2Функции этикета
3Виды этикета
4Список литературы
ПОНЯТИЕ ЭТИКЕТА
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:
1. Речевой, или вербальный этикет.
2. Речевой этикет определяет, какими словесными
формулами лучше воспользоваться, если
надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить,
загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой,
пригласить куда-то, выразить соболезнования.
К речевому этикету относят также теорию
и практику аргументации — искусство вести
беседу.
Мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.
Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.
Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки. Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным — это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.
Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур
Этикет больше напоминает не строгий
черный костюм и галстук-бабочку Джеймса
Бонда, а правила дорожного движения. К примеру,
если Вы в комнате одни, то можете как угодно
и что угодно говорить о том, «какие же они
все…» Можете кричать, плевать, ковырять
в носу или есть яичницу руками. Главное,
этим Вы никого не удивите и не обидите, никто
не выскажет Вам своего мнения в ответ.
Вы ничего не нарушили, потому что действовали
соответственно с правилами, допустимыми
в Вашем Личном Обществе. Но как только
рядом с вами появляется другой человек,
необходимо считаться с его мнением, предпринимая
то или иное действие.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный
человек ведет себя в соответствии с нормами
этикета не только на официальных церемониях,
но и дома. Подлинная вежливость, в основе
которой лежит доброжелательность, обуславливается
актом, чувством меры, подсказывающим,
что можно, а чего нельзя делать при тех
или иных обстоятельствах. Такой человек
никогда не нарушит общественный порядок,
ни словом, ни поступком не обидит другого,
не оскорбит его достоинства.
Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения — довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.
ФУНКЦИИ ЭТИКЕТА
1. Контактоустанавливающая – привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.
2. Поддержание контакта между людьми. Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы — это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.
Существуют темы, которые воспитанный человек стремится никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это прежде всего возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Более чем нежелательны сплетни, обсуждение недостатков других людей, не рекомендуется слишком эмоциональное выражение своих политических взглядов. В целом специалисты советуют избегать тем, которые могут быть неприятны собеседнику, интерес к которым может показаться «подозрительным». Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, быстро нащупывает привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, тема «новости театра» вполне этикетна, но малоинтересна для человека, чьи интересы лежат в другой плоскости. Специалисты рекомендуют особые приемы, позволяющие вызвать у человека интерес к собеседнику и разговору.
3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к Официальная обстановка требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Недопустимо, если младший по положению обращается к старшему на «вы», а старший на «ты».
Важная функция этикета — создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно обшиться. В Евангелии от Матфея сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми». Следовательно, если хотите, чтобы вам грубили, то забудьте об этикете сами. Если хотите, чтобы вас игнорировали, то делайте вид, что вам нет никакого дела до окружающих. Если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.
4. Регулирующая функция – регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам.
Сравним, например, некоторые формулы извинения:
– Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека).
– Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую иногда используют пожилые интеллигентные люди).
– Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции и т. п.).
– Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования).
– Извиняюсь! (просторечная формула).
А вот как униженно просит прощения герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»: «Вашество! Ежели осмелюсь беспокоить, то именно из чувства раскаянья! Не нарочно, сами изволите знать-с».
Всего несколько слов — и сразу очевидно и социальное положение человека, и его характер, и время действия.
5. Профилактика конфликтов. Основная функция этикета — антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий.
ВИДЫ ЭТИКЕТА
В советские времена с правилами общения дело обстояло намного проще – все они были заменены кодексом строителя коммунизма. На какие ориентиры нужно опираться сейчас, мало кому известно. Вернее, почти никому. А между тем вопросов возникает все больше…
Как быть, если вам в ресторане подали устриц, а вы только недавно увидели в кино, что их можно есть, но как – не разглядели… Как поступить с мобильным телефоном, если вы находитесь в театре, но ждете важного звонка? Наконец, как не допустить ошибок при общении в Интернете…
На эти и другие вопросы способны дать ответ нормы и правила поведения, которые зависят от различных ситуаций. Таким образом, можно выделить следующие виды этикета:
Под речевым этикетом принято понимать совокупность норм речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие. Четкое соблюдение этого вида этикета в служебной обстановке оставляет у партнеров, сотрудников и клиентов положительное впечатление об организации, способствует установлению и поддержанию взаимовыгодных контактов.
Используя основные правила столового этикета, вы сможете правильно и красиво накрыть стол для праздничного обеда, а также избежать неловких ситуаций, если вас пригласят на ужин в шикарный ресторан.
Как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах расскажет этикет «выходного дня». Благодаря его несложным правилам вы сможете прекрасно провести свободное время, составив компанию старым или новым знакомым.
Немаловажная роль в современном мире отводится нормамрелигиозного этикета, определяющего порядок деятельности и организации религиозных объединений, регламентирующего порядок церковных служб, отправление обрядов. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.
А вот в правила повседневного этикета включено то, как вы себя должны вести на протяжении дня: общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.
Важнейшей стороной морали профессионального поведения каждого делового человека или предпринимателя является служебный этикет. Знание его основных правил – это необходимое качество любого профессионала, которое важно не только приобретать, но постоянно совершенствовать.
Нормы праздничного этикета научат вас правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие. Благодаря этим правилам, вы останетесь довольны собой и удачно проведенным вечером, а также сможете продемонстрировать всем присутствующим свою культуру поведения.
Профессиональный этикет – это определенный набор моральных норм, определяющих отношение человека к требованиям своего профессионального долга. Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.
Немаловажная роль в жизни современного общества отводится свадебному этикету. И хоть говорят, что правила придуманы для того, чтобы их можно было нарушать, к этим все-таки стоит прислушаться. Ведь они относятся к основным моментам проведения свадебного торжества. Невеста, жених и свидетели постоянно будут находиться на виду у гостей, фотоаппарата и камеры, поэтому не должны забывать о том, как они себя ведут и как выглядят. Да и гостям не помешает ознакомиться с нормами поведения за свадебным столом.
Информация о работе Понятие этикета, функции этикета, виды этикета