Этика - психологические качества, необходимые для предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:09, реферат

Краткое описание

Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от ка¬чества производимого товара или услуги, но вне меньшей сте¬пени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, техни¬ческие или организационных проблем, а на решение психологи¬ческие задач, возникающих в процессе общения с подчиненны¬ми, коллегами и начальством.

Оглавление

I. Объективные психологические предпосылки развития предприниматель-ства……………………………………………………………………..……….3
II. Психологические предпосылки предпринимательства………………..…....4
1. Предприниматель и государство...………………………..….………………4
2. Этика и идеология предпринимательства……………………………..…….5
3. «Образ» предпринимателя………………………………………………..….6
4. Психологический портрет предпринимателя………………………….……7
5. Предприимчивость и пара предпринимательство…………………….……..8
6. Портрет молодого российского предпринимателя…………………………9
III. Личностные качества……………………………………………………...…10
Список литературы

Файлы: 1 файл

этико.doc

— 56.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качествами, которые  противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность.  Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным свойствам человека, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужно делать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условиях быстро меняющейся рыночной экономики гибкость важней постоянства. Еще одно личностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя - повышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявлять пассивность. Предпринимательство – это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока бизнесмен колеблется и размышляет, время работает против него: конкуренты производят товары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, а хозяева помещений начисляют арендную плату. Бизнес подобен путешествию вверх по реке: тот, кто бросил весла не стоит на месте, а плывет назад, теряя все свое преимущество.       

 Специалисты, изучающие  психологические особенности современных  российских предпринимателей отмечают  у них набор далеко не оптимальных  личностных качеств, которые,  тем не менее, позволяют им  вести свой бизнес с учетом  российских экономических и социальных  реалий.

♦   рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть и учесть;

♦   недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозрительность по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;

♦   агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами вместо поиска компромиссов, а также подверженность аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;

♦   авторитарность — преобладание доминирующего стиля руководства, не терпящего критики или свободы мнений;

♦   суеверно-мистическую настроенность — веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которое объясняется невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией [7; С. 69-70].  

 

 

 

Дж. Стивенс выделил  ряд личностных качеств характера, мешающих человеку гармонично и успешно  жить и действовать. Он назвал их «драконами» и показал, что личностные особенности могут быть как полезными, так и вредными для человека [19]. К числу этих черт Стивенс, в частности, отнес высокомерие, в основе которого может скрываться страх перед собственной незащищенностью, боязнь негативных оценок или завышенное представление о собственной значимости. Другая негативная черта – нетерпеливость, которая проявляется в страхе перед возможностью упустить время. Люди, зараженные подобным страхом, постоянно пребывают в состоянии стресса, пытаются сделать многое за короткий промежуток времени и живут мечтами о будущем, не умея жить в настоящем.

Внешним проявлением поведения таких людей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость и поспешность в решениях. Внутренние проявления поведения будут проявляться в беспокойстве, склонности к панике, раздражительности и капризности. Еже один «дракон», поедающий человека - это жадность.Внешне она проявляется в эгоизме, скупости, склонности к торгашеству и зависти к чужому богатству, а на внутреннем уровне -  в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивенс полагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можно приручить и использовать на благо себе и людям [19]. 

 

Следует отметить, что помимо собственно личностных качеств, предприниматель должен обладать набором специфических знаний, умений и навыков в той области, в которой он работает. Понятно, что для успешного ведения финансовых операций предприниматель должен обладать хотя бы минимальным набором знаний в финансово-кредитной области и бухгалтерского учета, а человек, решивший организовать производство мебели должен иметь минимальное техническое образование. Тем не менее, эти ограничения не являются определяющими. Часто бывало так, что предприниматель получал специальные знания и умения уже в ходе развития своего бизнеса, а на первых его этапах он действовал или интуитивно, или с помощью привлеченных специалистов. Главное здесь – желание учиться и повышать свою квалификацию в целях совершенствования своего бизнеса, а такое желание относится уже к личностным качествам (любознательности, настойчивости, амбициозности).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Можно задать вопрос о том,  чем же характеризуется бизнесмен,  чем он отличается от представителей  остальных видов человеческой  деятельности? Или, что более важно  и практично - что помогает  реально продвигаться человеку в бизнесе, и что заставляет в определенный момент делать очередной шаг, ведущий вперед, который несет за собой заметное преимущество в ведомом деле?

           Наблюдая за человеком бизнеса,  вы увидите у него набор  определенных качеств, которые не характерны для представителей других профессий. Но это вовсе не те простые свойства, базовые черты характера, которые можно найти при помощи традиционных тестирований или еще какими-нибудь изощренными методами. Это иное - это уникальный сплав, установка, аттитюды, способные воспринимать и принимать решения, действия и навыки, которые сформировались на определенных стадиях жизни в бизнесе, которые видоизменяются одновременно с изменениями и развитием бизнеса, постоянно трансформируются из одного состояния в другое.

           Обсудим лишь наиболее специфические  из качеств, которые, тем не  менее, можно смело относить  к ключевым. Первое из них - умение управлять людьми, качество  социально-психологического характера.

           Одним из главных свойств Человека  бизнеса является активность - это  полная готовность в сложных  условиях неопределенности - весьма  неспецифичное для бизнеса условие, которое, кроме этого, просто необходимо для первых шагов в развитии бизнеса, который может быть возведен позднее. Тесно связанные с активностью целеполагание в бизнесе имеют свою особенность, которая заслуживает вашего внимания.

         Два остальных качества определяются  по мере развития, взросления  бизнеса и предпринимателя. Ими  являются маркетинговая ориентация  и с чётность мышления. Степень развития этих качеств напрямую определяет успешность в бизнесе, да и выживание бизнесмена в целом.

         Можно долго говорить о том,  насколько эти качества врастают  в человека, который занимается бизнесом, и насколько они формируют его особенности, как личности. Видимо, как и в остальных видах профессиональной деятельности, укорененность профессиональных качеств в человеке, может значительно отличаться, отображаясь в широком спектре, который ограничивается двумя гранями - лишь поверхностного уровня - знание, до "профессионального кретинизма", как правильно отметил в своих работах Маркс.

          Как бы то ни было, но деятельность  бизнесмена требует от него  овладением еще одной картины мира - наравне с теми, которые ему приходилось осваивать ранее, в предыдущем опыте. Человек способен жить в рамках одной из них, либо же ему предоставляется возможность гибко чередовать их. Можно пытаться не видеть существование множества картин мира, но можно сделать выбор между ними, который будет соответствовать требованиям и целям конкретной ситуации.

          Можно смотреть на этот мир,  как на "политический", глядя  на него сквозь призму политических  событий и решений, а можно  смотреть на него, как на "экономический  мир", который находится в ведении  макроэкономических законов и тенденций; можно, как на мир "психологический", который виднеется сквозь динамику человеческих отношений и мотивов; можно представлять его себе, как мир "технотронный", или же, как "экстрасенсорно-энергетический", и даже как семейный. Словно медик, который хорошо видит проявление физиологической болезни по массе признаков, бизнесмен приходит к формированию способов создания собственной картины мира и действий в нем, уделяя наибольшее внимание своим ключевым факторам. Особые методы и принципы восприятия и построения отношений с людьми, методы проявления целеполагания и активности, способность анализировать и просчитывать ситуацию, способность организовать действия в динамических процессах рынка являются неотъемлемой составляющей специфической картины мира предпринимателя.

         Перечисленные качества не являются  неизменными, не являются постоянными, раз и навсегда сформированными, застывшими на месте. Они постоянно трансформируются, перетекая из одного состояния в другое, и попадая на новый уровень, осваивая новые роли и позиции в бизнесе, непременно приобретают специфические свойства. Динамичность этих проявлений определяется внутренней потребностью и готовностью человека, и кроме этого развитием условий для бизнеса. Человек должен своими намерениями опережать будущие потребности деятельности, а не запаздывать своей реакцией на них. Это и является одним из составляющих требований игры, которую предлагает бизнес человеку - кто не успел, тот опоздал. И если бизнесмен не в силах изменить свой способ мышления, исправить свои установки и свое поведение ранее, чем его достигнут критические изменения вокруг, то он проигрывает эту игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Верхан П.Х. Предприниматель. - Минск: MPPO, 1992.
  2. Гинс Г.К. Предприниматель. - Минск:  MPPO, 1992.
  3. Левашова Т.Н. Об этикете. - М.: Искусство, 1985.
  4. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал № 1. - М.: Лик пресс, 1995.
  5. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М.: ИС, 1994.

 

 


Информация о работе Этика - психологические качества, необходимые для предпринимателя