Профессиональная этика предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Современный человек постоянно находится в ситуациях общения-дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Еще римский философ Марк Аврелий Антоний говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И конечно же, огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются этикетом.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….. 3
2. Основная часть
2.1. Характеристика профессиональной этики………………………………….5
2.2. Сущность предпринимательской этики…………………………………….7
2.3. Правила этикета предпринимателя…………………………………………9
3. Заключительная часть………………………………………………………...11
4.Аннотация по статье Сизова В.С. Кто он – предприниматель? // («Российское предпринимательство»). № 6. 2008. С. 53-56…..…………..…..12
5.Этическая концепция В. С. Соловьева (по работе «Оправдание добра. Нравственная философия». - Ч. 1. «Добро в человеческой природе»)……....13
6. Глоссарий……………………………………………………………………...14
7. Список используемой литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика предпринимателя 2.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 Кафедра культурологии и философии

НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

НА ТЕМУ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент I-го курса

направления

«Экономика»

  Макаренко  Анастасия

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

доктор культурологии, профессор

                                                                                                                                         Жукоцкая З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2012

 

 

План

1. Введение……………………………………………………………………….. 3

2. Основная часть

2.1. Характеристика профессиональной  этики………………………………….5

2.2. Сущность предпринимательской  этики…………………………………….7

2.3. Правила этикета  предпринимателя…………………………………………9

3. Заключительная часть………………………………………………………...11

4.Аннотация по статье Сизова В.С. Кто он – предприниматель? // («Российское предпринимательство»). № 6. 2008. С. 53-56…..…………..…..12

5.Этическая концепция В. С. Соловьева (по работе «Оправдание добра. Нравственная философия». - Ч. 1. «Добро в человеческой природе»)……....13

6. Глоссарий……………………………………………………………………...14

7. Список используемой литературы…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Не отвлекайтесь, когда вы разговариваете с людьми.

С. Паркинсон.

Современный человек постоянно находится в ситуациях общения-дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Еще римский философ Марк Аврелий Антоний говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И конечно же, огромное количество деловых контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него соблюдения ряда условий и правил. Эти правила именуются этикетом.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но один термин. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

Люди, полагающие, что  организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление о профессиональной этике. Профессиональная этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Реализуя себя в качестве предпринимателя, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и  сбытовыми процессами. Мы постоянно  имеем дело с людьми – руководим подчиненными, советуемся со специалистами, ведем переговоры с партнерами, общаемся с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо мы это делаем, зависит наша репутация и авторитет, а соответственно, и успех нашего дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная  часть

2.1. Характеристика профессиональной этики

Профессиональная этика  представляет собой систему моральных  принципов, норм и правил поведения  специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

 а) профессиональную  солидарность (иногда перерождающуюся  в корпоративность);

 б) особое понимание  долга и чести;

 в) особую форму  ответственности, обусловленную  предметом и родом деятельности.

 Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики. Эти установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах профессиональной этики, а именно:

- беспристрастность, объективность;

- прямота;

- конфиденциальность;

-большое старание (обязанность заботы);

- точное исполнение профессиональных обязанностей;

- избежание потенциальных или явных конфликтов.

К объектам изучения профессиональной этики можно отнести:

- отношения трудовых коллективов;

- нравственные качества специалиста, которые позволят ему выполнять профессиональный долг на необходимом уровне;

- особенности профессионального воспитания;

- нравственные нормы, специфические для данного профессионального коллектива, взаимоотношения внутри его.

Профессиональная этика  не является следствием неравенства  в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

2.2. Сущность предпринимательской этики

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормами нормативных актов, невыполнение которых грозит серьёзными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.

В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

Предпринимательская этика  проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому  на себя обязательству, моральной ответственности  за невыполнение установленных правовыми  нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

-      быть убежденным в полезности своей деятельности не только (и 
не столько) для себя, но и для других, для общества, для государства;

-      исходить из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют 
работать;

-      верить в бизнес, относится к бизнесу как к искусству;

-      признавать необходимость конкуренции, но понимать и необходимость сотрудничества;

-      уважать себя как личность, а любую личность — как себя;

-      уважать любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

-      доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность;

-      ценить образование, науку и технику, культуру, уважительно относиться к вопросам экологии;

-     стремиться к внедрению нововведений;

-      не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

-      терпеть недостатки других людей;

-      согласовывать цели с личными целями сотрудников;

-      никого не унижать и др.

 

 

 

 

2.3. Правила этикета предпринимателя

С вопросами этики связаны нормы  и правила этикета. Любой предприниматель  должен овладеть навыками корректного  поведения и следовать этикету делового человека.

Этикет предпринимателя  включает следующие правила:

  1. Обращение, приветствие и знакомства.

В деловой обстановке руководителю не следует дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, а тем более партнер: следует приветствовать собеседника первым. Нельзя злоупотреблять обращением только по имени, принято испокон веков уважительно называть людей по имени-отчеству. При деловой встрече с незнакомыми людьми следует представится самому.

      2. Субардинация  в деловых отношениях.

Следует соблюдать принцип  эмоциональной нейтральности в  отношениях подчиненных: ко всем относиться ровно и выдержано вне зависимости  от личных симпатий и антипатий.

Руководитель должен уметь оказывать знаки внимания. Похвала, благодарность – не только проявления воспитанности, но и показатель уважительного отношения к собеседнику.

3. Организация деловых контактов.

Излишняя доступность  руководителя и подчиненного может  привести к панибратству, поэтому  следует ограничить число лиц, которые имеют право без уведомления входить к руководителю.

Информация о работе Профессиональная этика предпринимателя