Этапы подготовки к публичному выступлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. На каждом этапе у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас.

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 42.07 Кб (Скачать)

1. Этапы подготовки к  публичному выступлению

Для того чтобы выступление  на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского  мастерства. Не менее важно знать  и о том, как правильно заранее  подготовиться к речи. Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. На каждом этапе  у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную - взаимодействие с аудиторией, которые в свою очередь также подразделяются на этапы.

Согласно риторическому  канона Цицерона, подготовка к любому публичному выступлению, обеспечивающему  речи успех, включает пять элементов:

Спросите себя: "Кто  мои слушатели?". Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них.

Обязательно нужно принять  во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности  в данном вопросе.

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления - также  важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Этап подготовки содержательной стороны речи.

Стержневая идея - это  основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В  речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность  задать определенную тональность выступлению. При подготовке выступления (как  и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:

1.Что я делаю? 2.Зачем  я это делаю? 3.Как я это делаю?

Ответы на них помогут  определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно  заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры  речи).

 

Тема выступления. На первом этапе подготовки речи нужно выбрать  и уточнить тему выступления, т.е. четко  и ясно сформулировать, о каком  предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления (который, безусловно, закладывается уже в  процессе правильной подготовки к речи) во многом зависит от отношения и  интереса автора к теме.

Надо определить то, к  чему необходимо и можно пробудить  интерес слушателей. Тема диктуется  потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос "О чем будет говориться в  выступлении".

Например: "Об утрате национального  самосознания", "О речевом бескультурье", "О трудностях молодежи"… Тема не должна быть слишком обширной. Обилие проблем ведет к ее поверхностному освещению. А не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут разочарованы, неудовлетворенны.

Опыт показывает, что самое  лучшее прочтение лекции- это, как правило, ее первое прочтение: изложение материала, в котором лектор сам недавно разобрался; передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он "заражает" слушателей.

Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший  оратор обязательно каждый раз будет  вносить в нее что-то новое. И  опять-таки не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления  по-новому, "разумом новичка". Итак, новизна темы и ваш интерес  к ней - залог будущего успеха.

Цель речи. Следующий очень  важный шаг подготовки- определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее  воздействовать, оправдать ожидание слушателей. Практика показывает, что  молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Молодые  слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория  более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует  на слабость аргументации, пустословие.

Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому  расположить материал, подобрать  другие факты, заменить начало, финал  выступления и так далее. Целевая  установка отвечает на вопрос: "Для  чего об этом буду говорить?", "Что  я хочу изменить в сложившейся  ситуации?", "Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?"

Сверхзадача выступления, глубоко  продуманная, прочувствованная, поможет  создать яркое содержание и родить активное речевое действие.

Важно также отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление  можно готовить для того, чтобы  получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде.

Далее важно представить  себе то, что К.С.Станиславский называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома; или написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него; или написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".

Рабочий план. Третий шаг  подготовки к выступлению- составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над речью- сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь  в виду: сбор материала- это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.

Конечно, подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала  близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и  уровень теоретических знаний, и  опыт выступлений, и особенности  памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления…

Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный  план, который определит основные моменты содержания. Предварительный  план убережет от лишней траты времени  в работе с источниками, поможет  целенаправленно отбирать материал. При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место  и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая  прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать  собственные мысли, вырабатывать речевую  культуру. Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки  могут быть в виде цитат (обязательно  с указанием источника), краткой  записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.

Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли  автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли перемежаются с мыслями  автора). Полезно вести картотеку  по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это  главное убедительно преподнести  слушателям.

На этапе сбора материала  необходимо стараться думать о своей  теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке- где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!

Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению  необходимо заняться его формой: тщательно  продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит  от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки- подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать изобразительные  возможности, или богатство языка, а также явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а  вторых- избегать в своей речи.

Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи- это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла речь выше. Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая  речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких значениях оно употребляется Пушкиным?

1)Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом- "здание, строение");

2)Страшно выйти мне из дому (дом- "жилище, где кто-нибудь живет");

3)Всем домом правила одна Параша (дом- "домашнее хозяйство");

4)Три дома на вечер зовут (дом - "семья");

5)Дом был в движении (дом- "люди, живущие вместе"). Таким образом, разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые значения.

Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Совершенно однозначных  слов в русском языке совсем немного: лингвистика- языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться- хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить - быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Нет- избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!

Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также  за счет сравнений. Сравнения создают  неповторимые образы. Д.Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный, как … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот  наплакал, вверх тормашками). Главное  условие правильности речи- употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым  активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь. У  косноязычного человека речевая  бедность, неумение выразить мысль  часто соседствуют с негативными  явлениями, "засоряющими" речь. Названные  явления недопустимы в речи оратора.

Информация о работе Этапы подготовки к публичному выступлению