Этапы подготовки к публичному выступлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. На каждом этапе у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас.

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 42.07 Кб (Скачать)

Работа над формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому  оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал; затем  следует определить стиль будущей  речи: информационный, научный, художественный или публицистический; надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический… Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

Композиция - это и есть логика развития содержания по намеченному  плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может  быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение  основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).

Главный тезис - это кульминация  выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.

Особое внимание надо уделить  зачину и финалу выступления, не забывая  народную мудрость: "Начало и конец - всему делу венец". Удачное начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную  почву для совместной деятельности.

Существует много вариантное зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.

Какие же могут быть зачины? Можно просто начать с сообщения  темы и основных вопросов, которые  будут освещены в выступлении.

Можно идти от места и  времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.

Можно начать с интересного  факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат "мостиком" к основному содержанию и бесспорно  захватывают внимание слушателей. Можно  идти "от внезапного приступления к самой вещи".

Можно начать с выражения  отношения к собравшимся (академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал так: "Меня попросили выступить перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать").

Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме  речи. "Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет  ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений".

Можно заранее продумать  форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное "Здравствуйте", будет оценено вашими слушателями.

Обращение - важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: "Товарищи!", "Друзья!", "Уважаемые  слушатели!", "Уважаемые коллеги!", "Дорогие ветераны!", "Милые  женщины!"… - все зависит от того, к кому обращено это приветствие.

Как видим, арсенал вариантов  зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.

Не менее важен и  финал. Без заключительного аккорда  речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет  фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить  точку. А ведь "лишнее слово в  досаду вводит". Необходимо продумать, какими именно словами закончить  выступление - с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная  мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические  строки, или меткое, острое словцо, наполненное  юмором… В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, "остыть". В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Концовка - это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Удачность конструкции последних  фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет  аплодисменты слушателей, но и превратит  их в ваших приверженцев.

В главной части выступления  всесторонне раскрывается тема и  идея. Осуществляется логический переход  от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать  на части (разделы). Такое деление  облегчает слушателям восприятие и  усвоение материала.

Переход от одной части  к другой можно осуществлять с  помощью таких слов и выражений: "Следовательно", "Итак", "Значит", "В дополнение скажу", "С одной  стороны - с другой стороны", "Перейдем к следующему разделу"…. Эти "переходные" слова как бы подытоживают сказанное  и направляют внимание на продолжение  речи. Конец раздела (части) можно  отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи. Многое в выступлении  оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

Информационный стиль - это, главным образом, передача того или  иного содержания, информации. И  речь при этом отличается "логической интонацией" - без яркой эмоциональной  или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению  или радио.

Научный стиль ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание  важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют глаголы: "заинтересовать", "доказать", "убедить", "вызвать  желание изучать, углублять знания"…

Художественный стиль - это  триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая  эмоционально-чувственную природу  человека.

Публицистический стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение…

Специфика стилей в том, что  в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых  и эмоциональных компонентов. Часто  во время выступления стили как  бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного  стиля (образная иллюстрация). В художественный стиль - публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к  размышлению, и т.д.). Все зависит  от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.

Способы изложения материала, которые, как и стили речи, перемежаются в процессе непосредственного общения  со слушателями, разделяются также  на несколько видов.

Хронологический прием изложения  материала предполагает исторический подход к освещению проблемы. Он может быть обогащен приемом ретроспективного показа событий: начать с наших дней, а потом "уйти" в историю  вопроса, с тем, чтобы вновь вернуться  в сегодня.

Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют  действенно, ярко подчеркнуть контрастность  позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда  надо раскрыть истинные ценности жизни.

В публичном выступлении  используются дедуктивный (от общих  положений к частным примерам) и индуктивный (от частных примеров, случаев, событий, фактов к обобщению) способы мышления. Индукция и дедукция взаимно дополняя друг друга. Так, например, высказанная мысль о падении речевой культуры народа подтверждается многочисленными примерами из передач радио и телевидения; затем делается вывод, раскрываются причины.

Полезно прибегать и к  такому приему, как повтор, когда  неоднократно повторяется главная  мысль. Прием повтора эмоционально усиливает значимость содержания речи, делает более понятной сверхзадачу  оратора. Создавая композицию выступления, надо соблюдать и простейший методический принцип: мысль должна двигаться  от простого к сложному, от известного к новому. И еще: в речевом общении взаимодействуют информационный и смысловой уровни (передача содержания и передача подтекста, отношения к сказанному). Только на втором, смысловом, уровне проявляется конкретное содержание и цель выступления. Создавая текст будущей речи, надо учитывать этот второй (смыслово-подтекстовой) уровень передачи содержания. Ведь речевое общение осуществляется на основе не только логики, но и конкретно-чувственного, образного представления о действительности. Оратор воздействует на слушателей своими видениями того, о чем говорит. Отбирайте в свою "копилку" факты, примеры, картины жизни, искусства, литературы. Тогда любая абстрактная мысль, проиллюстрированная ими, будет живой, пульсирующей.

Доказательность в ораторском искусстве - это фундамент, ее "мускулы". Все разваливается, повисает в воздухе, если оратор не сумел обосновать свои положения и выводы. Любое положение  следует объяснить, доказать. "Доказательство, как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов. Первый - тезис доказательства, то есть положение, истинность которого обосновывается в тексте. Второй - аргументы (доводы), доказательства, исходные теоретические  или фактические положения, с  помощью которых ведется обоснование. Третий элемент - демонстрация, то есть логическая связь, показывающая зависимость  между аргументом и тезисом. Таким  образом, тезис - это то, что доказывают, демонстрация - способ обоснования  тезиса".

Фактический материал повышает научный уровень речи. Но факт факту - рознь. Факт может оказаться случайным, не типичным, не коренным. Только достоверные, типичные, убедительные, социально  глубокие факты, проанализированные с  определенных позиций, взятые в единстве и взаимосвязи, могут доказать основную мысль выступления. В зрелой, теоретически подготовленной аудитории фактов требуется  меньше, чем в молодежной аудитории, у людей с меньшим жизненным  опытом.

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше  всего, когда в устном выступлении  количество цифрового материала  ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Надо обратить внимание и  на искусство цитирования. Цитата, ссылка на авторитет - сильное средство доказательности. Она обладает особой внушающей силой, повышает смысловую и эмоциональную  насыщенность речи. Цитирование не обязательно должно быть дословным. Можно своими словами передать мысль, но об этом надо непременно сообщить аудитории. В качестве цитат приводятся мысли  из книг, статей, научных трудов, художественной литературы… Цитирование направлено на подтверждение главной мысли  выступления. Но не следует перегружать  свою речь цитатами, иначе в них  потонет ваша собственная точка  зрения, и вы оставите впечатление  неуверенного человека.

Этап окончательной подготовки выступления. Итак, выступление написано. Заранее позаботьтесь о его структуре, о словесном оформлении, стремясь к понятности, информативности, выразительности  языка, богатстве словаря.

Начинающему оратору написать целиком текст выступления очень  полезно. Даже психологически, когда  вы знаете, что перед вами лежит  полный текст, это придает уверенность.

На завершающем этапе  удобно пользоваться маркерами, выделяя  цветом ключевые фразы текста (разметка). И, конечно, поменьше зачеркиваний и  надписываний.

Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий  должен тут же видеть интересующие его фрагменты.

(Что касается ораторов  более опытных, то они вполне  могут ограничиться подготовкой  развернутого плана-конспекта.)

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления.

Выступите перед родными, знакомыми, друзьями, просто перед пустыми  стульями, воображая что на них сидят слушатели. Пообщайтесь с ними! Сделайте так несколько раз.

Можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы  проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Коммуникативная фаза - последний  этап - произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и  т.д.

Репетиционный период покажет: насколько хорошо вы владеете материалом, какие места выступления оказались  слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов или цитат; хороши ли зачин и финал, как вы владеете культурой и выразительностью речи.

Не пытайтесь говорить "по памяти", мыслите, заново творите  свое выступление, не боясь оформлять  мысли разными языковыми средствами.

Помните: заученный текст  написанного выступления парализует мыслительный процесс оратора, и  его речь будет мертва.

Поэтому обязательно "с  пером в руке" надо готовиться к выступлению, но также обязательно  следует отбросить домашнюю заготовку  и вести живой разговор с аудиторией.

1.1. Способы  выступление с речью  

 Существует  три способа произношения речи: 
- Чтение текста; 
- Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст); 
- Свободная импровизация (экспромт). 
   Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания. 
   Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст. 
   Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками. 
   После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим. 
   Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

Информация о работе Этапы подготовки к публичному выступлению