Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Композиция публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Краткое описание

Большую часть жизни современный человек проводит на публике. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность- умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим! Продавец, взаимодействуя с покупателями - публичен. Менеджер, общаясь с коллегами, подчинёнными и руководством - публичен. Руководитель организации, лидер любого сообщества - публичен. Это неотъемлемая, повседневная часть нашей деятельности.

Файлы: 1 файл

артур.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации 

Новокузнецкий филиал-институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный  университет» 

Кафедра систем автоматизации  управления 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ И  КУЛЬТРЕ РЕЧИ

ПО  ТЕМЕ

Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Композиция публичного выступления. 

                                                                            
 
 
 

                                Выплнил:

                           Студент  группы ЭЭП-11

                              Гивит Артур 

                                                                               Проверил:

                                                                             к.ф.н., доцент

                              Суркова А.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2011. 
 

Большую часть  жизни современный человек проводит на публике. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность- умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим! Продавец, взаимодействуя с покупателями - публичен. Менеджер, общаясь с коллегами, подчинёнными и руководством - публичен. Руководитель организации, лидер любого сообщества - публичен. Это неотъемлемая, повседневная часть нашей деятельности.

Сегодня, в начале XXIв., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

Публичное выступление представляет собой  процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя. Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой-большой аудиторией, которую они видят в первый раз. Но и в случаях личного знакомства с теми или иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело. Подавляющее большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки. Помните афоризм Марка Твена: "Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом".

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Следовательно, актуальность данной темы очевидна.

Цель - охарактеризовать основные этапы подготовки к публичному выступлению.

Работа состоит  из введения, двух частей, заключения и  списка использованной литературы.

 

1. Этапы  подготовки к публичному выступлению

Для того чтобы  выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов. На каждом этапе у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную - взаимодействие с аудиторией, которые  в свою очередь также подразделяются на этапы.

Согласно риторическому канона Цицерона, подготовка к любому публичному выступлению, обеспечивающему речи успех, включает пять элементов:

Спросите  себя: "Кто мои слушатели?". Если ответ затруднителен, то лучше представить  себе группу из двух-трех человек, к  которым обращено выступление и готовить речь для них.

Обязательно нужно принять во внимание следующие  характеристики аудитории: возраст; уровень  образования; профессия; цель прихода  людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе.

Желательно  заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы  лучше узнать аудиторию.

Место выступления - также важный фактор успешного  выступления. Для того чтобы чувствовать  себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Этап подготовки содержательной стороны речи.

Стержневая  идея - это основной тезис, который  необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая  идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:

1.Что я  делаю? 2.Зачем я это делаю? 3.Как  я это делаю?

Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а  также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны  речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).

 

Тема выступления. На первом этапе подготовки речи нужно  выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления (который, безусловно, закладывается уже в процессе правильной подготовки к речи) во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.

Надо определить то, к чему необходимо и можно  пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос "О чем будет говориться в выступлении".

Например: "Об утрате национального самосознания", "О речевом бескультурье", "О  трудностях молодежи"… Тема не должна быть слишком обширной. Обилие проблем  ведет к ее поверхностному освещению. А не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут разочарованы, неудовлетворенны.

Опыт показывает, что самое лучшее прочтение лекции- это, как правило, ее первое прочтение: изложение материала, в котором  лектор сам недавно разобрался; передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он "заражает" слушателей.

Если же приходится говорить на давно известную  тему, то хороший оратор обязательно  каждый раз будет вносить в  нее что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления по-новому, "разумом новичка". Итак, новизна темы и ваш интерес к ней - залог будущего успеха.

Цель речи. Следующий очень важный шаг подготовки- определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Для определения  цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как  лучше на нее воздействовать, оправдать  ожидание слушателей. Практика показывает, что молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Молодые слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации, пустословие.

Оратор может  тот же самый текст выступления  корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому расположить  материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так  далее. Целевая установка отвечает на вопрос: "Для чего об этом буду говорить?", "Что я хочу изменить в сложившейся ситуации?", "Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?"

Сверхзадача выступления, глубоко продуманная, прочувствованная, поможет создать  яркое содержание и родить активное речевое действие.

Важно также  отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление можно готовить для  того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы  понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде.

Далее важно  представить себе то, что К.С.Станиславский  называл "сверхзадачей выступления", т.е. представить себе идеальный  исход: чего автор речи хочет добиться? Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома; или написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него; или написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".

Рабочий план. Третий шаг подготовки к выступлению- составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала. Следующий, четвертый, шаг работы над речью- сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что  нужно иметь в виду: сбор материала- это не сбор информации. Это не столько  чтение книг, сколько вынашивание  собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня.

Конечно, подготовка к выступлению - это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала  близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления…

Но есть общие рекомендации для всех. Полезно  создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал. При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры - все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру. Не случайно бытует изречение: "Хорошая память - великое благо, но лучшее благо - это бумага". Выписки могут быть в виде цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.

Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение  содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли перемежаются с мыслями автора). Полезно вести картотеку по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.

На этапе  сбора материала необходимо стараться  думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке- где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Наиболее удобный вариант для записи, конечно, компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл "Заметки по поводу" и каждый раз, когда в голову приходит перспективная мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого, нужно для себя определить, как часто (раз в пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы. Потом, когда начнется этап компоновки материала, выяснится, что уже процентов на восемьдесят ваша речь готова!

Информация о работе Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Композиция публичного выступления