Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Композиция публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Краткое описание

Большую часть жизни современный человек проводит на публике. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность- умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим! Продавец, взаимодействуя с покупателями - публичен. Менеджер, общаясь с коллегами, подчинёнными и руководством - публичен. Руководитель организации, лидер любого сообщества - публичен. Это неотъемлемая, повседневная часть нашей деятельности.

Файлы: 1 файл

артур.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Структура речи. После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки- подготовка к непосредственному  изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия - умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

На этапе  словесного оформления выступления  объектами внимания оратора должны стать изобразительные возможности, или богатство языка, а также  явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых- избегать в своей речи.

Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи- это количество слов, которые использует оратор. У Пушкина, например, в активном обращении было более 20тысяч слов, а известная героиня Ильфа и Петрова Эллочка Щукина "легко и свободно обходилась тридцатью", о чем уже шла речь выше. Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая речь характеризуется также  правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом. В каких значениях оно употребляется Пушкиным?

1)Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом- "здание, строение");

2)Страшно  выйти мне из дому (дом- "жилище, где кто-нибудь живет");

3)Всем домом правила одна Параша (дом- "домашнее хозяйство");

4)Три дома на вечер зовут (дом - "семья");

5)Дом был в движении (дом- "люди, живущие вместе"). Таким образом, разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые значения.

Синонимы. Ничто  так не обогащает речь оратора, как  синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке  совсем немного: лингвистика- языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться- хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, кататься от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить - быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Нет- избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!

Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора  происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы. Д.Карнеги в книге "Как  вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодныйкак … лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение  делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками). Главное условие правильности речи- употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника. Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей).

Итак, богатство  и разнообразие публичной речи создается  богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь. У косноязычного человека речевая  бедность, неумение выразить мысль  часто соседствуют с негативными  явлениями, "засоряющими" речь. Названные явления недопустимы в речи оратора.

Работа над  формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал; затем  следует определить стиль будущей речи: информационный, научный, художественный или публицистический; надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический… Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

Композиция - это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и  развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь  могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить  и тезисы по плану. Тезисы - это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).

Главный тезис - это кульминация выступления. В  нем раскрывается цель, сверхзадача  оратора.

Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: "Начало и конец - всему делу венец". Удачное  начало - половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.

Существует  много вариантное зачина. В зависимости  от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.

Какие же могут  быть зачины? Можно просто начать с  сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.

Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.

Можно начать с интересного факта, события. Жизненный  материал, волнующие факты служат "мостиком" к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей. Можно идти "от внезапного приступления к самой вещи".

Можно начать с выражения отношения к собравшимся (академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал  так: "Меня попросили выступить  перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать").

Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи. "Вы пришли в школу  живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений".

Можно заранее  продумать форму обращения к  аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное "Здравствуйте", будет оценено вашими слушателями.

Обращение - важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: "Товарищи!", "Друзья!", "Уважаемые слушатели!", "Уважаемые коллеги!", "Дорогие ветераны!", "Милые женщины!"… - все зависит от того, к кому обращено это приветствие.

Как видим, арсенал вариантов зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.

Не менее  важен и финал. Без заключительного  аккорда речь воспринимается как  нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак  не может поставить точку. А ведь "лишнее слово в досаду вводит". Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление - с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором… В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, "остыть". В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Концовка - это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Удачность  конструкции последних фраз, усиленная  их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

В главной  части выступления всесторонне  раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли  к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.

Переход от одной части к другой можно  осуществлять с помощью таких слов и выражений: "Следовательно", "Итак", "Значит", "В дополнение скажу", "С одной стороны - с другой стороны", "Перейдем к следующему разделу"…. Эти "переходные" слова как бы подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела (части) можно отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи. Многое в выступлении оратора  зависит от стиля речи. Стили разделяют  на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

Информационный  стиль - это, главным образом, передача того или иного содержания, информации. И речь при этом отличается "логической интонацией" - без яркой эмоциональной  или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению или радио.

Научный стиль  ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют  глаголы: "заинтересовать", "доказать", "убедить", "вызвать желание изучать, углублять знания"…

Художественный  стиль - это триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая эмоционально-чувственную  природу человека.

Публицистический  стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение…

Специфика стилей в том, что в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых и эмоциональных компонентов. Часто во время выступления стили как бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного стиля (образная иллюстрация). В художественный стиль - публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к размышлению, и т.д.). Все зависит от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.

Способы изложения  материала, которые, как и стили речи, перемежаются в процессе непосредственного общения со слушателями, разделяются также на несколько видов.

Хронологический прием изложения материала предполагает исторический подход к освещению  проблемы. Он может быть обогащен приемом  ретроспективного показа событий: начать с наших дней, а потом "уйти" в историю вопроса, с тем, чтобы вновь вернуться в сегодня.

Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют действенно, ярко подчеркнуть  контрастность позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда надо раскрыть истинные ценности жизни.

Информация о работе Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Композиция публичного выступления